г. Томск |
Дело N 07АП- 1707/09 |
16 марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Журавлевой В.А., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Крестьянское (фермерского) хозяйства "Чайка" Фурсова С.А.
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 22.01.2009г. по делу N А03-2/2009-36 (судья Русских Е.В.)
по заявлению Крестьянское (фермерского) хозяйства "Чайка" Фурсова С.А.
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай
об оспаривании постановления N 10-14/09 от 19.12.2008. о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Чайка" Фурсова Сергея Алексеевича (далее по тексту КФХ "Чайка", Хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее по тексту Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 10-14/09 от 19.12.2008г. о назначении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.12 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.01.2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, КФХ "Чайка" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и прекратить производство по делу, в том числе по следующим основаниям:
- ст. 25 Закона "О Семеноводстве" не нарушена ввиду наличия удостоверений о качестве семян, которые в ходе проверки не было возможности представить в связи с ее непродолжительностью; в соответствии со ст.ст. 26, 28 Закона "О семеноводстве" для крестьянского хозяйства не обязательно проведение апробации посевов и наличие сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян; истек срок привлечения к ответственности; в действиях отсутствует длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных законом обязанностей; удостоверения о качестве семян подтверждают их соответствие ГОСТу Р 52325-2005.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 06.03.2009г.) и его представитель в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными, указав, что своими действиями по посеву семян пшеницы и гречихи с неопределенными сортовыми и посевными качествами, КФХ "Чайка" нарушило ст. 25 ФЗ N 149-ФЗ от 17.12.1997 г. "О Семеноводстве", а также п. 4.1.2 ГОСТ 52325-2005; срок привлечения к ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения; на момент рассмотрения дела Фурсовым С.А. не оспаривался факт отсутствия документов на высеянные семена пшеницы и гречихи; представленные в суд удостоверения о качестве на момент посевной были недействительными.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.01.2009г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.12.2008г. Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай в соответствии с Приказом от 02.12.2008г. N 1270 проведена плановая проверка КФХ "Чайка" на предмет исполнения им требований законодательства РФ, регламентирующего деятельность в области семеноводства, в результате которой установлено, что в период посева с 29.05.2008г. по 07.06.2008г. на поле, находящемся в 10 км от обводной дороги с.Павловск, КФХ "Чайка" произвело посев семян пшеницы мягкой яровой (посевная площадь 50 га) и семян гречихи (посевная площадь 20 га) с неопределенными сортовыми и посевными качествами.
По данному факту в отношении КФХ "Чайка" 19.12.2008 составлен протокол N 10-14/10 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.12 КоАП РФ; постановлением N 10-14/09 КФХ "Чайка" привлечено к административной ответственности по статье 10.12 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 100 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, КФХ "Чайка" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из подтверждения материалами дела состава административного правонарушения в действиях КФХ "Чайка".
Статьей 10.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений.
Для привлечения к административной ответственности достаточно совершения любого действия (бездействия) на любом из этапов обращения с семенами сельскохозяйственных культур, наступления последствий не требуется.
Согласно статье 21 Федерального закона от 17.12.1997г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Закон N 149-ФЗ) запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.
Статьей 25 Закона N 149-ФЗ установлено, что семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества. Посевные качества семян определяются на основе требований государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства.
В соответствии со статьей 29 Закона N 149-ФЗ на семена, предназначенные для собственных нужд их производителей, выдаются удостоверения о качестве семян.
Пунктом 4.1.2 ГОСТ Р 52325-2005 установлено, что семена, предназначенные для посева, должны быть проверены на сортовые и посевные качества и удостоверены соответствующими документами в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 29.05.2008г. по 07.06.2008г. КФХ "Чайка" произвело посев семян пшеницы мягкой яровой и гречихи, что не оспаривается заявителем.
При этом на семена отсутствовали удостоверения, подтверждающие их сортовые и посевные качества, в связи с чем судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности привлечения КФХ "Чайка" к ответственности, предусмотренной статьей 10.12 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности представить имеющиеся удостоверения о качестве высеянных семян ввиду непродолжительности проверки, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка с учетом имеющегося в материалах дела извещения Управления от 01.12.2008г. N 10-14-17 о начале 05.12.2008г. проверки КФХ "Чайка" по вопросу исполнения требований законодательства РФ, регламентирующего деятельность в области семеноводства и содержащим перечень необходимых для предоставления документов (в том числе копий документов, подтверждающие сортовые и посевные качества высеянных в 2008 году семян) (л.д.32). Указанное извещение было направлено в адрес КФХ "Чайка" и получено им 05.12.2008 (л.д.31), в связи с чем Хозяйство располагало достаточным количеством времени для выполнения требования административного органа о представлении запрашиваемых документов на высеянные семена пшеницы и гречихи, а в случае их фактического наличия у него была возможность представить удостоверения при составлении протокола об административном правонарушении либо при рассмотрении дела об административном правонарушении, однако данные действия не предприняты Хозяйством, равно как и не заявлено ходатайство о продлении срока предоставления документов либо иным образом не информировал о невозможности исполнения требования в установленный срок; напротив, Хозяйством заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в день составления акта проверки и протокола об административном правонарушении (л.д.33), а в объяснениях в протоколе об административном правонарушении законным представителем КФХ "Чайка" было указано на то, что в ноябре 2007 г. семена пшеницы и гречихи были представлены на проверку в Павловскую семенную инспекцию, однако в силу определенных обстоятельств официально документальная проверка проведена не была (л.д.44).
При этом представленные в суд удостоверения о качестве на яровую пшеницу выдано 31.10.2007г., на гречиху 02.11.2007г., в то время как семена пшеницы и гречихи высеяны в мае - июне 2008 года, что в силу положений пункта 5 ГОСТ 12046-85 "Семена сельскохозяйственных культур. Документы о качестве", устанавливающего четырехмесячный срок действия удостоверений для семян, свидетельствует о недействительности на момент посева указанных удостоверений.
Доводы жалобы о том, что в отношении Хозяйства не установлено обязательного проведения апробации посевов и наличия сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, являются необоснованными, ввиду того, что КФХ "Чайка" привлечено к административной ответственности не за отсутствие указанных документов.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
С учетом указанных положений, а равно принимая во внимание тот факт, что нарушение Хозяйством требований о проверке на сортовые и посевные качества семян, предназначенных для посева, установленных ст. 25 Федерального закона N 149-ФЗ от 17.12.1997г. "О семеноводстве", представляет собой бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанности, возложенной на него законом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении срока давности привлечения КФХ "Чайка" к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения.
При изложенных обстоятельствах в связи с отсутствием доказательств наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, а равно исходя из положений о малозначительности установленного правонарушения, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ и принятия доводов апелляционной жалобы, в целом направленных на переоценку выводов суда, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Алтайского края от 22 января 2009 года по делу N А03-2/2009-36 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
В.А.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2/2009
Истец: КФХ "Чайка" Фурсова С.А.
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай