г. Томск |
Дело N 07АП- 2965/08 |
10 июля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Ждановой Л.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции ФНС N 15 по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 04 апреля 2008 года по делу N А45-1919/2008-46/25 (судья Чернова О.В.)
по заявлению Межрайонной инспекции ФНС N 15 по Новосибирской области
к Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска, обществу с ограниченной ответственностью "Димир", Тормоза Александру Ивановичу, Кузнецову Дмитрию Александровичу
о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы
УСТАНОВИЛ
Межрайонная Инспекция ФНС России N 15 по Новосибирской области (далее по тексту Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ (л.д.37), к Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска, Обществу с ограниченной ответственностью "Димир" (далее по тексту ООО "Димир", Общество), Тормоза Александру Ивановичу, Кузнецову Дмитрию Александровичу о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Димир" - решение о государственной регистрации N 4072 от 16.07.2007г. как несоответствующее ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственные регистрационные записи N 2075405185690 от 16.07.2007г., N 2075405185689 от 16.07.2007г., N 2075475032796 от 06.08.2007г.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.04.2008г. в удовлетворении заявленных требований Инспекции отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- налоговым органом доказано, что предоставление ООО "Димир" недостоверных, заведомо ложных сведений об адресе места нахождения организации и наличие таких сведений в ЕГРЮЛ затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц (п.2 ст. 198 НК РФ), нарушает публичные интересы в связи с невозможностью осуществления налогового контроля (ст. 53 АПК РФ); в соответствии с п.11 ст. 7 ФЗ "О налоговых органах РФ" налоговым органам предоставляется право предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица;
- адрес места нахождения Общества и места нахождения исполнительных органов общества, указанный в заявлении о государственной регистрации, не соответствовал действительности на момент государственной регистрации, а также на момент подачи искового заявления; документы, представляемые на государственную регистрацию, должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в ней информации;
- порядок, предусмотренный ст.21.1, п.2 ст. 25 ФЗ N 129-ФЗ, п.2 ст.61 ГК РФ, в рассматриваемом случае не применим, в связи с чем необоснованна ссылка суда на возможность ликвидации налоговым органом юридического лица, исключения его из государственного реестра.
Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на основании ст.158 АПК РФ отложено на 10 июля 2008 г.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, ООО "Димир", Тормоза А.И., Кузнецов Д.А., по последнему известному суду месту нахождения, месту жительства, не явились.
Межрайонная ИФНС России N 15 по Новосибирской области просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (ходатайство от 10.07.2008г.).
В порядке ч. 1 ст. 266, ч.1, ч.3 ст.156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04 апреля 2008 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Димир" (ИНН 5405276006) зарегистрировано при создании юридического лица Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска 05.07.2004г. за ОГРН 1045401929220.
03 июля 2007 года единственным участником Общества Д.А.Кузнецовым принято решение N 2 об определении места нахождения и почтового адреса Общества: Новосибирская область, Новосибирский район, п. Краснообск, Институт СибНИПТИЖ; внесении соответствующих изменений в устав; обращении в ИФНС РФ по Октябрьскому району г.Новосибирска по вопросу внесения изменений в устав.
На основании представленных для государственной регистрации документов, полученных налоговым органом 09 июля 2007 г., Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г.Новосибирска 16.07.2007г. принято решение N 4072 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "Димир".
В связи с изменением места нахождения общества регистрационное дело ООО "Димир" было передано из Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Новосибирска в Межрайонную инспекцию ФНС России N 15 по Новосибирской области в соответствии со статьей 84 НК РФ, Приказом N САЭ-3-09/165@, п. 4 ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
27.12.2007г. должностными лицами Межрайонной Инспекции проведен осмотр по адресу, указанному в учредительных документах, на предмет нахождения по данному адресу ООО "Димир" (л.д. 38), в ходе которого установлено отсутствие по указанному адресу исполнительного органа и имущества ООО "Димир", о чем составлен акт осмотра.
Отсутствие ООО "Димир" по адресу места нахождения, указанному в учредительных документах, явилось основанием для признания Межрайонной инспекцией сведений, предоставленных Обществом при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не соответствующими действительности, влекущими отмену регистрации данных изменений и обращения в арбитражный суд Новосибирской области в силу ст.7 ФЗ от 21.03.1991г. N 943-1 "О налоговых органах РФ", ст.ст. 5,12 ФЗ от 08.08.2001г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Димир", - Решение о государственной регистрации N4072 от 16.07.2007г. как несоответствующее ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственные регистрационные записи N2075405185690 от 16.07.2007г., N2075405185689 от 16.07.2007г., N2075475032796 от 06.08.2007г. от 07.08.2007г. за государственным регистрационным номером 2074205149126.
Отказывая в удовлетворении заявленных Инспекцией требований, суд первой инстанции исходил из непредставления заявителем доказательств, свидетельствующих о неправомерном действии регистрирующего органа, нарушении указанной регистрацией прав и законных интересов каких-либо лиц в сфере предпринимательской и иной деятельности; необоснования экономического характера спора, возникшего между двумя налоговыми органами; отсутствия законных оснований для признания государственной регистрации вносимых изменений недействительной.
