5 сентября 2008 г. |
Дело N А 14-470/2008 |
г.Воронеж 19/14
Резолютивная часть постановления объявлена 2 сентября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 сентября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Андреещевой Н. Л.,
судей: Безбородова Е. А.,
Колянчиковой Л. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой Е. Н.,
при участии:
от ОАО "Воронежская энергосбытовая компания": представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Субъекта РФ - ВО в лице Главного финансового управления Воронежской области: Цапиной Т.А. - главного специалиста правового отдела, удостоверение N 246 от 30.11.2005 г., доверенность N 3 от 09.01.2008 г.;
от РФ в лице Минфина РФ: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронежа: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от ГУ Главного управления социального развития Воронежской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Министерства финансов РФ: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Администрации ГО г. Воронеж: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от ОГУ "Управление социальной защиты населения Воронежской области": представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу субъекта Российской Федерации Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области, г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.07.2008 года по делу N А14-470/2008 19/14 (судья Пименова Т. В.) по иску открытого акционерного общества "Воронежская энергосбытовая компания", г.Воронеж, к Муниципальному образованию городскому округу город Воронеж в лице Финансово - казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, при участии третьих лиц Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, Областного государственного учреждения "Управление социальной защиты населения Воронежской области", г. Воронеж, Главного управления социального развития Воронежской области, г. Воронеж, Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 7 431 руб. 26 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Воронежская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ВЭСК", истец), г.Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском Муниципальному образованию городскому округу город Воронеж в лице Финансово - казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж (далее - МО ГО г. Воронеж в лице Финансово - казначейского управления Администрации ГО г. Воронеж), г. Воронеж, о взыскании 7 431 руб. 26 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация городского округа город Воронеж (далее - Администрация ГО г. Воронеж), г. Воронеж, Областное государственное учреждение "Управление социальной защиты населения Воронежской области" (далее - ОГУ "Управление соцзащиты населения Воронежской области"), г. Воронеж, Главное управление социального развития Воронежской области (далее - ГУ социального развития Воронежской области), г. Воронеж, Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), г. Москва.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 03.06.2008 г. была произведена замена ненадлежащего ответчика - МО ГО г. Воронеж в лице Финансово - казначейского управления Администрации ГО г. Воронеж на надлежащего - субъект Российской Федерации Воронежскую область в лице Главного финансового управления Воронежской области (далее - субъект РФ Воронежская область в лице Главного финансового управления Воронежской области), г. Воронеж.
Также указанным судебным актом к участию в деле в качестве второго ответчика была привлечена: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - РФ в лице Минфина РФ, ответчик), г. Москва.
В ходе судебного разбирательства ОАО "ВЭСК" уточнило исковые требования, просило взыскать 7 431 руб. 26 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии с субъекта РФ Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации Воронежской области, при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении субъекта РФ Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области, субсидиарную ответственность возложить на РФ в лице Минфина РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 9 июля 2008 г. с субъекта РФ Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области в пользу ОАО "ВЭСК" было взыскано 4 431 руб. 26 коп. убытков, в удовлетворении остальной части исковых требований, а также в иске к РФ в лице Минфина РФ было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик субъект РФ Воронежская область в лице Главного финансового управления Воронежской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, а также на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 9 июля 2008 года, в связи с чем просит отменить его полностью и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель субъекта РФ Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец ОАО "ВЭСК" в судебное заседание не явился, представив через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Ответчик РФ в лице Минфина РФ, третьи лица Администрация ГО г. Воронеж, ОГУ "Управление соцзащиты населения Воронежской области", ГУ социального развития Воронежской области в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения истца, ответчика РФ в лице Минфина РФ и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, а также представленное ОАО "ВЭСК" ходатайство, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции объявлялся перерыв до 02.09.2008 г. (30.08. и 31.08.2008 г. - выходные дни).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя субъекта РФ Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.07.2008 года - без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, истец ОАО "ВЭСК" являясь энергоснабжающей организацией, оказывает услуги по поставке электроэнергии, в том числе и физическим лицам.
Решением Левобережного районного суда г.Воронежа от 21.12.2006 г. по делу N 2-1590/2006, вступившим в законную силу, с ОАО "ВЭСК" в пользу участника Великой Отечественной войны Быковского М. П. было взыскано 4 431 руб. 26 коп., составляющих льготу по оплате электрической энергии на отопление жилья в размере 50 % от его полной стоимости за период с 01.10.2005 г. по 31.10.2006 г., а также 1 000 руб. судебных расходов и 2 000 руб. морального вреда.
