г. Владимир |
|
27 ноября 2008 г. |
Дело N А43-9730/2008-19-283 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.11.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2008 по делу N А43-9730/2008-19-283, принятое судьей Игнатьевой О.В. по заявлению администрации г. Нижнего Новгорода о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области в государственной регистрации права муниципальной собственности.
В судебном заседании участвуют представители:
Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области - Григорьева Н.В. по доверенности от 19.06.2008 N 146 сроком действия до 31.12.2008.
Представитель администрации г.Нижнего Новгорода, Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления N 37653, 37650).
Выслушав представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Администрация г.Нижнего Новгорода обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об оспаривании отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области (далее- Управление, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности города Нижнего Новгорода на объект - сквер "Парк Славы 2 очереди" (литер 1), расположенный по адресу: г.Нижний Новгород, проспект Ильича.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, по делу привлечено Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2008 администрации г.Нижнего Новгорода отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, орган местного самоуправления обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание представитель заявителя апелляционной жалобы не явился. Факсимильным сообщением орган местного самоуправления ходатайствовал об объявлении перерыва по делу до 26.11.2008 в связи с занятостью его представителя в другом судебном процессе, а также рассмотрением в суде апелляционной инстанции 26.11.2008 аналогичного дела.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел данное ходатайство, признал необоснованным и отказал в его удовлетворении, рассмотрев апелляционную жалобу по существу, поскольку заявитель апелляционной жалобы заблаговременно извещался о времени и месте судебного заседания, имел реальную возможность обеспечить явку одного из своих представителей в судебное заседание.
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представив в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что 12.11.2007 администрация г.Нижнего Новгорода обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект - сквер "Парк Славы 2 очереди" (литер 1), расположенный по адресу: город Нижний Новгород, проспект Ильича.
При этом заявитель представил в регистрирующий орган следующие документы: выписку из реестра объектов капитального строительства на территории Нижегородской области от 10.10.2007 N 22:401:362/2007-14659, выписку из реестра муниципального имущества от 02.11.2007 N 23-08/2-23063, технический паспорт объекта зеленых насаждений от 09.10.2007.
Совершение регистрационных действий по заявлению администрации г.Нижнего Новгорода приостанавливалось в связи с направлением запросов в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области, ФГУП " Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
В этот период времени в техническом паспорте объекта наименование сквера "Парк Славы 2 очереди" было изменено с "объекта зеленых насаждений" на "объект внешнего благоустройства".
21.03.2008 Управление на основании с абзацев 4, 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект.
Не согласившись с решением государственного регистратора, орган местного самоуправления обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ Управления соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не нарушает прав и законных интересов администрации г.Нижнего Новгорода.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда и считает, что апелляционная жалоба администрации г.Нижнего Новгорода является необоснованной, а решение арбитражного суда- подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указывает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.
Положение о Федеральной регистрационной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы", определяет, что Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, реестра арбитражных управляющих и единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, а также функции по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.
Росрегистрация осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из этапов государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, приложенных к заявлению о государственной регистрации прав, и проверка законности сделки.
Статья 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
документы, представленные на государственную регистрацию права, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Суд первой инстанции обоснованно сослался на статью 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой к недвижимым вещам (недвижимое имущество) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к недвижимому имуществу (недвижимости), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса.
Согласно техническому паспорту объекта внешнего благоустройства "Парк Славы 2 очереди" сквер представляет собой сооружение общей площадью 31 579 кв.м., в том числе деревьями занято 1060 кв.м., парковая зона составляет 28 427 кв.м., газонами без деревьев - 1 806 кв.м., покрыто брусчаткой - 281 кв.м., имеется металлический забор на площади 209 кв.м.
Из ответа ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" от 10.12.2007 N 8363, направленного в адрес государственного регистратора, следует, что сквер- это земельный участок на площади или на проезде, используемый для отдыха и архитектурно-декоративных целей. На земельном участке расположены зеленые насаждения, дорожки, сооружения и т.п., прочно связанные с землей, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что данное описание сквера не позволяет отнести его к объектам недвижимости, имеющим прочную связь с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.
Факт нахождения объекта на земле и оформление технического паспорта сам по себе не свидетельствует об отнесении этого объекта к недвижимости и о его прочной связи с землей, а также невозможности его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.
В соответствии с пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, являются земельными участками в составе рекреационных зон.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае сквер не является объектом капитального строительства, а представляет собой земельный участок, при регистрации прав на который в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" требуется представление кадастрового плана.
В связи с изложенным суд первой инстанции верно указал, что право муниципальной собственности на сквер не может возникнуть на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, поскольку виды собственности на землю и ее недра определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации (пункт 1 постановления).
Арбитражный суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в дело доказательства, применив нормы материального права, пришел к правильному выводу, что государственный регистратор законно и обоснованно отказал в государственной регистрации права муниципальной собственности на сквер "Парк Славы 2 очереди", поскольку он по своим техническим качествам (конструкциям), по степени капитальности не является объектом недвижимого имущества, так как не имеет прочной связи с землей.
Суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемое решение Управления об отказе в государственной регистрации права принято уполномоченным органом, соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не нарушает прав и законных интересов администрации Нижнего Новгорода в сфере экономической деятельности.
Ссылка заявителя на Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, отклоняется, поскольку данный нормативный правовой акт не подтверждает факт принадлежности того или иного объекта к недвижимому имуществу.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба администрации признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2008 по делу N А43-9730/2008-19-283 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9730/2008-19-283
Истец: Администрация города Нижнего Новгород
Ответчик: УФРС по Нижегородской области
Заинтересованное лицо: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3866/08