Обзор изменений, внесенных в часть 1 Налогового кодекса РФ
Налоговый кодекс в новой редакции вступает в силу с 1 января 2007 года. Приведенные в таблице изменения введены в действие Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ. В следующем номере читайте об изменениях, внесенных в часть 2 Налогового кодекса.
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Что изменилось | Подробности | Ссылка на статью |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
| 1 | 2 | 3 |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Несоответствие нор-|С 01.01.2007 г. нормативный правовой акт о налогах и сборах|ст. 6 НК РФ |
|мативных актов |признается не соответствующим НК РФ, если не только| |
| |изменяет определенное кодексом содержание обязанностей| |
| |налогоплательщиков, но и "вводит обязанности, не| |
| |предусмотренные НК РФ" | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Понятие "неделя" в|Статья 6.1 НК РФ дана в новой редакции. С 01.01.2007 г.|ст. 6.1 НК РФ |
|НК РФ будет отсут-|срок, исчисляемый неделями, в новую редакцию не включен.| |
|ствовать |При этом срок, определенный днями, исчисляется в рабочих| |
| |днях, если срок не установлен в календарных днях. Рабочим| |
| |днем считается день, который не признается в соответствии с| |
| |законодательством Российской Федерации выходным и (или)| |
| |нерабочим праздничным днем | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Течение дня ограни-|В новой редакции указанной статьи действие, для совершения|ст. 6.1 НК РФ |
|чивается временем:|которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов| |
|"24 часа" |последнего дня срока. Если документы либо денежные средства| |
| |были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня| |
| |срока, то срок не считается пропущенным | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Ряд госструктур|Участниками отношений, регулируемых законодательством о|ст. 9 НК РФ |
|больше не может|налогах и сборах, с 01.01.2007 г. не являются: | |
|вмешиваться в упла-|- государственные органы исполнительной власти и| |
|ту налогов или сбо-|исполнительные органы местного самоуправления, другие| |
|ров |уполномоченные ими органы, должностные лица и организации,| |
| |осуществляющие в установлен ном порядке прием от| |
| |налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в| |
| |счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в| |
| |бюджеты (далее - сборщики налогов и сборов); | |
| |- органы государственных внебюджетных фондов | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Адвокаты и нотариу-|Из определения индивидуального предпринимателя исключены|ст. 11 НК РФ |
|сы не приравнивают-|нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Тем| |
|ся к индивидуальным|самым обязанности, предусмотренные пунктом 2 статьи 23 НК| |
|предпринимателям |РФ, на этих лиц не распространяются. Вместо них добавлены| |
| |главы крестьянских хозяйств | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Статус физического|Исключено понятие "физические лица - налоговые резиденты|ст. 11 НК РФ |
|лица изменен |Российской Федерации - физические лица, фактически| |
| |находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183| |
| |дней в календарном году". Данное понятие используется| |
| |только в главе 23 НК РФ | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Появится определе-|Статья 11 пополнится абзацами, определяющими термины|ст. 11 НК РФ |
|ние лицевого счета|"Лицевой счет", "Счета Федерального казначейства", "учетная| |
|и учетной политики|политика для целей налогообложения". Это выбранная| |
|для целей налогооб-|налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом| |
|ложения |способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их| |
| |признания, оценки и распределения, а также учета иных| |
| |необходимых для целей налогообложения показателей| |
| |финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|ЦБ приравнен к ком-|Все нормы первой части НК РФ, распространяющиеся на банки,|ст. 11 НК РФ |
|мерческим банкам |будут относиться и к Банку России | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|В инспекции можно|С 01.01.2007 г. налогоплательщик может получить бесплатно|ст. 21 НК РФ |
|получить бесплатно|только декларацию (расчетов) и разъяснения о их заполнении.| |
|только форму декла-|До этого момента - разъяснения по заполнению всей налоговой| |
|рации |отчетности | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Налоговый кредит|В новой редакции из прав налогоплательщика исключена|ст. 21 НК РФ |
|получить налогопла-|возможность получения налогового кредита | |
|тельщик не вправе | | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Появилось право|До 01.01.2007 г. налогоплательщик имеет право требовать от|ст. 21 НК РФ |
|требовать соблюде-|должностных лиц налоговых органов соблюдения| |
|ния налогового за-|законодательства о налогах и сборах при совершении ими| |
|конодательства от|действий в отношении налогоплательщиков. После| |
|всех госструктур |01.01.2007 г. это можно требовать от любых уполномоченных| |
| |лиц. Например, от сотрудников милиции, участвующих в| |
| |проверке, трудовой инспекции | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Налогоплательщик |Статья дополнена абзацем, по которому фирма имеет право на|ст. 21 НК РФ |
|имеет право учас-|участие в процессе рассмотрения материалов налоговой| |
|твовать в процессе|проверки или иных актов налоговых органов в случаях,| |
|налоговой проверки |предусмотренных НК РФ | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Сроки по предостав-|Статья 23 изложена в новой редакции. Теперь|ст. 23 НК РФ |
|лению информации|налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган| |
|налогоплательщиков |информацию об открытии и закрытии счетов в течение 7 дней.| |
|в налоговый орган о|Обязанность налогоплательщика представлять налоговым| |
|банковских счетах|органам налоговые декларации больше не связывается с| |
|изменились |наличием обязанности уплачивать соответствующие налоги.| |
| |Бухгалтерская отчетность представляется плательщиком в ИФНС| |
| |не по месту учета, как ранее, а по месту нахождения| |
| |организации. Требование об обеспечении сохранности| |
| |документов в течение 4 лет распространено на документы| |
| |налогового учета. | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Четко установлен|В новой редакции устанавливается, что если налоговый агент|ст. 24 НК РФ |
|срок для налогового|не может удержать налог с плательщика, он должен сообщить в| |
|агента о сообщении|налоговую инспекцию в течение одного месяца со дня, когда| |
|им в инспекцию о|налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.| |
|невозможности удер-|Таким образом, необходимо документально подтверждать| |
|жания налога |соответствующую дату. Так, статья дополнена требованием к| |
