г. Чита |
Дело N А78-278/2008 С1-7-13 |
07.05.2008г.
04АП-878/2008 г. |
|
Резолютивная часть объявлена 29.04.2008г.
Полный текст постановления изготовлен 07.05.2008г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк, судей: О.Н. Бурковой, С.И. Юдина, при ведении протокола помощником судьи Д.В. Цыцыковой, при участии представителя ответчика - Чечеля С.А. по доверенности от 25.04.2008г., рассмотрел апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Читинской области и АБАО на определение арбитражного суда Читинской области от 19.02.2008г. о возвращении искового заявления по иску Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Читинской области и АБАО к индивидуальному предпринимателю Алексееву Дмитрию Николаевичу о взыскании 1 126 281 рублей (судья В.Ф. Олейник).
Межрайонная инспекция ФНС России N 6 по Читинской области и АБАО обратилась в арбитражный суд Читинской области с иском к индивидуальному предпринимателю Алексееву Дмитрию Николаевичу о взыскании 1 126 281 рублей - ущерба, причиненного государству деятельностью ответчика в деле о банкротстве МУП "Пристань-Сретенск".
Определением арбитражного суда Читинской области от 19.02.2008г. исковое заявление было возвращено истцу со ссылкой на неустранение им обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, считая себя лицом, которое в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, т.к. выступает в защиту интересов государства.
Представитель ответчика доводы, положенные истцом в обоснование апелляционной жалобы, отклонил, ссылаясь на то, что обжалуемый истцом судебный акт является законным и обоснованным.
Представитель истца в суд не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен в установленном порядке, заявил о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Принимая во внимание положения ст. 156 АПК РФ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие истца.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Определением арбитражного суда от 23.01.2008 г. истцу в срок до 19.02.2008 г. было предложено представить: свидетельство о государственной регистрации истца в качестве юридического лица; представить доказательство уплаты государственной пошлины в установленном размере и порядке либо мотивированное и документально обоснованное ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины.
Данное определение суда получено представителем истца 28.01.2008 г., о чем имеется уведомление от 01.02.2008 г. N 03707.
Факсограммой N 285 от 18.02.2008 г. истец представил копию свидетельства о государственной регистрации истца в качестве юридического лица, а также платежное поручение N 33 от 11.02.2008 г. об уплате госпошлины в сумме 1000 руб., в котором отсутствует отметка о списании средств со счета плательщика.
При этом, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что указанный платежный документ не может являться безусловным доказательством перечисления госпошлины в федеральный бюджет.
Требование о необходимости уплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере - 17 131 руб. 41 коп. было предъявлено судом первой инстанции правомерно, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, устанавливающей, что при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска свыше 1 000 000 руб. государственная пошлина уплачивается в размере 16 500 руб. плюс 0,5 процент суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 100 000 руб.
Учитывая положения п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ (часть вторая), государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом - исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Принимая во внимание положения статьи 45 Налогового кодекса РФ, доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле "Списано со счета плательщика" - дата списания денежных средств со счета плательщика, в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя (пункт 3.8 части 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного указанием Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 г. N 2-П).
Арбитражный суд возвращает исковое заявление, если не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда (п. 4 ч. 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Установив, что истец не устранил недостатки, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 4 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, не устранены в срок, установленный в определении, исковое заявление и прилагаемые к нему документы арбитражный суд возвращает в порядке, предусмотренном статьей 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно возвратил исковое заявление истцу.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что он является лицом, которое в соответствии с ч.1 п.1 ст. 333.27 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, т.к. выступает в защиту интересов государства, судом апелляционной инстанции отклоняются, учитывая следующее.
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. В п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2006 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении названного положения Кодекса арбитражным судам следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 53 АПК РФ к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.
Таким образом, для освобождения от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы соответствующий орган обращался в защиту государственных и (или) общественных интересов, а право на обращение в арбитражный суд было предусмотрено федеральным законом; само по себе наличие статуса государственного органа не освобождает его от уплаты государственной пошлины.
Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" федеральные органы исполнительной власти, отнесенные в соответствии со статьей 2 этого Закона к уполномоченным органам, в пределах своей компетенции представляют в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" уполномоченными органами являются соответствующие территориальные органы Федеральной налоговой службы.
Убытки, в том числе реальный ущерб, являются мерой гражданско-правовой ответственности и не расцениваются как требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Следовательно, уполномоченный орган обязан уплатить государственную пошлину в установленном размере при обращении в суд с иском о взыскании с конкурсного управляющего убытков, причиненных Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-272 АПК РФ, Арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение арбитражного суда Читинской области от 19.02.2008г. по делу N А78-278/2008 С1-7-13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.В. Стасюк |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-278/08
Истец: МРИ ФНС России N6 по Забайкальскому краю
Ответчик: Алексеев Дмитрий Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-878/08