7 апреля 2008 г. |
Дело N А63-10857/2007-С3-16 |
г. Ессентуки |
Регистрационный номер |
|
апелляционного производства 16АП-453/08 (1) |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 апреля 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Винокуровой Н.В.,
судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Винокуровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Ставропольэнергосбыт" на решение от 25.01.2008 по делу N А63-10857/2007-С3-16 Арбитражного суда Ставропольского края, принятое Меркушовой Л.А.,
по исковому заявлению ОАО "Ставропольэнергосбыт"
к ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения"
третье лицо - Региональная тарифная комиссия Ставропольского края
о признании договора недействительным,
при участии представителей:
от ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения" - Долгова А.В., доверенность N 1 от 11.01.2008,
от ОАО "Ставропольэнергосбыт" - Чумакова А.Ю., доверенность N 01-10/04 от 09.01.2008,
в отсутствие представителей Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Ставропольэнергосбыт" г. Пятигорск обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковыми требованиями к ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения" о признании недействительным (ничтожным) договора о порядке расчетов N 01-10/192/2005 от 10.11.2005, а также дополнительного соглашения к указанному договору от 27.02.2006 N 01/10/227/2006, как несоответствующими статье 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Определением от 22.11.2007 суд первой инстанции привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Региональную тарифную комиссию Ставропольского края.
Решением от 25.01.2008 суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований о признании недействительным договора о порядке расчетов от 10.11.2005 и дополнительного соглашения к указанному договору от 27.02.2006 отказал.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что договор о порядке расчетов N 01-10/192/2005 от 10.11.2005 соответствовал законам и правилам, действовавшим в момент его заключения
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Ставропольэнергосбыт" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.01.2008 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на следующее.
По мнению ОАО "Ставропольэнергосбыт", выводы суда первой инстанции о недостаточной обоснованности доводов ОАО "Ставропольэнергосбыт" о том, что в соответствии с Законом Ставропольского края от 19.01.1996 N 13-кз "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии" не предусмотрена обязанность ОАО "Ставропольэнергосбыт", как энергосбытовой организации осуществлять отчисления целевых финансовых средств на энергосбережение, не соответствуют обстоятельствам дела.
Также, по мнению ОАО "Ставропольэнергосбыт", неверен вывод суда первой инстанции о том, что по смыслу статьи 14 Федерального закона от 03.04.1998 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" в обязанность организации, осуществляющей продажу энергии конечным потребителям, входит производство отчислений на энергосбережение, поскольку статья 14 Федерального закона N 28-ФЗ предусматривает льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов, но не предусматривает порядок отчислений на энергосбережение.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 25.01.2008 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ОАО "Ставропольэнергосбыт" и ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения", в отсутствие представителей Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, между ОАО "Ставропольэнергосбыт" и ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения" 10.11.2005 заключен договор о порядке расчетов, а также дополнительное соглашение к указанному договору, согласно которым в соответствии со статьей 14 Закона Ставропольского края "Об энергосбережении" ОАО "Ставропольэнергосбыт" производит отчисления целевых финансовых средств на энергосбережение на расчетный счет ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения". Целевые средства формируются за счет включения в состав затрат на производство и распределение электрической энергии 1% от стоимости топливно-энергетических ресурсов, потребляемых народно-хозяйственным комплексом Ставропольского края, при определении тарифа на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Ставропольэнергосбыт" потребителям (кроме населения и бюджетных организаций).
В обоснование своих требований ОАО "Ставропольэнергосбыт" указало, что не должно производить отчисления средств на финансирование краевых энергосберегающих программ, поскольку является энергосбытовой организацией, не имеющей на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства и не осуществляет самостоятельно деятельность по передаче электрической энергии. Согласно статье 14 Закона Ставропольского края "Об энергосбережении" целевые финансовые средства для реализации энергосберегающей политики в Ставропольском крае формируются за счет отчислений энергоснабжающих организаций, которыми являются, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной энергии и совмещающей эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии. Таким образом, по мнению ОАО "Ставропольэнергосбыт", статьей 14 указанного закона не предусмотрена обязанность по производству отчислений финансовых средств на энергосбережение энергсбытовыми организациями, каковой является ОАО "Ставропольэнергосбыт". Кроме того, указало на то, что в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как было правильно установлено судом первой инстанции, на момент заключения договора от 10.11.2005 о порядке расчетов действовал Закон Ставропольского края "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии" от 19.06.1996 N 13-кз, статья 14 которого предусматривала формирование целевых финансовых средств за счет отчислений энергоснабжающих организаций путем включения в состав затрат на производство и распределение электрической энергии 1% от стоимости топливно-энергетических ресурсов, потребляемых народнохозяйственным комплексом Ставропольского края, при определении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения и бюджетных организаций).
Статья 14 Федерального закона N 28-ФЗ "Об энергосбережении" от 03.04.1996 в редакции, действовавшей на момент заключения договора о порядке расчетов N 01-10/192/2005 от 10.11.2005 и дополнительного соглашения к указанному договору от 27.02.2006 N 01/10/227/2006, и действующей в настоящее время, устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение.
Региональная тарифная комиссия Ставропольского края, являясь органом исполнительной власти края, при определении тарифов на электрическую энергию, учитывает экономически обоснованные затраты потребителей на энергосбережение в размере 1% от стоимости топливно-энергетических ресурсов и относит эти затраты к расходам ОАО "Ставропольэнергосбыт". ОАО "Ставропольэнергосбыт", аккумулируя целевые средства потребителей, изначально предназначенные для перечисления в краевой фонд энергосбережения, обязано перечислять их, согласно договору, ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения", в противном случае ОАО "Ставропольэнергосбыт" получит неосновательное обогащение в виде дополнительной прибыли, не предусмотренной государственным регулированием тарифов, за счет потребителей края.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заключенный сторонами по делу договор о порядке расчетов от 10.11.2005 соответствовал установленным вышеуказанными законами правилам, и обоснованно отказал в удовлетворении требований ОАО "Ставропольэнергосбыт".
Судом первой инстанции был правомерно отклонен довод ОАО "Ставропольэнергосбыт" о том, что Законом Ставропольского края от 19.06.1996 N 13-кз "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии" не предусмотрена обязанность ОАО "Ставропольэнергосбыт", как энергосбытовой организации, осуществлять отчисления целевых финансовых средств на энергосбережение, поскольку согласно статье 3 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. В соответствии с Уставом общества ОАО "Ставропольэнергосбыт" осуществляет реализацию (продажу) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии потребителям. Региональная тарифная компания Ставропольского края включает в тариф затраты для потребителей розничного рынка, а ОАО "Ставропольэнергосбыт осуществляет сбор платы с конечных потребителей по установленным комиссией тарифам, куда входят и целевые средства на энергосбережение, которые он обязан перечислять ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения". По смыслу статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" следует, что в обязанности организации, осуществляющей продажу энергии конечным потребителям, входит производство отчислений на энергосбережение.
Таким образом, судом первой инстанции дана правильная оценка исковому заявлению ОАО "Ставропольэнергосбыт". Результаты рассмотрения апелляционной жалобы не дают оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из вышеизложенного.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расход по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на ОАО "Ставропольэнергосбыт", которая им уплачена.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.01.2008 по делу N А63-10857/2007-С3-16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Н.В. Винокурова |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10857/07-с3-16
Истец: ОАО "Ставропольэнергосбыт"
Ответчик: ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения"
Третье лицо: Региональная тарифная комиссия по СК
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-453/08