| |налоговому агенту хранить документы о налогоплательщике в| |
| |течение четырех лет | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Налоговых постов не|Статья о правах налоговых органов дана в новой редакции. В|ст. 31 НК РФ |
|будет, банкам нужно|ней отсутствует право налоговых органов создавать налоговые| |
|будет предоставлять|посты. Также они имеют право требовать от банков не только| |
|больше информации |документы, подтверждающие факт списания со счетов| |
| |налогоплательщика или налогового агента сумм налогов,| |
| |сборов, пеней и штрафов, но и перечисления этих сумм с| |
| |корреспондентских счетов банка в бюджетную систему| |
| |Российской Федерации. | |
| |Право проводить выемку документов распространено на любые| |
| |документы, а не только на те, которые свидетельствуют о| |
| |совершении налоговых правонарушений. | |
| |Право на обследование помещений и территории| |
| |налогоплательщика увязано с порядком, установленным| |
| |статьей 92 НК РФ. | |
| |Налоговые органы наделяются правом требовать возмещения| |
| |ущерба, причиненного неправомерными действиями банка, не| |
| |исполнившего решение о приостановлении операций по счету| |
| |налогоплательщика. | |
| |Изменен и перечень оснований, по которым инспекторы могут| |
| |подавать иски в суды. В частности, отсутствует право подать| |
| |в суд инспекцией иска: | |
| |- о признании недействительной государственной регистрации| |
| |юридического лица или государственной регистрации| |
| |физического лица в качестве индивидуального| |
| |предпринимателя; | |
| |- о ликвидации организации любой организационно-правовой| |
| |формы по основаниям, установленным законодательством| |
| |Российской Федерации. | |
| |Норма, предусматривавшая возможность предъявления исков о| |
| |взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам с| |
| |третьих лиц, чьи действия способствовали неисполнению| |
| |налогоплательщиком своих обязанностей, "перенесена" в| |
| |подпункт 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ. | |
| |Вместе с тем список оснований остался открытым | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|ФНС обязано испол-|Статья об обязанностях налоговых органов также дается в|ст. 32 НК РФ |
|нять решения и ре-|новой редакции. Новые обязанности следующие: | |
|комендации Минфина|- руководствоваться в работе письменными разъяснениями| |
|России |Минфина по вопросам применения законодательства РФ о| |
| |налогах и сборах; | |
| |- представлять налогоплательщику, плательщику сбора или| |
| |налоговому агенту по его запросу справки о состоянии| |
| |расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и| |
| |штрафам на основании данных налогового органа.| |
| |Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со| |
| |дня поступления в налоговый орган соответствующего| |
| |письменного запроса налогоплательщика. | |
| |Обязанность осуществлять возврат и зачет переплат заменена| |
| |обязанностью принимать соответствующие решения и направлять| |
| |на их основе поручения органам Федерального казначейства | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Установлен срок от-|В статью добавлен пункт 3, по которому Минфин РФ,|ст. 34.2 НК РФ |
|вета на запросы на-|финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований| |
|логоплательщиков |дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в| |
| |течение двух месяцев со дня поступления соответствующего| |
| |запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя)| |
| |соответствующего финансового органа указанный срок может| |
| |быть продлен, но не более чем на один месяц | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Убытки погашаются|Новая редакция статьи уточняет, что причиненные|ст. 35 НК РФ |
|всем участникам|государством в области налогов убытки возмещаются не только| |
|расчета и уплаты|налогоплательщикам, но и налоговым агентам | |
|налогов | | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Изменилось понятие|Объект налогообложения - это реализация товаров (работ,|ст. 38 НК РФ |
|объекта налогообло-|услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное| |
|жения |обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или| |
| |физическую характеристику, с наличием которого| |
| |законодательство о налогах и сборах связывает возникновение| |
| |у налогоплательщика обязанности по уплате налога. | |
| |До 01.01.2007 г. определение объекта налогообложения - это| |
| |операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество,| |
| |прибыль, доход, стоимость реализованных товаров| |
| |(выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект,| |
| |имеющий стоимостную, количественную или физическую| |
| |характеристики, с наличием которого у налогоплательщика| |
| |законодательство о налогах и сборах связывает возникновение| |
| |обязанности по уплате налога | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Уточнена процедура|Статья "Исполнение обязанности по уплате налога и сбора"|ст. 45 НК РФ |
|обязанности по уп-|дана в новой редакции. Уточнена процедура взыскания налога| |
|лате налога |в судебном порядке, а также указаны условия прекращения| |
| |обязанности по уплате налога. | |
| |1. В пункте 3 описаны условия, при которых обязанность по| |
| |уплате налога признается исполненной. Отличия от ранее| |
| |действовавшего порядка: | |
| |- новое условие признания налога уплаченным - наличие на| |
| |счете достаточного денежного остатка на день платежа| |
| |(подп. 1); | |
| |- отдельно описано условие для бюджетных организаций -| |
| |налог признается уплаченным с момента отражения операции по| |
| |перечислению налога на лицевом счете организации (подп. 2);| |
| |- возможность уплаты налога наличными денежными средствами| |
| |предусмотрена только для физических лиц (подп. 3); | |
| |- решение суда об обязании налогового органа произвести| |
| |зачет переплаты не является основанием для признания налога| |
| |уплаченным (подп. 4). | |
| |2. В пункте 4 описаны условия, при которых обязанность по| |
| |уплате налога не признается исполненной. Отличия от ранее| |
| |действовавшего порядка: | |
| |- обязанность по уплате налога не признается исполненной| |
| |при возврате налогоплательщику наличных денежных средств,| |
| |принятых для уплаты налога (подп. 3); | |
| |- обязанность по уплате налога не признается исполненной в| |
| |случае неперечисления суммы в бюджетную систему вследствие| |
| |неправильного указания налогоплательщиком в платежном| |
| |документе номера счета Федерального казначейства и| |
| |наименования банка получателя (подп. 4). | |
| |3. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте| |
| |Российской Федерации без каких-либо оговорок (п. 5). Ранее| |
| |исключения предусматривались для иностранных организаций, а| |
