г. Владимир |
Дело N А38-4630/2007-21-87 |
(21/11-2008)
16 мая 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 08.05.2008.
Полный текст постановления изготовлен 16.05.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Родиной Т.С., Аксеновой Г.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", г. Йошкар-Ола, на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.02.2008 по делу N А38-4630/2007-21-87 (21/11-2008), принятое судьей Масловым Е.В.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" к товариществу собственников жилья "8 марта", при участии третьего лица - муниципального образования "Медведевский муниципальный район" в лице финансового отдела муниципального образования "Медведевский муниципальный район", о взыскании 559 252 рублей 54 копеек,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя жалобы) - Бакунцева Н.В. по доверенности от 12.02.2007 N 11 (сроком действия до 31.12.2008);
от ответчика - представитель не явился, извещен (уведомление N 30656);
от третьего лица - представитель не явился, извещен (уведомление N 30655),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к товариществу собственников жилья "8 марта" о взыскании задолженности в сумме 368 252 рублей 54 копеек по оплате тепловой энергии за период с 01.11.2006 по 31.05 2007 года (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования основаны на статьях 309, 310, 539, 540, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы нарушением ответчиком условий договора о сроках оплаты переданной тепловой энергии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Медведевский муниципальный район" в лице финансового отдела муниципального образования "Медведевский муниципальный район".
Решением от 29.02.2008 суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично. Взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в сумме 143 620 рублей 22 копеек. В остальной части иска отказал.
Муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", не согласившись с принятым решением от 29.02.2008, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить на основании пунктов 3, 4 части 1, пунктов 1, 2, 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права, неприменением закона, подлежащего применению.
Заявитель указывает, что для энергоснабжающей организации Республиканской службой по тарифам РМЭ установлен один единый экономически обоснованный тариф, однако доводы истца об установлении ему одного единого тарифа судом во внимание не приняты и не оценены.
По мнению заявителя жалобы, расчет задолженности ответчика, согласно которому он признает задолженность ТСЖ "8 Марта" перед МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" за период с 01.11.2006 по 31.05.2007 в сумме 143 620 руб. 22 коп, противоречит действующему законодательству и условиям заключенного договора N 184 от 13.01.2006. В связи с этим не согласен с выводом суда о том, что оплата за тепловую энергию должна производиться по ставкам, установленным для населения, а не по тарифам для юридических лиц.
Отмечает, что ставки оплаты услуг отопления не могут применяться при расчете размера платы за тепловую энергию с МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", так как это противоречит условиям договора энергоснабжения N 184 от 13.01.2006, указанные ставки применяются к отношениям по предоставлению коммунальных услуг и устанавливаются органом местного самоуправления для физических лиц.
Считает, что не исследованы судом правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Ссылаясь на пункт 15 Правил, заявитель считает, что МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" коммунальные услуги населению не предоставляет. В отношениях по договору N 184 от 13.01.2006 истец выступает в качестве "ресурсоснабжающей организации", то есть юридического лица, осуществляющего продажу коммунальных ресурсов. Жильцы многоквартирных домов, находящихся в управлении ТСЖ "8 Марта", не являются стороной договора N 184 от 13.01.2006. Коммунальные услуги им оказывает товарищество собственников жилья. Однако в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам ТСЖ "8 Марта" производит расчет размера платы за коммунальные услуги для потребителей исходя не из норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м), а по ставке оплаты услуг отопления.
Заявитель жалобы в заседании суда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание явку полномочных представителей не обеспечили. Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что 13.01.2006 между МУП "Йош-кар-Олинская ТЭЦ-1" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "8 марта" заключен договор купли-продажи тепловой энергии в виде горячей воды N 184, по условиям которого МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" приняло на себя обязательство продавать ответчику тепловую энергию, а ТСЖ "8 марта", в свою очередь, обязался оплачивать потребленную энергию.
Срок действия договора установлен сторонами один год и был продлен на 2007 год, поскольку по окончании срока его действия ни одна из сторон не заявила о его прекращении или изменении (пункт 8.1 договора).
У ТСЖ "8 марта" приборов учета нет. Учет количества тепловой энергии ведется расчетным путем (пункт 4.8. договора).
МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" во исполнение договора подало тепловую энергию в жилые дома, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, пос. Сурок, ул. Дружбы, д.1 и д. 2, ул. Мира, д. 2, что не оспаривается ответчиком и подтверждается имеющимися в деле доказательствами: счетами-фактурами и платежными требованиями (т. 1, л.д. 56-63).
