г. Владимир
|
" 11 " февраля 2008 года Дело N А39-3095/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2008.
Полный текст постановления изготовлен 11.02.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гавриловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного образовательного учреждения профессионального образования "Учебный центр при Министерстве внутренних дел по Республике Мордовия" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.11.2007 по делу N А39-3095/2007, принятое судьей Ситниковой В.И., по заявлению Государственного образовательного учреждения профессионального образования "Учебный центр при Министерстве внутренних дел по Республике Мордовия" о признании недействительным и отмене решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска от 21.05.2007 N 10-298/335 о привлечении к налоговой ответственности.
В судебном заседании принял участие представитель ГОУПО "Учебный центр при Министерстве внутренних дел по Республике Мордовия" - Преснякова О.В. - по доверенности от 05.02.2008 N 30/68.
ИФНС по Ленинскому району г.Саранска извещена (почтовое уведомление N 28471).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска (далее по тексту - Инспекция) провела камеральную проверку налоговой декларации по земельному налогу, представленной в налоговый орган Государственным образовательным учреждением профессионального образования "Учебный центр при Министерстве внутренних дел по Республике Мордовия" (далее по тексту - Учреждение).
По результатам проверки Инспекция установила неправомерное применение Учреждением налоговой льготы, установленной подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, при исчислении земельного налога за 2006 г. и нарушение срока, установленного пунктом 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации, представления налоговой декларации по земельному налогу за 2006 г.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции вынес решение от 21.05.2007 N 10-298/355 о привлечении Учреждения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания налоговых санкций в сумме 86754 руб., из которых 17351 руб. штрафа за неуплату земельного налога и 69403 руб. за непредставление в установленный срок декларации по земельному налогу за 2006 г. Данным решением Учреждению доначислен земельный налог в сумме 347017 руб. за 2006 г. и 11781 руб. 23 коп. пеней за просрочку его уплаты.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия.
Решением от 08.11.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Учреждение указывает, что оно является государственным образовательным учреждением профессионального образования системы МВД России, финансируемым за счет средств федерального бюджета. Согласно Уставу и Положению Учреждение принимает непосредственное участие в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, выполняет иные функции и задачи, возложенные на органы внутренних дел.
Учреждение входит в систему органов внутренних дел России, его сотрудники проходят службу в милиции, имеют специальные звания.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения.
По мнению Инспекции, Учреждение, находясь в подчинении Министерства внутренних дел Республики Мордовия, является самостоятельным юридическим лицом и осуществляет деятельность в сфере профессионального образования, в связи с чем не имеет льготы по уплате земельного налога.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу и в выступлении представителя Учреждения, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки:
- изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты историко-культурными заповедниками;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности.
Согласно п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, не указанные в п. 4 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации "О безопасности" от 05.03.92 N 2446-1 (с изменениями и дополнениями) силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки.
В пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре органов исполнительной власти" в частности установлено, что в систему Федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами внутренних дел, руководит Президент Российской Федерации, который утверждает Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, устанавливающее структуру органов внутренних дел Российской Федерации (органов исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 19 июля 2004 года N 927, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свои функции в сфере внутренних дел.
Система органов внутренних дел Российской Федерации установлена в пункте 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которым МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
Следовательно, иные организации и подразделения, помимо прямо названных в указанной норме, являются органами внутренних дел и, соответственно, относятся к органам исполнительной власти, поскольку они созданы для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел.
В подпункте 25 пункта 8 Положения о МВД России, устанавливающего полномочия МВД России, среди прочих полномочий предусмотрено, что МВД России организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314, Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 и пунктом 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927, в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, к числу которых отнесено Министерство внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
В соответствии с пунктами 1, 2 Устава Учреждения, утвержденного приказом МВД по Республике Мордовия от 27.04.2007 N 184, Учебный центр является государственным образовательным учреждением профессионального образования, осуществляющим специальное первоначальное обучение, повышение квалификации и переподготовку рядового, младшего и среднего начальствующего состава органов внутренних дел Республики Мордовия. Учредителем Учреждения является МВД по Республике Мордовия. Учреждение создается, реорганизуется и ликвидируется МВД по Республике Мордовия по согласованию с МВД России (пункт 18 Устава), общее руководство первоначальным обучением и дополнительным профессиональным образованием в системе МВД России осуществляет Департамент кадрового обеспечения МВД России 9пункт 3 Устава).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции".
Одной из основных задач, возложенных на МВД России, является обеспечение охраны общественного порядка (подпункт 5 пункта 3 Положения), для чего необходимо кадровое обеспечение системы сотрудниками, которые могут профессионально решать возложенные на МВД России задачи по охране общественной и национальной безопасности.
К функциям по обеспечению безопасности, в частности, относятся создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности и управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях (статья 9 ФЗ "О безопасности").
В силу статьи 21 Закона Российской Федерации "О милиции" слушатели и курсанты образовательных учреждений профессионального образования (средних специальных и высших учебных заведений) системы МВД России, осуществляющих подготовку сотрудников милиции, а также руководящий и профессорско-преподавательский состав этих учебных заведений считаются находящимися на службе в милиции; задачи которой определены в статье 2 данного Закона, в частности, это обеспечение безопасности личности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и т.д.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации "О безопасности" от 05.03.1992 N 2446-1 силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002 N 17-П служба в органах внутренних дел Российской Федерации представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что личный состав Учреждения систематически направляется для обеспечения охраны и общественного порядка в городе.
Из материалов дела также усматривается, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности, как и сооружения, на нём расположенные.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает что, Учреждение являясь структурным подразделением МВД по Республики Мордовия, входит в систему МВД России, и повышение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Учреждения напрямую связано с обеспечением общественной безопасности. Следовательно, земельный участок, предоставленный Учреждению, не может быть признан объектом налогообложения.
Таким образом, у налогового органа не было оснований для доначисления налога на землю и привлечения Учреждения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Поскольку Учреждение обладает спорным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, оно является налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 398 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.
В силу пункта 3 той же статьи налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поскольку налоговая декларация за 2006 представлена Учреждением 22.02.2007, то есть с нарушением установленного срока, привлечение Учреждения к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, является правомерным. Однако, сумма штрафа Инспекцией определена неверно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Так как на основании представленной Учреждением налоговой декларации сумма налога, подлежащего уплате, составляет 0 рублей, сумма штрафа составит 100 рублей. Соответственно, в части штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в сумме 17251 рубль, решение налогового органа подлежит признанию недействительным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Инспекции подлежат взысканию расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.11.2007 по делу N А39-3095/2007 отменить в части отказа в признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска от 21.05.2007 N10-298/335 в отношении земельного налога в сумме 347017 рублей, пеней по земельному налогу в сумме 11781 рубль, штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в сумме 69403 рубля и штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в сумме 17251 рубль.
Решение инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска от 21.05.2007 N 10-298/335 о привлечении к налоговой ответственности государственного образовательного учреждения профессионального образования "Учебный центр при Министерстве внутренних дел по Республике Мордовия" признать недействительным в части земельного налога в сумме 347017 рублей, пеней по земельному налогу в сумме 11781 рубль, штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в сумме 69403 рубля и штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в сумме 17251 рубль.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.11.2007 по делу N А39-3095/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного образовательного учреждения профессионального образования "Учебный центр при Министерстве внутренних дел по Республике Мордовия" - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска в пользу государственного образовательного учреждения профессионального образования "Учебный центр при Министерстве внутренних дел по Республике Мордовия" расходы по государственной пошлине в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Н.Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-3095/2007
Истец: ГОУПО "Учебный центр при МВД по РМ"
Ответчик: ИФНС по Ленинскому району г.Саранска