| |также физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами| |
| |РФ. | |
| |4. Пунктом 7 вводится норма, согласно которой поручения на| |
| |перечисление налогов заполняются в соответствии с| |
| |правилами, установленными Минфином по согласованию с Банком| |
| |России. | |
| |5. Вводится механизм исправления ошибок в оформлении| |
| |поручения, не повлекших неперечисление налога в бюджетную| |
| |систему. Основные элементы этого механизма: | |
| |- подача налогоплательщиком в налоговый орган заявления об| |
| |ошибке с просьбой уточнить необходимые реквизиты; | |
| |- проведение сверки между налогоплательщиком и налоговым| |
| |органом (в случае необходимости) с составлением акта; | |
| |- истребование налоговым органом у банка (в случае| |
| |необходимости) копии поручения налогоплательщика; | |
| |- принятие налоговым органом решения об уточнении платежа| |
| |на день фактической уплаты налога и перерасчет пени. | |
| |6. Правила статьи 45 НК РФ применяются в отношении сборов,| |
| |пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и| |
| |налоговых агентов | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Изменилась процеду-|Статья 46 также дана в новой редакции. Теперь налоговой|ст. 46 НК РФ |
|ра принудительного|инспекцией в банк направляется не инкассовое поручение, а| |
|взыскания денежных|поручения налогового органа на списание и перечисление в| |
|средств налогопла-|бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных| |
|тельщика в счет уп-|средств со счетов налогоплательщика. | |
|латы налогов, пеней|В пункте 3 установлено, что решение о взыскании принимается| |
|или штрафов |после истечения срока, установленного в требовании об| |
| |уплате налога. До 01.01.2007 г. - после истечения срока| |
| |уплаты налога. | |
| |Срок в 60 дней для принятия решения заменен на 2-месячный. | |
| |Вводится 6-месячный срок для обращения в суд с иском о| |
| |взыскании налога в случае пропуска срока для принятия| |
| |решения о взыскании. Предусмотрена возможность| |
| |восстановления срока судом в случае признания причины| |
| |пропуска уважительной. 5-дневный срок для вручения| |
| |налогоплательщику решения о взыскании увеличен до 6-ти| |
| |дней. | |
| |В пункте 4 вводится срокдля направления налоговым органом| |
| |поручения в банк - один месяц со дня принятия решения о| |
| |взыскании. | |
| |Согласно пункту 6 статьи 7 Федерального закона от| |
| |27.07.2006 N 137-ФЗ ранее установленные сроки, не истекшие| |
| |на 1 января 2007 года, исчисляются в прежнем порядке | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|В случае реоргани-|Статья 50 "Исполнение обязанности по уплате налогов и|ст. 50 НК РФ |
|зации |сборов при реорганизации юридического лица" относится с| |
| |01.01.2007 г. и к пеням и штрафам. В статью добавлено| |
| |положение, по которому сумма налога (пеней, штрафов),| |
| |излишне уплаченная или излишне взысканная до реорганизации| |
| |фирмы, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения| |
| |правопреемником (правопреемниками) обязанности| |
| |реорганизованного юридического лица по погашению недоимки| |
| |по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам| |
| |за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее| |
| |одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке,| |
| |установленном Кодексом, с учетом особенностей,| |
| |предусмотренных статьей | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Налоговые агенты на|Статья указывает, что в случае обнаружения ошибок|ст. 54 НК РФ |
|общем основании пе-|(искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к| |
|рерассчитывают на-|прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном)| |
|логовую базу в слу-|налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств| |
|чае ошибки |производится в периоде совершения ошибки. В случае| |
| |невозможности определения конкретного периода| |
| |корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в| |
| |котором выявлены ошибки (искажения). | |
| |С нового года положения статьи распространяются и на| |
| |налоговых агентов. Также за налоговыми органами закреплено| |
| |право самостоятельно перерассчитать налоговую базу на осно-| |
| |ве имеющихся у них данных | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Изменилось понятие|Если ранее данное понятие связывалось с уплатой по итогам|ст. 55 НК РФ |
|отчетного периода |отчетного периода авансовых платежей, то теперь такая| |
| |оговорка отсутствует. При этом отменена норма, связывавшая| |
| |налоговый период со временем фактического нахождения| |
| |имущества, являющегося объектом налогообложения, в| |
| |собственности налогоплательщика | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Внесены уточнения в|Статья 58 "Порядок уплаты налогов и сборов" дана в новой|ст. 58 НК РФ |
|порядок уплаты на-|редакции. В случае оплаты налогов через почту или местную| |
|лога |администрацию в статье четко указываются обязанности этих| |
| |органов по ведению учета платежей. | |
| |Так же введен новый пункт, по которому налогоплательщик| |
| |обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня| |
| |получения налогового уведомления, если более| |
| |продолжительный период времени для уплаты налога не указан| |
| |в этом налоговом уведомлении. | |
| |Новая редакция указывает, что нарушение сроков уплаты| |
| |авансовых платежей является основанием для начисления пени.| |
| |При этом нарушение порядка исчисления и уплаты авансовых| |
| |платежей не влечет за собой применения мер налоговой| |
| |ответственности | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Банк должен преду-|Статья дополнена положением (п. З.1.). Если банк не может|ст. 60 НК РФ |
|предить инспекцию|исполнить поручение налогоплательщика или налогового органа| |
|о недостаточности|в связи с отсутствием (недостаточностью) денег на| |
|средств на коррес-|корреспондентском счете банка, открытом в учреждении ЦБ РФ,| |
|пондентском счете |он должен в течение дня, следующего за днем истечения| |
| |установленного срока исполнения поручения, сообщить об этом| |
| |в налоговый орган по месту нахождения банка и| |
| |налогоплательщику о неисполнении (частичном исполнении)| |
| |поручения налогового органа - в налоговый орган, который| |
| |направил это поручение, и в налоговый орган по месту| |
| |нахождения банка (его обособленных подразделений). | |
| |Также статья дополнена положением, по которому в случае| |
| |возврата излишне уплаченных плательщиком сумм налогов,| |
| |сборов или пеней и штрафов плата банком за это не| |
| |взимается. | |
| |Уточнено, что данная статья применяется и к обслуживанию| |
| |банками налоговых агентов | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Изменение сроков|В статье в новой редакции изложен первый абзац, который|ст. 61 НК РФ |