Право налогового органа на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительной государственной регистрации юридического лица регламентируется положением абзаца 3 пункта 11 ст. 7 действующего Закона Российской Федерации "О налоговых органах в Российской Федерации" от 21.03.1991 г. N 943-1 (с изменениями и дополнениями).
Кроме того, согласно ч.1 ст.53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В связи с чем выводы суда первой инстанции о необходимости представления налоговым органом при подаче заявления обоснования экономического характера спора признаются судом апелляционной инстанцией необоснованными.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 1 ст. 4 ФЗ от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту Закон N 129-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Из п.п. "в" п. 1 ст. 5 названного Закона следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
На основании п.1 ст.17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
При этом в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Следовательно, является законодательно установленным требование о достоверности сведений, подлежащих отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом Федеральный Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, документов юридического лица, однако, исходя из приведенных положений Закона N 129-ФЗ, представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, полного пакета документов в соответствии со ст. 17 названного Закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Статья 23 названного Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации предусматривает только непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В силу ст.1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, местом нахождения Общества определено: Новосибирская область, Новосибирский район, п. Краснообск, Институт СибНИПТИЖ
Из материалов дела следует, что по указанному месту нахождения исполнительные органы, а также имущество Общества ни на момент регистрации вносимых изменений в учредительные документы, ни после регистрации не находились.
Учитывая, что государственная регистрация изменений о месте нахождения Общества осуществлена на основании документов, содержащих недостоверную информацию об измененном адресе (месте нахождения), что, соответственно, повлекло принятие регистрирующим органом акта о внесении в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, которые в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ подлежат обязательному отражению в ЕГРЮЛ, у арбитражного суда Новосибирской области отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных Межрайонной Инспекцией требований.
Выводы суда в части того, что отсутствие заключенного договора аренды на помещение по измененному адресу места нахождения юридического лица, не является доказательством того, что первоначально представленные сведения на регистрацию таких изменений являлись недостоверными, не соответствуют ответу Администрации ГНУ СибНИПТИЖ СО РАСХН (л.д.45) на запрос налогового органа (исх.N 02-09/2130 от 18.02.2008г. л.д.46), согласно которого ГНУ СибНИПТИЖ СО РАСХН в период с 01.01.2007г. по момент подготовки ответа на запрос договоров аренды с ООО "Димир" не имело, доказательств обратного ответчиками в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено, что свидетельствует об отсутствии Общества по измененному адресу места нахождения как на момент регистрации таких изменений, так и после регистрации.
Ссылку суда первой инстанции на Закон о государственной регистрации, согласно которого представление недостоверных сведений о юридическом лице не является основанием для признания государственной регистрации вносимых в учредительные документы изменений недействительной, апелляционный суд находит не соответствующей ст. 17 Закона N 129-ФЗ, поскольку представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы пакета документов, предусмотренных названной статьей, не означает, что такие документы, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционная инстанция считает, что установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность государственной регистрации изменений ООО "Димир", в связи с чем признаются необоснованными выводы суда первой инстанции о том, что отсутствие постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту нахождения юридического лица, указанному в учредительных документах, после государственной регистрации изменений учредительных документов юридического лица не может свидетельствовать о недостоверности сведений о месте нахождения юридического лица и как следствие о незаконности такой регистрации.
Обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, произведено с тем, что указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с Обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу, препятствует проведению налогового контроля, и в этой части доводы апелляционной жалобы подлежат удовлетворению.
Согласно ст.11 Закона N 129-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. В связи с чем признание недействительной государственной регистрации юридического лица, произведенной на основании решения регистрирующего органа о государственной регистрации, влечет за собой недействительность самой произведенной регистрации и произведенных регистрационных записей.
Несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу п.3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, п. 2 ст. 269 АПК РФ являются основанием для отмены судебного акта и принятия по делу нового судебного акта в порядке ст. 201 АПК РФ об удовлетворении заявленных Межрайонной Инспекцией ФНС N 15 требований.
Согласно части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Применительно к предмету спора незаконная государственная регистрация изменений осуществлена в виду неправомерных действий ООО "Димир", в связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с Общества, а не с регистрирующего органа, действия которого не признаны незаконными, в размере 3000 руб. за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 04 апреля 2008 года по делу N А45-1919/2008-46/25 отменить.
Признать недействительной государственную регистрацию изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Димир", произведенную на основании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Новосибирска от 16.07.2007г. N 4072, государственные регистрационные номера записи 2075405185690 от 16.07.2007г., 2075405185689 от 16.07.2007г., 2075475032796 от 06.08.2007г.
Взыскать с ООО "Димир" (ИНН 5405276006) в доход федерального бюджета государственную пошлину по первой и апелляционной инстанции в размере 3000 рублей.
Возвратить Межрайонной Инспекции ФНС России N 15 по Новосибирской области из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению N 411 от 29.05.2008г. в размере 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Л.И.Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1919/2008-46/25
Истец: МИФНС России N15 по Новосибирской области
Ответчик: Тормоза Александр Иванович, ООО "Димир", ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска
Третье лицо: Кузнецов Дмитрий Александрович
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2965/08