22 января 2008 г. |
Дело N А48-3981/07-18 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей: Сергуткиной В.А.
Шеина А.Е.
при ведении протокола судебного заседания Кондратьевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" на решение арбитражного суда Орловской области от 12.10.07 г. по делу N А48-3981/07-18, принятое судьей жерновым А.А., по заявлению об оспаривании постановления ТО Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г.Ливны
при участии:
от Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области: Юрковец Н.В. - специалист-эксперт отдела юридического обеспечения, доверенность N 6 от 11.01.08 г.
от МУП "Жилкомхоз" Должанского района Орловской области: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилкомхоз" Должанского района Орловской области обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления территориального отдела Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по орловской области в г.Ливны N 299 от 07.09.07 г.
Решением арбитражного суда Орловской области от 12.10.07 г. заявленные требования удовлетворены в части назначения наказания. МУП "Жилкомхоз" привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с указанным решением, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт, поскольку он принят с нарушением норм материального и процессуального права. Так, заявитель жалобы указывает, что предприятие приняло все меры по предотвращению накапливания отходов.
В настоящее судебное заседание представитель МУП "Жилкомхоз" не явился. В материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания.
В связи с чем, дело рассматривается в его отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании распоряжения начальника территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны В.И. Салькова сотрудниками Управления проведено внеплановое мероприятие по надзору в отношении МУП "Жилкомхоз".
По результатам мероприятий по надзору был составлен акт от 24.08.07 г. N 510, в котором ответчиком зафиксирован факт осуществления МУП "Жилкомхоз" вывоза ТБО на территорию несанкционированной свалки на автомобиле ГАЗ-53.
Свалка расположена в выработках бывшего песчаного карьера к юго-востоку от п. Долгое на расстоянии 150 м от ближайших жилых домов по ул. Полевая п. Долгое. Свалка не ограждена и на ней в момент проверки имелось 5 очагов возгорания. При этом дым направлялся в сторону жилых домов.
Проверяющими были отобраны пробы атмосферного воздуха в районе жилых домов и пробы почвы с целью определения концентрации содержания в воздухе и почве вредных, токсичных элементов.
В результате проведенных филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области в г. Ливны "Аккредитованная испытательная лаборатория (центр)" лабораторных исследований атмосферного воздуха установлено превышение в представленных для исследования пробах атмосферного воздуха в районе домов N N 23, 27 по ул. Полевая п. Долгое суммарного содержания концентраций азота диоксид, серы диоксид, углерода диоксид, фенола.
Результаты проверки отражены в протоколе об административном правонарушении N 317 от 24.08.07 г.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны вынес постановление N 299 от 07.09.07 г. о признании МУП "Жилкомхоз" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 75000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось за судебной защитой.
Удовлетворяя заявленные требования в части назначения наказания, арбитражный суд первой инстанции учитывал положения части 2 ст.4.2 КоАП РФ, ч.2 ст.211 АПК РФ, п.19 Постановления Пленума высшего арбитражного суда РФ от 02.06.04 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта в виду следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статьей 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается. Юридические лица, отходы производства и потребления которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам.
Согласно п.п. 3.1-3.3 Санитарных правил и норм СаНПиН 42-128-469088 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденным Минздравом СССР 05.08.99 г. N 4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Твердые бытовые отходы следует вывозить на
полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования,
перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
На земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Работы на полигоне следует вести в полном соответствии с Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, согласованной с Минздравом СССР и
утвержденной Минжилкомхозом РСФСР в 1981 г.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.01 г. N 16 утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" , которым установлены требования к полигонам твердых бытовых отходов.
В нарушение указанных выше норм, МУП "Жилкомхоз" осуществляло вывоз ТБО на несанкционированную свалку и складировало их. Указанное подтверждается материалами проверки, в т.ч. в протоколе об административном правонарушении от 24.08.07 г. N 317, составленном в присутствии директора МУП "Жилкомхоз" И.С. Мальцева.
Факт осуществления деятельности по вывозу ТБО на несанкционированную свалку установлен по делу и не оспаривается лицом, привлекаемым к ответственности.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что ТБО из МУП могут быть захоронены на полигоне ТБО, расположенном на территории Здоровенского сельского поселения Ливенского района Орловской области.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд считает, выводы суда первой инстанции в части признания заявителя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2. КоАП РФ, обоснованными и правомерными.
Касаясь назначения и определения размера административного штрафа в минимальном размере в пределах санкции указанной статьи, то суд также считает выводы суда обоснованными.
Уменьшая размер наказания до 50000 руб. суд обоснованно исходил из положений ч.2 ст.4.2 КоАП РФ, ч.2 ст.211 АПК РФ, п.19 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 02.06.04 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" .
Из протокола об административном правонарушении усматривается, что при его составлении представитель юридического лица присутствовал, о чем сделана соответствующая запись в указанном процессуальном документе
О месте и времени рассмотрения материалов административного дела заявитель в лице законного представителя также был извещен . Согласно постановлению по делу об административном правонарушении дело рассматривалось в присутствии руководителя МУП "Жилкомхоз".
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод предприятия о наличии согласования о месте захоронения им ТБО.
В силу изложенного не могут быть приняты во внимание доводы заявления жалобы о наличии обстоятельств, исключающих административную ответственность.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к правильному выводу, что административным органом не допущено нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Выводы арбитражного суда первой инстанции сделаны на основании полного, объективного и всестороннего исследования материалов дела и имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм материального права не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
В связи с изложенным, решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 12.10.07 г. по делу N А48-3981/07-18 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
Миронцева Н.Д. |
Судьи |
Сергуткина В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3981/07-18
Истец: МУП "Жилкомхоз"
Ответчик: ТО Управление ФС по надзору в сфере защиты пав потребителей и благополучия человека по Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2008 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5113/07