|уплаты налогов ре-|указывает, на основании каких нормативных документов можно| |
|гулируется исключи-|изменить срок уплаты налогов или сборов. | |
|тельно НК РФ |С нового года данная операция регулируется исключительно НК| |
| |РФ. Исключение - государственная пошлина. | |
| |Также с нового года: | |
| |- изменение срока налогового платежа в виде налогового| |
| |кредита исключено; | |
| |- сроки уплаты пени по данной статье переносить нельзя; | |
| |- указанная норма не регулирует сроки уплаты налогов во| |
| |внебюджетные фонды | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Введен минимальный|Такой срок составляет 10 дней с даты получения требования.|ст. 69 НК РФ |
|срок для исполнении|Изменено условие, при котором требование об уплате налога| |
|требования об упла-|может быть направлено по почте заказным письмом. С| |
|те налога |01.01.2007 г. подобный способ направления требования об| |
| |уплате налога будет применяться в случае невозможности его| |
| |вручения способом, подтверждающим факт и дату получения на-| |
| |логоплательщиком. Положения статьи распространяются с ново-| |
| |го года на требования об уплате штрафов | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Изменено условие|Статья 70 дана в новой редакции. С 01.01.2007 г. 3-месячный|ст. 70 НК РФ |
|направления налого-|срок, установленный для направления налогоплательщику| |
|выми органами тре-|требования об уплате налога, исчисляется со дня выявления| |
|бований об уплате|недоимки (ранее - с момента наступления срока уплаты| |
|налогов |налога). Для фиксирования момента выявления недоимки| |
| |налоговый орган составляет соответствующий документ по| |
| |установленной форме. | |
| |Новый порядок исчисления сроков применяется к недоимкам,| |
| |возникшим после 01.01.2007 г. Исключением из общего правила| |
| |является пункт 2, согласно которому требование об уплате| |
| |налога по результатам налоговой проверки должно быть| |
| |направлено в 10-дневный срок с даты вступления в силу| |
| |соответствующего решения. Действие статьи распространено на| |
| |сроки направления требований об уплате пеней и штрафов | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Введен судебный по-|Если налог взыскивается в судебном порядке, пени по этому|ст. 75 НК РФ |
|рядок взыскания пе-|налогу также должны взыскиваться по суду | |
|ней | | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|При выполнении|Если у фирмы образовалась недоимка в результате выполнения|ст. 75 НК РФ |
|письменных разъяс-|письменных разъяснений, данных ему уполномоченным| |
|нений уполномочен-|государственным органом, то она освобождается не только от| |
|ного госоргана пени|налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 HК РФ), но| |
|и недоимки взыскать|и от взыскания соответствующих сумм пени. При этом имеются| |
|с налогоплательщика|в виду разъяснения, данные как непосредственно| |
|нельзя |налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту),| |
| |так и неопределенному кругу лиц. Данное положение не| |
| |применяется, если соответствующие разъяснения основаны на| |
| |неполной или недостоверной информации. Аналогичная поправка| |
| |внесена и в подпункт 3 пункта 1 статьи 111 HК РФ. | |
| |Новая редакция данного пункта применяется в отношении| |
| |письменных разъяснений, данных уполномоченными органами| |
| |после 31.12.2006 года | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Изменен порядок|Статья 76 дается в новой редакции. Нововведения следующие: |ст. 76 НК РФ |
|приостановления |- с двух недель до 10 дней сокращен срок непредставления| |
|операций по счетам|налогоплательщиком в установленный срок налоговой| |
|в банках организа-|декларации, по истечении которого налоговый орган получает| |
|ций и ИП |право приостановить операции по счету такого| |
| |налогоплательщика (пункт 3); | |
| |- предусмотрена возможность направления налоговым органом| |
| |решения о приостановления операций, а также решения об| |
| |отмене приостановления не только на бумажном носителе, но| |
| |и в электронном виде; | |
| |- банки обязаны сообщить в налоговый орган об остатках| |
| |денежных средств налогоплательщика на счетах, операции по| |
| |которым приостановлены | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Новый вид обеспече-|Арест имущества предусматривается для обеспечения уплаты|ст. 77 НК РФ |
|ния для уплаты пе-|пеней и штрафов. До 01.01.2007 г. данная процедура| |
|ней и штрафов |предусматривается только для обеспечения уплаты налогов | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Внесены изменения в|Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных|ст. 78 НК РФ |
|процедуру зачета|налога, сбора, пеней, штрафа" дана в новой редакции. С| |
|излишне уплаченных|01.01.2007 г. положения статьи распространяются также на| |
|сумм налога |штрафы. Срок для уведомления налогоплательщика ИФНС о факте| |
| |излишней уплаты налога сокращен с одного месяца до десяти| |
| |дней. Срок для принятия налоговым органом решения о зачете| |
| |излишне уплаченного налога увеличен с пяти до десяти дней.| |
| |Срок в три года, установленный для возврата переплат,| |
| |распространен на зачет переплат. | |
| |Срок для уведомления инспекцией налогоплательщика о| |
| |принятом решении о зачете (возврате) или об отказе в зачете| |
| |(возврате) сокращен с двух недель до пяти дней. Установлена| |
| |процедура доведения принятого решения до налогоплательщика,| |
| |а также взаимодействия налогового органа с органом| |
| |Федерального казначейства при возврате излишне уплаченного| |
| |налога и процентов | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Внесены изменения в|Статья 79 "Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора,|ст. 79 НК РФ |
|процедуру зачета|пеней и штрафа" дана в новой редакции. Как и в предыдущей| |
|излишне взысканных|статье, механизм возврата излишне взысканного налога| |
|сумм налога |(сбора) распространен на штрафы. Срок для принятия| |
| |налоговым органом решения о возврате излишне взысканного| |
| |налога сокращен с двух недель до десяти дней. Срок для| |
| |уведомления налогоплательщика налоговым органом о факте| |
| |излишнего взыскания налога сокращен с одного месяца до| |
| |десяти дней. Установлен механизм доведения данной| |
| |информации до налогоплательщика, в отличие от механизма| |
| |возврата излишне уплаченного налога. Так же, как и в| |
| |новой редакции статьи 78 НК РФ, установлена процедура| |
| |взаимодействия налогового органа с органом Федерального| |
| |казначейства | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Неплательщики нало-|Статья 80 дана в новой редакции. Налогоплательщики,|ст. 80 НК РФ |
|га не сдают декла-|освобожденные от уплаты определенных налогов в связи с| |
|рацию (расчет). На-|применением специальных налоговых режимов, не представляют| |
