г. Пермь
17 октября 2008 г. |
Дело N А60-17956/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.10.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Нилоговой Т.С., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.
при участии:
от заявителя - ООО "Расчетно-кассовый центр": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - ИФНС России по г. Ревда Свердловской области: Петров О.В., удостоверение N 375178, доверенность от 14.10.2008г., Романова Р.М., удостоверение N 374843, доверенность от 14.10.2008г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя-
ООО "Расчетно-кассовый центр"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 сентября 2008 года
по делу N А60-17956/2008,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению ООО "Расчетно-кассовый центр"
к ИФНС России по г. Ревда Свердловской области
о признании недействительным постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Расчетно-кассовый центр" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ревде Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) от 24.07.08г. N 270897 о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей по ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда первой инстанции не согласен и по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на доказанность в действиях общества вины.
Представитель налогового органа в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, пояснил, что налоговым органом доказан факт неоприходования заявителем в кассу предприятии суммы наличных денежных средств, полученных от покупателей с применением ККМ, за период с 26.05.2008г. по 15.07.2008г. в сумме 61 960,62 руб.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в период с 15.07.2008г. по 22.07.2008г. налоговым органом проведена проверка в отношении ООО "Расчетно-кассовый центр" по вопросу полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу общества наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники.
В ходе проверки налоговым органом установлен факт неоприходования в кассу общества полученных от покупателей наличных денежных средств с применением ККМ за период с 26.05.2008г. по 15.07.2008г. в размере 61960 рублей 62 копеек в нарушение требований ст.3 Порядка ведения кассовых операций N 40 от 22.09.1993г. и требований п.2.1, п.3.4, п.4.3, п.4.7, п.6.1, п.6.2, п.6.3, п.6.6 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин N 104, по результатам проверки 22.07.2008г. оформлен акт проверки полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу ООО "Расчетно-кассовый центр" наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт N 13.
22.07.2008г. в отношении общества в присутствии его законного представителя-директора Н.Ю. Барышниковой составлен протокол об административном правонарушении N 2715777.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении налоговым органом вынесено постановление от 24.07.2008г. N 270897 о привлечении ООО "Расчетно-кассовый центр" к административной ответственности, предусмотренной ст.15.1 КоАП РФ, за нарушение порядка ведения кассовых операций в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.1 КоАП РФ.
Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, является законным и обоснованным.
В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В соответствии с пунктами 22, 23, 24 Порядка в кассовой книге должны учитываться поступление и выдача денежной наличности.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Согласно п.4.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утвержденные Письмом Минфина России от 30.08.1993г. N 104) в конце рабочего дня кассир предприятия должен составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному кассовому ордеру.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Для установления факта неоприходования наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, необходимо установить разницу между показаниями контрольно-кассовой техники и кассовой книгой организации.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что разница между суммами наличных денежных средств, отраженными в кассовой книге и суммами наличных денежных средств, полученными с применением ККМ, зафиксированными в фискальном отчете за период с 26.05.2008г. по 15.07.2008г. составили 61960 руб.62 коп., что свидетельствует о неоприходовании заявителем в кассу общества указанной суммы наличных денежных средств, полученных от покупателей.
Факт совершения заявителем административного правонарушения по ст.15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 22.07.2008г. N 13, протоколом об административном правонарушении от 22. 07.2008. N 103, а также объяснениями директора общества Барышниковой Н.Ю. от 22.07.2008г.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Каких- либо доказательств того, что общество приняло все необходимые меры по обеспечению соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники, суд апелляционной инстанции не усматривает, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершенном административном правонарушении.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что вина в действиях заявителя доказана административным органом, и общество правомерно привлечено к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ.
На основании изложенного обжалуемое постановление налогового органа N 270897 от 24.07.2008г. является законным и обоснованным.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что расхождения показаний контрольно-кассовой техники и кассовой книги общества не свидетельствуют о неоприходовании денежных средств, поскольку имеет место неправильное оформление кассиром кассовой книги в части возврата денежных средств, подлежат отклонению.
Согласно Методическим рекомендациям по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККТ, утвержденным ЦБ РФ от 18.08.1993г. N 51, проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, проводится путем сравнения выручки по отраженным в фискальном отчете ККТ данным суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, и данных кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию.
В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998г. N 132 "Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин" акт КМ-3 применяется в организациях для оформления возврата денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам. В акте должны быть перечислены номер и сумма каждого чека.
Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии и вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, сдаются в бухгалтерию организации и хранятся в документах за данное число. На сумму денег по возвращенным покупателями (клиентами) чекам уменьшается выручка кассы и заносится в Журнал кассира - операциониста (форма N КМ-4). Акт подписывается ответственными лицами комиссии в составе руководителя, заведующего отделом (секцией), старшего кассира и кассира - операциониста организации.
Данная операция совершается и в случае ошибки кассира-операциониста при вводе большей суммы и невозможности погашения чека в течение смены.
В соответствии с пунктами 14-16 Порядка ведения кассовых операций в РФ возврат денежных средств осуществляется из главной кассы организации на основании письменного заявления клиента с указанием фамилии, имени и отчества и при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его удостоверяющего). Для возврата денег клиенту из главной кассы предприятия составляется расходно-кассовый ордер с обязательным указанием фамилии, имени, отчества покупателя, его паспортных данных или иного документа, удостоверяющего личность.
Порядок составления и оформления расходно-кассового ордера утвержден постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 18.08.1998г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
В соответствии со ст.9 Федерального закона все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых указан в п.2 ст.9 Закона.
При несоблюдении вышеперечисленных требований к оформлению возврата денежных средств клиентам за возвращенный товар или сумм, ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом, организация из-за отсутствия оснований для уменьшения выручки фактически допускает неоприходование части выручки.
На момент проведения проверки согласно требованию налогового органа от 15.07.2008. N 13 заявителем не представлены оправдательные документы возврата наличных денежных средств клиентам: акты КМ-3, оригиналы первоначальных чеков и чеков возврата на сумму 61 960,02 руб. за период с 26.05.2008г. по 15.07.2008г., следовательно, доказательства того обстоятельства, на которое ссылается податель апелляционной жалобы, что фактически имеет место неправильное оформление кассиром кассовой книги в части возврата денежных средств, а не неоприходование денежных средств, отсутствуют. Возврат денежных средств, на что указывает в жалобе апеллятор, объективно ничем не подтвержден, следовательно, ссылка на неправильное их оформление несостоятельна.
Кроме того, факт совершения правонарушения заявитель признал при подаче заявления, в котором пояснил, что расхождения между данными фискального отчета и кассовой книгой по денежным средствам, полученным в период с 01.01.2008г. по 15.07.2008г. с применением ККТ возникли из-за отсутствия оправдательных документов - актов КМ-3, первоначальных чеков и чеков возвратов и неотражением данных сумм по графе N 15 в журнале КМ-4.
Во время проведения проверки директор общества Барышникова Н.Ю. также признала тот факт, что акты формы КМ-3 не оформлены, чеки на возврат средств отсутствуют, что подтверждается ее объяснениями от 22.07.2008г.
ООО "Расчетно-кассовый центр" в силу специфики своей деятельности несет ответственность на надлежащее выполнение обязанностей работниками и обязан принять все зависящие от него меры, исключающие нарушение законодательства, определяющего порядок оприходования денежных средств, поступающих в оплату коммунальных услуг от клиентов.
Согласно ст.5 Федерального закона от 22.05.2003г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Действующим законодательством определен порядок обращения с денежной наличностью, поступающей в оплату товаров, услуг - от приема кассиром денег до оформления возврата по ошибочно выбитым суммам.
На основании вышеизложенного, при проверке полноты оприходования наличных денежных средств в кассу ООО "Расчетно-кассовый центр", полученных с применением ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением, налоговым органом доказано и материалами дела подтверждается неотражение данных журнала кассира-операциониста в кассовой книге, приходных кассовых ордерах, что привело к нарушению требований "Порядка ведения кассовых операций в РФ", утвержденного Решением Совета Директоров Банка России N 40 от 22.09.1993г., требований Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Типовых правил эксплуатации ККМ N 104, следствием чего явилось неоприходование в кассу предприятия суммы наличных денежных средств, полученных от покупателей с применением ККМ.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства, а также не подтвержденные материалами дела.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу данных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 сентября 2008 г. по делу N А60-17956/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Расчетно-кассовый центр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий: |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17956/2008-С6
Истец: ООО "Расчетно-кассовый центр"
Ответчик: ИФНС России по г. Ревда Свердловской области
Третье лицо: ООО "Управление ЖКХ"
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7481/08