Ссылаясь на то, что взысканные с ООО "ВЭСК" на основании вышеуказанного судебного акта денежные средства являются для него убытками и связаны с предоставлением льгот гражданам на основании Федерального Закона N 5-ФЗ от 12.01.1995г. "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах"), истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с рассматриваемыми исковыми требованиями (с учётом уточнения).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании убытков в сумме 4 431, 26 руб. с Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области за счет средств казны Воронежской области в пользу ООО "ВЭСК" и об отказе в остальной части иска. В требованиях к РФ в лице Минфина РФ арбитражный суд области отказал.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение государством средств, подлежащих в соответствии с законом перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Согласно статье 10 Федерального закона "О ветеранах" источником финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Российской Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В рассматриваемом случае, как правомерно установлено судом первой инстанции, таким ответчиком является Воронежская область в лице Главного финансового управления Воронежской области.
Постановлением Администрации Воронежской области от 03.03.2006 г. N 151 был утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива, возмещения расходов организациям, предоставляющим указанные услуги, за счет средств фонда компенсаций федерального бюджета.
Согласно пункту 5 указанного Порядка возмещение расходов организациям, предоставляющим меры социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива, осуществляется по обращении организаций в филиалы Областного государственного учреждения Главное управление труда и социального развития Воронежской области соответствующего района на основании заключенного договора.
Наличие указанного договора с ООО "ВЭСК" и отсутствие его надлежащего исполнения со стороны соответствующего филиала Областного государственного учреждения Главное управление труда и социального развития Воронежской области, выразившееся в непринятии от истца раздельных реестров льготников по оплате за электроэнергию на цели освещения и отопления, подтверждается материалами дела.
Факт наличия убытков у ОАО "ВЭСК" и обстоятельства их возникновения установлены вступившим в законную силу решением Левобережного районного суда г.Воронежа от 21.12.2006 г. по делу N 2-1590/2006 и в силу части 3 статьи 69 АПК РФ не требует доказывания по настоящему делу.
При этом, как усматривается из материалов дела, предоставление ветерану ВОВ Быковскому М.П. льгот по оплате электроэнергии в сумме 4 431 руб. 26 коп. произведено ОАО "ВЭСК" за счёт собственных средств.
Поскольку указанные расходы ОАО "ВЭСК" возникли вследствие неисполнения финансовым органом субъекта Российской Федерации обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот, установленных ФЗ "О ветеранах", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области за счет средств казны Воронежской области в пользу ООО "ВЭСК" убытков в сумме 4 431, 26 руб.
Вместе с тем, арбитражный суд области правомерно отказал во взыскании с ответчика 1 000 руб. судебных расходов и 2 000 руб. морального вреда, указав, что данные расходы не находятся в причинно-следственной связи с бездействием ответчика (его органов).
С учетом вышеизложенного, довод субъекта РФ Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация, а не субъект Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Апелляционная инстанция также не может согласиться с доводом заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции положений части 3 статьи 47 АПК РФ, поскольку указанные в апелляционной жалобе обстоятельства не находят своего подтверждения.
Как следует из определения Арбитражного суда Воронежской области от 03.06.2008 г., после замены ненадлежащего ответчика - МО ГО г. Воронеж в лице Финансово - казначейского управления Администрации ГО г. Воронеж на надлежащего - субъект РФ Воронежская область в лице Главного финансового управления Воронежской области, а также привлечения в качестве второго ответчика РФ в лице Минфина РФ рассмотрение данного дела было отложено на 02.07.2008 г., сторонам и третьим лицам было предложено обосновать свои требования и возражения в отношении заявленных исковых требований. 2.07.2008 г. рассмотрение дела было начато по существу, без каких-либо возражений сторон и лиц по поводу готовности дела к судебному разбирательству.
Ссылка субъекта РФ Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области на то обстоятельство, что после его вступления к участию в деле в качестве ответчика истцом в нарушение требований части 3 статьи 125 АПК РФ не была направлена ему копия искового заявления, в связи с чем нарушен принцип равенства и состязательности сторон в арбитражном процессе, также, по мнению апелляционной инстанции, не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с положениями части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В рассматриваемом случае ответчик мог воспользоваться процессуальным правом на заявление ходатайства об объявлении перерыва, об отложении судебного заседания для ознакомления с исковым заявлением, однако такого права, предоставленного ему действующим арбитражным процессуальным законодательством, им реализовано не было.
Таким образом, при принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
На основании изложенного оснований для отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 09.07.2008 г. и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на её заявителя - субъект РФ Воронежскую область в лице Главного финансового управления Воронежской области.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 9 июля 2008 года по делу N А14-470/2008 19/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу субъекта Российской Федерации Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области, г. Воронеж, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н. Л. Андреещева |
Судьи |
Е. А. Безбородов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-470/2008/19/14
Истец: ОАО "Воронежская энергосбытовая компания"
Ответчик: МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронежа
Третье лицо: Субъект РФ - ВО в лице Главного финансового управления Воронежской обл., ОГУ "Управление социальной защиты населения Воронежской обл", Министерство финансов РФ , ГУ Главное управление социального развития Воронежской области, Администрация ГО г. Воронеж
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2008 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3571/08