|логовый орган тре-|соответствующие налоговые декларации (расчеты). | |
|бовать ее не вправе|Предусматривается возможность представления налоговой| |
| |декларации по упрощенной форме налогоплательщиками, не| |
| |осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность, а| |
| |также в иных случаях, предусмотренных НК РФ. | |
| |В НК РФ введены понятия "расчет авансового платежа",| |
| |"расчет сбора" и "расчет, представляемый налоговым агентом"| |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Ставится в зависи-|Устанавливается дифференцированный механизм представления|ст. 80 НК РФ |
|мость предоставле-|налоговых деклараций (расчетов) в зависимости от| |
|ние деклараций в|среднесписочной численности работников налогоплательщика.| |
|электронном виде от|Налоговые декларации (расчеты) в электронном виде| |
|численности работ-|представляют: | |
|ников |- в 2006-2007 годах - налогоплательщики, среднесписочная| |
| |численность работников которых на 1 января 2007 года| |
| |превысит 250 человек; | |
| |- с 1 января 2008 года - налогоплательщики, среднесписочная| |
| |численность работников которых на 1 января 2008 года| |
| |превысит 100 человек. | |
| |Остальные налогоплательщики вправе представлять налоговые| |
| |декларации (расчеты) на бумажных носителях. | |
| |Тем же пунктом узаконено представление налоговых деклараций| |
| |(расчетов) крупнейшими налогоплательщиками в| |
| |соответствующие налоговые органы. Упорядочивается процедура| |
| |представления налоговых деклараций (расчетов) через| |
| |уполномоченных представителей налогоплательщика| |
| |(плательщика сбора, налогового агента). Запрет на включение| |
| |в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с| |
| |исчислением и уплатой налога, оговаривается рядом| |
| |исключений, в основном контактного характера | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Уточняется процеду-|Статья 81 дается в новой редакции. Вводится термин|ст. 81 НК РФ |
|ра исправления оши-|"уточненная налоговая декларация". | |
|бок в налоговых|Проводится граница между обязанностью и правом подать| |
|декларациях |уточненную налоговую декларацию. Все зависит оттого,| |
| |приводят ли выявленные ошибки к занижению суммы налога или| |
| |нет. Уточненная налоговая декларация, поданная после| |
| |истечения срока, установленного для подачи декларации, не| |
| |считается поданной с нарушением срока. | |
| |Указываются условия освобождения налогоплательщика от| |
| |ответственности в случае подачи уточненной налоговой| |
| |декларации после истечения срока уплаты налога. До| |
| |01.01.2007 г. в качестве обязательного условия такого| |
| |освобождения называлась подача уточненной налоговой| |
| |декларации до начала выездной проверки. В новой редакции| |
| |это условие не будет распространяться на ситуации, когда| |
| |выездная налоговая проверка касалась другого налога или| |
| |другого налогового периода, а также когда выездной| |
| |налоговой проверкой не были обнаружены ошибки, приводящие к| |
| |занижению подлежащей уплате суммы налога. | |
| |В новой редакции указывается, что уточненная налоговая| |
| |декларация представляется по форме, действовавшей в| |
| |соответствующем налоговом периоде. | |
| |Уточненная налоговая декларация подается в налоговый орган| |
| |по месту учета налогоплательщика. Положения статьи| |
| |распространяются также на плательщиков сборов и налоговых| |
| |агентов | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Новое правило пос-|В статье 83 НК РФ второй абзац дополнен нормой, согласно|ст. 83 НК РФ |
|тановки на учет ор-|которой организация, имеющая в своем составе обособленные| |
|ганизаций, имеющих|подразделения, обязана встать на учет в соответствующих| |
|обособленные под-|налоговых органах лишь при условии, что она не состоит на| |
|разделения |учете в этих органах по основаниям, предусмотренным НК РФ. | |
| |В новой редакции пункта 4 установлены особенности| |
| |постановки на учет организации, имеющей несколько| |
| |обособленных подразделений в одном муниципальном| |
| |образовании на территориях, подведомственных разным| |
| |налоговым органам | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Сокращен срок сня-|Срок снятия с учета организации в налоговом органе по месту|ст. 84 НК РФ |
|тия с учета обособ-|нахождения обособленного подразделения сокращен с 14 до 10| |
|ленных подразделе-|дней. При этом снятие с учета производится не ранее| |
|ний |окончания выездной налоговой проверки в случае ее| |
| |проведения | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Банки должны инфор-|С 01.01.2007 г. банки должны информировать налоговые органы|ст. 86 НК РФ |
|мировать налоговые|не только об открытии и закрытии счетов налогоплательщиков,| |
|органы обо всех из-|но и об изменении их реквизитов. При этом информация может| |
|менениях в счетах|предоставляться в электронном виде. Уточнены основания и| |
|налогоплательщиков |порядок получения налоговыми органами от банков информации,| |
| |относящейся к банковской тайне | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Процедура выездной|Статья 87 дана в новой редакции и сильно сокращена. Она|ст. 87 НК РФ |
|и камеральной про-|устанавливает только виды проверок и цели камеральной и| |
|верки четко разде-|выездной проверки. | |
|лена |Исключены положения о повторных и встречных проверках. Все| |
| |положения о них перенесены в статью 89 НК РФ. Новый порядок| |
| |проведения налоговых проверок применяется к проверкам,| |
| |начавшимся после 31 декабря 2006 года. Налоговые проверки,| |
| |не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в прежнем| |
| |порядке | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Уточняется процеду-|Статья 88 дана в новой редакции. Предусматривается|ст. 88 НК РФ |
|ра камеральной про-|возможность установления сроков камеральной проверки не| |
|верки |только НК РФ, но и другими актами законодательства о| |
| |налогах и сборах. | |
| |В пункте 3 устанавливается пятидневный срок для| |
| |представления налогоплательщиком пояснений и внесения| |
| |исправлений в документы в случае выявления ошибок в| |
| |налоговой декларации или противоречий в других документах| |
| |(до 01.01.2007 г. говорилось лишь о внесении исправлений в| |
| |"установленный срок"). Предусматривается обязательное| |
| |составление акта в тех случаях, когда по результатам| |
| |камеральной налоговой проверки выявлен факт совершения| |
| |налогового правонарушения. | |
| |Вводится запрет на истребование у налогоплательщика| |
| |дополнительных сведений и документов. В соответствии с| |
| |пунктом 8 при проведении камеральной налоговой проверки в| |
| |связи с возмещением НДС налоговая инспекция может требовать| |
| |документы, подтверждающие правомерность применения| |
| |налоговых вычетов. | |
| |Расширенный перечень документов может истребоваться| |
