г. Ессентуки
04 мая 2009 г. |
Дело N А20-2636/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Мельникова И.М., Фриева А.Л.,
при ведении протокола с/з секретарем Афашоковым Д.М.
с участием в заседании представителей:
от заявителя
Борсов Р.А. - представитель по доверенности (копия в деле)
от заинтересованного лица
Маммеев М.В., Бозиев Б.К. - представители по доверенностям (копии в деле)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Южного Межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по Кабардино-Балкарской Республике
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.02.2009
по делу N А20-2636/2008 под председательством судьи Пономарева С.М.
по заявлению Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по Кабардино-Балкарской Республике
к Управлению Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике
о признании незаконными действий (бездействий) налогового органа
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по Кабардино-Балкарской Республики (далее - ЮМТУ Ростехрегулирования, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике (далее - налоговый орган, УФНС, заинтересованное лицо) о признании действий налогового органа незаконными, в связи с отказом в предоставлении сведений в ответе N 10-19/7842 от 07.11.2008, а также в связи с отсутствием в указанном ответе разъяснений о возможности предоставлении сведений в порядке, предусмотренном Приказом ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@ (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.02.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд исходил из того, что ЮМТУ Ростехрегулирования не представило доказательств установления федеральными законами и нормативными актами Правительства Российской Федерации случаев и порядка предоставления выписки из ЕГРИП на основании п. 30 Правил ведения ЕГРИП, а также направления в налоговый орган заявки на предоставление в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРИП.
Не согласившись с решением суда, ЮМТУ Ростехрегулирования обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.02.2009 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что налоговым органом нарушены требования по предоставлению информации, установленные Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Налоговая служба представила отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель ЮМТУ поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель налоговой службы просил отказать в удовлетворении жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЮМТУ Ростехрегулирования обратилось в УФНС России по КБР с запросом от 31.10.2008 N 13-26/119 о предоставлении выписки из ЕГРИП в отношении индивидуального предпринимателя Губжокова Б.Ш.
Письмом N 10-19/7842 от 07.11.2008 УФНС России по КБР отказало ЮМТУ Ростехрегулирования в предоставлении выписки из ЕГРИП, мотивируя отказ тем, что федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не предусмотрено получение территориальными подразделениями Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии информации из ЕГРИП на основании п. 30 Правил ведения ЕГРИП и предоставления содержащихся в нем сведений утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 "О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления правительства российской федерации от 19 июня 2002 Г. N 438 И 439".
ЮМТУ Ростехрегулирования посчитав, что действия налогового органа являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу пунктов 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственных реестрах, являются открытыми и общедоступными и предоставляются, в том числе, в виде выписки из соответствующего государственного реестра. При этом форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрены случаи и порядок бесплатного предоставления сведений содержащиеся в государственных реестрах и документов органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.
Порядок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений, в том числе случаи и порядок бесплатного предоставления сведений, установлен Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 25 и 30 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 (далее - Правила), сведения об индивидуальном предпринимателе предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме и содержащему запрашиваемые сведения, в виде выписки из государственного реестра по форме, указанной в приложении N 5 к Правилам, государственным органам бесплатно в порядке и в случаях, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Действующим законодательством, в том числе Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294, случаев, при которых органам Ростехрегулирования предоставлено право получать сведения в виде выписки из ЕГРИП, не установлено.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110, на которое ссылается ЮМТУ Ростехрегулирования в своем письме, не регламентирует порядок предоставления выписок из ЕГРИП.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ЮМТУ Ростехрегулирования не представлено доказательств установления федеральными законами и нормативными актами Правительства Российской Федерации случаев и порядка предоставления выписки из ЕГРИП на основании п. 30 Правил ведения ЕГРИП.
Согласно ст. 6 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункту 24 Правил ведения ЕГРЮЛ и пункту 32 Правил ведения ЕГРИП, Приказом ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@ сведения об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены в электронном виде в порядке и сроки, которые установлены Федеральной налоговой службой. Открытые и общедоступные сведения предоставляются всем заинтересованным лицам. Сведения, доступ к которым ограничен, предоставляются в соответствии с федеральными законами.
Способы предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, перечислены в п. 3 указанного Порядка:
- на электронных носителях (диски/дискеты) либо в режиме электронной почты с использованием средств электронной цифровой подписи и криптографической защиты информации - органам государственной власти, органам местного самоуправления в порядке, определенном разделом II настоящего Порядка. Структура и формат предоставляемой информации определяются ФНС России;
- по телекоммуникационным каналам связи с применением средств криптографической защиты информации посредством установления удаленного доступа к сведениям ЕГРЮЛ/ЕГРИП, содержащим сведения, доступ к которым ограничен, - федеральным органам государственной власти (непосредственно) и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном разделом III настоящего Порядка;
- с использованием Web-технологии посредством установления доступа к разделам сайта ФНС России в сети Интернет, содержащим открытые и общедоступные сведения ЕГРЮЛ/ЕГРИП, - юридическим и физическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления в порядке, определенном разделом IV настоящего Порядка.
Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти для получения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, необходимо представить заявки на предоставление в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, по форме согласно Приложениям N N 1, 2 к Порядку предоставления сведений реестров (п. 4 Порядка).
Материалы дела не содержат заявку ЮМТУ на предоставление в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРИП, по установленной форме.
Из вышеизложенного видно, что на основании полученных таким образом сведений ЮМТУ Ростехрегулирования может самостоятельно формировать необходимые сведения о конкретном индивидуальном предпринимателе или юридическом лице.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все доказательства по делу, применил нормы права, подлежащие применению и оснований для отмены решения суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену вынесенного решения суда, при проверке дела в апелляционном порядке не установлено.
Госпошлина по апелляционной жалобе в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку в силу ч. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ органы государственной власти, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской республики от 26.02.2009 по делу N А20-2636/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
И.М. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2636/2008
Заявитель: Южное межрегиональное территориальное управление (ЮМТУ Ростехрегулирования)
Истец: ЮМТУ Ростехрегулирования в лице территориального отдела госнадзора по КБР
Ответчик: УФНС РФ по КБР
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-777/09