Предметом иска МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" явилось взыскание с ТСЖ "8 марта" задолженности за тепловую энергию, поданную с 01.01.2006 по 31.05.2007.
Разногласия у сторон возникли по вопросу порядка и метода расчета задолженности по оплате полученной тепловой энергии.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору на отпуск энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что тариф на тепловую энергию устанавливается органом государственного регулирования тарифов согласно Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предметом регулирования данного Закона являются правоотношения, возникающие при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" следует, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования. Решение органа местного самоуправления, принятое во исполнение переданных ему в соответствии с настоящей статьей полномочий и противоречащее законодательству Российской Федерации об электроэнергетике или принятое с превышением предоставленной ему компетенции, подлежит отмене соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что данный закон устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, к которым согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, кроме прочих, отнесены горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, законодатель разграничил понятия тарифов на тепловую энергию и товары (услуги) организаций коммунального комплекса и тарифов по централизованному отоплению и горячему водоснабжению как тарифов на коммунальные услуги.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Федеральный закон, регулирующий принципы и порядок установления тарифов на коммунальные услуги, на момент рассмотрения настоящего спора не принят. Вместе с тем, как следует из приведенной нормы, установление названных тарифов отнесено к полномочиям не только органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органов местного самоуправления, что корреспондируется с положениями части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктами 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
С учетом изложенного орган местного самоуправления Медведевского района вправе определять метод регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и устанавливать соответствующие тарифы для населения.
Из материалов дела следует, что избранный им метод регулирования тарифов на теплоснабжение и установление его для населения соответствует требованиям части 2 статьи 4 и статье 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Следует отметить, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" под потребителем понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).
В процессе разрешения спора арбитражный суд первой инстанции установил, что тепловая энергия поставлялась не для собственных нужд ТСЖ "8 марта", а для потребления ее населением, проживающим в трех жилых домах по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, пос. Сурок, ул. Дружбы, д.1 и д. 2, ул. Мира, д. 2.
ТСЖ "8 марта" является некоммерческой организацией - объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, для обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (п.1 ст. 135 ЖК РФ).
Ответчик не осуществляет функции перепродавца энергии, а перечисляет истцу лишь полученные от населения платежи.
Следовательно, оплата за поставляемую тепловую энергию должна производиться по ставкам, установленным для населения, а не по тарифам для юридических лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что правовые основания для применения в расчетах с ответчиком тарифов, установленных для юридических лиц и утвержденных Республиканской службой по тарифам Республики Марий Эл, у МУП "Иошкар-Олинская ТЭЦ-1" отсутствовали. Также МУП "Иошкар-Олинская ТЭЦ-1" необоснованно отнесло все полученные от товарищества собственников жилья денежные средства на погашение задолженности прошлых периодов, поскольку и с 01.01.2006 по 01.11.2006 энергоснаб-жающая организация неправильно использовала в расчетах тариф для юридических лиц.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции принял правомерный судебный акт о взыскании с ответчика в пользу истца основного долга в сумме 143 620 рублей 22 копеек и об отказе МУП "Иошкар-Олинская ТЭЦ-1" во взыскании с ТСЖ "8 марта" суммы задолженности, составляющей разницу между тарифами на услуги для юридических лиц и для населения.
Довод заявителя жалобы о том, что не исследованы судом правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а именно пункт 15 Правил является несостоятельным.
Из данной нормы не следует, что приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется исходя из размера платы за коммунальные услуги, установленной для граждан.
Содержание вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что установленный органами местного самоуправления размер платы за коммунальные услуги, в том числе по оплате тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) и услуг по ее передаче, применяется только при осуществлении расчетов граждан за оказанные исполнителем (ТСЖ) коммунальные услуги и не может использоваться для расчетов между энергоснабжающей (сетевой) организацией и ТСЖ.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 29.02.2008 по делу N А38-4630/2007-21-87 (21/11-2008) оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", г. Йошкар-Ола, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-4630/2007-21-87(21/11-2008)
Истец: МУП "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N1" МО "Город Йошкар-Ола"
Ответчик: ТСЖ "8 Марта" п.Сурок
Третье лицо: МО "Медведевский муниципальный район" в лице финансового отдела муниципального образования "Медведевский муниципальный район"