| |налоговым органом также при проведении камеральной| |
| |налоговой проверки по налогам, связанным с использованием| |
| |природных ресурсов | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Уточняется процеду-|Статья 89 дается в новой редакции. Введено правило, по|ст. 89 НК РФ |
|ра выездной налого-|которому выездная налоговая проверка проводится на| |
|вой проверки |территории (в помещении) налогоплательщика, а в случае их| |
| |отсутствия - по месту нахождения налогового органа. | |
| |Пунктом 2 определен порядок вынесения решения о проведении| |
| |выездной налоговой проверки, а также содержание такого| |
| |решения. Решение о проведении выездной налоговой проверки| |
| |принимает руководитель налогового органа по месту| |
| |нахождения (месту жительства) налогоплательщика.| |
| |Исключения: | |
| |- решение о проведении выездной налоговой проверки| |
| |налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших| |
| |(выносится соответствующим налоговым органом); | |
| |- решение о проведении выездной налоговой проверки| |
| |организации в части ее деятельности, осуществляемой через| |
| |филиал или представительство (выносится налоговым органом| |
| |по месту нахождения обособленного подразделения). | |
| |Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или| |
| |представительства проводится на основании решения| |
| |налогового органа по месту нахождения обособленного| |
| |подразделения. | |
| |В пункте 5 установлен ряд новых правил проведения выездных| |
| |налоговых проверок. | |
| |Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные| |
| |налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот| |
| |же период. | |
| |Установлено предельное количество выездных налоговых| |
| |проверок одного налогоплательщика за год - не более двух.| |
| |Исключением из этого правила является принятие| |
| |соответствующего решения руководителем ФНС России. | |
| |Еще одно исключение, установленное в пункте 11, связано с| |
| |проведением выездной налоговой проверки в связи с| |
| |реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщи-| |
| |ка. | |
| |В отличие от прежнего порядка, продление двухмесячного| |
| |срока становится возможным до четырех месяцев, а в| |
| |исключительных случаях - до шести. | |
| |Пункт 7 регламентирует вопросы проверки деятельности| |
| |филиалов и представительств налогоплательщика в рамках| |
| |выездной налоговой проверки. | |
| |Пунктом 9 устанавливается порядок и основания для| |
| |приостановления выездной налоговой проверки по решению| |
| |руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.| |
| |Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не| |
| |может превышать шести месяцев. Продление этого срока| |
| |возможно только в случае приостановления проверки в связи с| |
| |получением информации от иностранных государственных| |
| |органов. Выявление по результатам повторной проверки| |
| |налогового правонарушения, не выявленного в ходе| |
| |первоначальной проверки, не влечет применения к| |
| |налогоплательщику налоговых санкций, если не будет| |
| |доказано, что налоговое правонарушение не было выявлено| |
| |вследствие сговора между налогоплательщиком и должностным| |
| |лицом налогового органа. | |
| |Пункт 12 регулирует вопросы, связанные с ознакомлением| |
| |проверяющих с документами налогоплательщика. Положения| |
| |данного пункта корреспондируют со статьей 93 НК РФ| |
| |"Истребование документов при проведении налоговой проверки"| |
| |и статьей 94 НК РФ "Выемка документов и предметов" | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Уточнена процедура|Как и ранее, статья указывает, что в подобной ситуации|ст. 91 НК РФ |
|проверки на тот|налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы| |
|случай, если прове-|налогов, подлежащих уплате. При этом из положения статьи| |
|ряемый отказывается|исключено, что чиновники будут определять сумму налога на| |
|пропустить налого-|основании оценки имеющихся у него данных о| |
|вые органы на про-|налогоплательщике или по аналогии | |
|веряемый объект | | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Уточняется процеду-|Статья 93 дается в новой редакции. Уточняется, каким|ст. 93 НК РФ |
|ра предоставления|образом должны заверяться копии документов. Срок| |
|документов при на-|представления документов налоговому органу увеличен с пяти| |
|логовой проверке |до десяти дней (пункт 3). Определена последовательность| |
| |действий налогоплательщика и налогового органа при| |
| |объективной невозможности соблюдения указанного срока. | |
| |В пункте 4 уточнены основания выемки документов - выемка| |
| |производится не только при отказе налогоплательщика| |
| |представить документы, но и при их непредставлении.| |
| |Запрещается требовать от организации документы, которые| |
| |предоставлялись ранее. Но правило начнет действовать только| |
| |с 2010 года | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Появилась новая|Введена новая статья - 93.1 НК РФ. Данная статья регулирует|ст. 93.1 НК РФ |
|статья, регулирую-|порядок истребования информации о налогоплательщике или о| |
|щая предоставление|конкретных сделках у третьих лиц. Истребование документов| |
|информации о нало-|возможно как в рамках выездной, так и камеральной налоговой| |
|гоплательщике его|проверки, а также при проведении дополнительных мероприятий| |
|контрагентами |налогового контроля. Истребование документов в таких| |
| |ситуациях производится через налоговый орган по месту учета| |
| |лица, обладающего необходимой информацией | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Уточнен состав акта|Статья 100 дана в новой редакции. В пункте 3 перечисляются|ст. 100 НК РФ |
|налоговой проверки |основные реквизиты акта налоговой проверки (в прежней| |
| |редакции этого нет). Изменен срок представления возражений| |
| |по акту проверки: вместо двух недель - 15 дней | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Разграничены проце-|Введена новая статья - 100.1 НК РФ. Дела о нарушениях,|ст. 100.1 НК РФ |
|дуры производства|выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой| |
|по делам о налого-|проверки, рассматриваются в порядке статьи 101 НК РФ. Дела| |
|вых правонарушениях|о нарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового| |
| |контроля (кроме предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК| |
| |РФ), рассматриваются в порядке статьи 101.4 НК РФ | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Уточняется процеду-|Статья 101 НК РФ дается в новой редакции. С нового года|ст. 101 НК РФ |
|ра вынесения реше-|рассмотрению руководителем (заместителем руководителя)| |
|ния по результатам|налогового органа подлежат не все материалы проверок, а| |
|налоговой проверки |только те, в ходе которых выявлены налоговые| |
| |правонарушения. | |
| |Срок рассмотрения материалов проверки (включая возражения| |
| |налогоплательщика) сокращен с 14 до 10 дней со дня| |
| |истечения 15-дневного срока, отведенного на представление| |
| |налогоплательщиком возражений по акту проверки. При этом| |
| |предусмотрена возможность продления данного срока не более| |
| |чем на один месяц. | |
| |В пунктах 2-6 подробно описаны действия руководителя| |
| |(заместителя руководителя) налогового органа при| |
| |рассмотрении материалов проверки. Пункт 7 предусматривает| |
| |два вида решений, выносимых по результатам налоговой| |
| |проверки. Решения о проведении дополнительных мероприятий| |
| |налогового контроля в данном пункте не предусмотрено,| |
| |поскольку такое решение носит промежуточный характер и не| |
| |может рассматриваться в качестве итогового. Согласно| |
| |пункту 8 в решении по результатам проверки указываются сум-| |
| |мы выявленной недоимки и пени. Вводятся требования об| |
| |изложении в решении причин отказа в привлечении к| |
| |ответственности и об указании срока и порядка обжалования| |
| |решения. | |
| |В пункт 9 вводятся новые понятия - вступление в силу| |
| |решения, вынесенного по результатам налоговой проверки, и| |
| |апелляционное обжалование решения налогового органа.| |
| |Решение, не обжалованное в апелляционном порядке, вступает| |
| |в силу по истечении 10-дневного срока, отведенного на такое| |
| |обжалование. В случае обжалования решения оно вступает в| |
| |силу после утверждения вышестоящим налоговым органом. | |
| |Согласно пункту 11 обеспечительные меры могут быть заменены| |
| |налоговым органом на банковскую гарантию, залог имущества| |
| |или поручительство третьего лица. | |
| |Пунктом 12 предусмотрены условия, при которых налоговый| |
| |орган не вправе отказать налогоплательщику в замене| |
| |обеспечительных мер. | |
| |В пункте 14 предусмотрены последствия несоблюдения| |
| |требований к процедуре рассмотрения материалов налоговой| |
| |проверки. | |
| |В отличие от прежней редакции, пункт 14 четко определяет,| |
| |какие условия процедуры рассмотрения материалов налоговой| |
| |проверки признаются существенными. Фактически такое условие| |
| |одно - обеспечение возможности налогоплательщика| |
| |участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки.| |
| |Несоблюдение данного условия влечет за собой отмену решения| |
| |вышестоящим налоговым органом или признание его судом| |
| |недействительным | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Введена новая ста-|Введена новая статья - 101.2 НК РФ. Апелляционная жалоба|ст. 101.2 НК РФ |
|тья, регулирующая|подается в вышестоящий налоговый орган в 10-дневный срок со| |
|порядок обжалования|дня вручения решения налогоплательщику. Пропуск данного| |
|решения по резуль-|срока влечет вступление решения в силу, однако не| |
|татам налоговой|препятствует его обжалованию в вышестоящий налоговый орган.| |
|проверки |Апелляционному обжалованию посвящены также поправки к| |
| |статье 139 НК РФ. | |
| |Введен запрет на судебное обжалование решения по| |
| |результатам налоговой проверки, которое не было обжаловано| |
| |в вышестоящий налоговый орган. Данное положение вступит в| |
| |силу только с 1 января 2009 года | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Введена новая ста-|Введена новая статья - 101.3 НК РФ. Данная статья|ст. 101.3 НК РФ |
|тья, регулирующая|определяет порядок исполнения решения по результатам| |
|порядок исполнения|налоговой проверки. Урегулированы взаимоотношения между| |
|решения по резуль-|налоговым органом, вынесшим решение, и вышестоящим| |
|татам налоговой|налоговым органом в случае апелляционного обжалования| |
|проверки |решения | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Введена новая ста-|Данная статья определяет особенности производства по делам|ст. 101.4 НК РФ |
|тья, определяющая|о налоговых правонарушениях, выявляемых вне рамок налоговых| |
|особенности по де-|проверок. К таким правонарушениям относятся все| |
|лам о налоговых|правонарушения, за исключением предусмотренных| |
|правонарушениях |статьями 120, 122 и 123 НК РФ. Дела, не завершенные до 1| |
| |января 2007 года, проводятся и завершаются в прежнем| |
| |порядке | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Внесудебное взыска-|Статья 103.1 НК РФ, устанавливавшая основания для|ст. 103.1 НК РФ |
|ние санкций отмене-|внесудебного взыскания налоговых санкций, утратила силу | |
|но | | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Неправильные разъ-|Пункт 3 статьи 111 НК РФ дан в новой редакции. Пункт|ст. 111 НК РФ |
|яснения государ-|расширяет перечень обстоятельств, исключающих вину в| |
|ственного органа|совершении налогового правонарушения лица, получившего| |
|освобождают от на-|некорректные разъяснения государственного органа. Речь идет| |
|логовой ответствен-|о разъяснениях, данных как непосредственно| |
|ности |налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту),| |
| |так и неопределенному кругу лиц. Норма не применяется, если| |
| |разъяснения основаны на неполной или недостоверной| |
| |информации, предоставленной организацией или ИП (это| |
| |положение внесено также в пункт 8 статьи 75 НК РФ, о чем| |
| |указано выше) | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Суды сами могут|Дополнение в пункт 4 ст. 111 НК РФ оставило открытым|ст. 111 НК РФ |
|решить, освобождать|перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении| |
|ли налогоплательщи-|налогового правонарушения. Судам и налоговым органам| |
|ка от налоговой от-|предоставлено право при рассмотрении конкретных дел| |
|ветственности |признавать таковыми иные обстоятельства, прямо не| |
| |предусмотренные данной статьей | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Обстоятельства, |Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность,|ст. 112 НК РФ |
|смягчающие ответ-|дополнен тяжелым материальным положением физического лица,| |
|ственность, допол-|привлекаемого к ответственности | |
|нены новым основа-| | |
|нием | | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Указана дата, кото-|В статью 113 НК РФ внесены новые положения. Устанавливается|ст. 113 НК РФ |
|рой оканчивается|дата, которой оканчивается течение срока давности -| |
|срок давности |вынесение решения о привлечении лица к ответственности.| |
| |Новый пункт 1.1 устанавливает обстоятельство, при котором| |
| |течение срока давности приостанавливается. Это активное| |
| |противодействие лица, привлекаемого к ответственности,| |
| |проведению выездной налоговой проверки. Течение срока| |
| |давности привлечения к ответственности считается| |
| |приостановленным со дня составления акта, предусмотренного| |
| |пунктом 3 статьи 91 Кодекса | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Упорядочена проце-|Название "Давность взыскания налоговых санкций" изменено на|ст. 115 НК РФ |
|дура обращения на-|"Срок исковой давности взыскания штрафов". | |
|логовыми органами в|Пункт 1 статьи 115 дается в новой редакции. Нововведение| |
|суд на взыскание|устанавливает ссылки на положения НК РФ, дающие право| |
|штрафов |налоговым органам обращаться в суд. | |
| |Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании| |
| |штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в| |
| |порядке и в сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47| |
| |НК РФ, с физического лица, не являющегося индивидуальным| |
| |предпринимателем, в порядке и в сроки, которые| |
| |предусмотрены статьей 48 Кодекса. | |
| |Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или| |
| |индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных| |
| |подпунктами 1-3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, может быть подано| |
| |налоговым органом в течение шести месяцев после истечения| |
| |срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный| |
| |по уважительной причине срок подачи указанного искового| |
| |заявления может быть восстановлен судом | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Установлена новая|В статью 116 НК РФ внесены поправки, согласно которым с|ст. 116 НК РФ |
|ответственность за|01.01.2007 г. наказать налогоплательщика можно за нарушение| |
|нарушение сроков|срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом| |
|постановки на учет|органе, предусмотренного и другими положениями НК РФ. До| |
|в налоговых органах|01.01.2007 г. ответственность наступает только за нарушение| |
| |сроков, установленных статьей 83 НК РФ | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Изменены условия|Срок осуществления деятельности без постановки на учет,|ст. 117 НК РФ |
|взыскания штрафа и|влекущий наложение штрафа по пункту 2, изменен с трех| |
|его размер за веде-|месяцев до 90 календарных дней. Новый срок будет| |
|ние деятельности|применяться к налогоплательщикам, начавшим осуществление| |
|без постановки на|деятельности без постановки на учет не позднее 30 сентября| |
|учет |2006 года. Для остальных нарушителей трехмесячный срок на 1| |
| |января 2007 года не истечет, в связи с чем его исчисление| |
| |будет продолжено. Нижний предел штрафа - 40 тысяч рублей | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Статьи 122 и 126 НК|Действие статей распространено на сборы. До 01.01.07 статьи|ст. 122 и 126 НК|
|РФ распространяются|имели действие только на налоги |РФ |
|на плательщиков| | |
|сборов | | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Введена новая ста-|Введена специальная ответственность плательщиков налога на|ст. 129.2 НК РФ |
|тья, регулирующая|игорный бизнес. Нарушение установленного настоящим Кодексом| |
|ответственность |порядка регистрации в налоговых органах игровых столов,| |
|плательщиков налога|игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской| |
|на игорный бизнес |конторы либо порядка регистрации изменений количества| |
| |названных объектов влечет взыскание штрафа в трехкратном| |
| |размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для| |
| |соответствующего объекта налогообложения. Те же деяния,| |
| |совершенные более одного раза, влекут взыскание штрафа в| |
| |шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес,| |
| |установленной для соответствующего объекта налогообложения | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Банк будут штрафо-|Положения статьи 135 НК РФ будут распространяться не только|ст. 135 НК РФ |
|вать за неисполне-|на налоги (сборы) и пени, но и на штрафные санкции | |
|ние на перечисление| | |
|штрафа | | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Внесено дополнение,|Статья 138 НК РФ дополнена пунктом, по которому в случае|ст. 138 НК РФ |
|в котором перечис-|обжалования актов налоговых органов, действий их| |
|лены случаи приос-|должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика| |
|тановления судебно-|(плательщика сборов, налогового агента) исполнение| |
|го разбирательства |обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть| |
| |приостановлены судом в порядке, установленном| |
| |соответствующим процессуальным законодательством РФ. В| |
| |случае обжалования актов налоговых инспекций, действий их| |
| |должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению| |
| |налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента)| |
| |исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий| |
| |могут быть приостановлены по решению вышестоящего| |
| |налогового органа | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Внесены изменения в|Дополнения в пункт 2 указывают условия подачи жалобы на|ст. 139 НК РФ |
|порядок и сроки по-|решение налогового органа, вступившее в силу. Имеется в| |
|дачи жалобы в выше-|виду апелляционное обжалование решений налоговых органов,| |
|стоящий налоговый|вынесенных по результатам налоговых проверок. Другие| |
|орган или вышестоя-|решения налоговых инспекций, принятые в порядке| |
|щему должностному|статьи 101.4 НК РФ, апелляционному обжалованию не подлежат.| |
|лицу |Сроки обжалования таких решений устанавливаются различные: | |
| |- апелляционная жалоба - в течение 10 дней с момента| |
| |вручения лицу решения по результатам выездной налоговой| |
| |проверки; | |
| |- жалоба на решение по результатам налоговой проверки,| |
| |вступившее в законную силу, - в течение одного года с| |
| |момента его вынесения; | |
| |- жалобы на иные решения налоговых органов, а также на| |
| |действия или бездействие должностных лиц налогового органа| |
| |- в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или| |
| |должно было узнать о нару шении своих прав. | |
| |Абзац второй пункта 2 предусматривает возможность| |
| |восстановления пропущенного срока подачи жалобы. | |
| |Установлен срок передачи апелляционной жалобы в вышестоящий| |
| |налоговый орган. | |
| |Срок передачи решения по жалобе в нижестоящий налоговый| |
| |орган установлен в пункте 2 статьи 101.3 НК РФ | |
|-------------------+-----------------------------------------------------------+------------------|
|Приводятся виды ре-|Пункт 2 ст. 140 НК РФ дополнен абзацем, в котором описаны|ст. 140 НК РФ |
|шений, принимаемых|виды решений, принимаемых вышестоящим налоговым органом по| |
|по итогам рассмот-|итогам рассмотрения апелляционной жалобы. Пункт 3 изложен в| |
|рения жалобы от на-|новой редакции, согласно которой месячный срок рассмотрения| |
|логоплательщиков |жалобы может быть продлен еще на 15 дней | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
А.Н. Михайловский,
ведущий специалист методологии налогового учета
ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк", аудитор
"Налоговый учет для бухгалтера", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru