город Ессентуки |
Дело N А15-1999/2007 |
04 марта 2009 г. |
Апелляционное производство N 16АП-29/09 (1) |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Луговой Ю.Б., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапетовым С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан на определение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.10.2008 о прекращении производства по делу N А15-1999/2007 по заявлению Федеральной налоговой службы в лице ИФНС России по Кировскому району г. Махачкалы о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Трим",
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ
Федеральная налоговая служба в лице Инспекции ФНС России по Кировскому району (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании Общества с ограниченной ответственностью "Трим" (далее - ООО "Трим", общество, должник) несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника, в связи с неисполнением в течение длительного времени обязанности по уплате налогов и сборов, наличием непогашенной недоимки по налогам в размере 261 450 рублей 58 копеек.
Решением суда от 19.10.2007 по делу N А15-1999/2007 общество признано банкротом как отсутствующий должник, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Рамазанов Д.М. (т. 1, л.д. 127-129).
Определением от 31.10.2008 суд первой инстанции производство по делу N А15-1999/2007 прекратил. Судебный акт мотивирован тем, что налоговый орган не представил в суд доказательств наличия у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, в дело не поступили заявления иных кредиторов, которые могут нести расходы, в связи, с чем общество является недействующим юридическим лицом, в отношении которого применяется внесудебный порядок прекращения деятельности юридического лица.
Не согласившись с определение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.10.2008 о прекращении производства по делу N А15-1999/2007, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции. Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необоснованно прекратил производство по делу, нарушив нормы материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, ООО "Трим", конкурсного управляющего ООО "Трим" Рамазанова Д.М., Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, учредителя ООО "Трим" Мирзаева М.М., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суд не известили. Отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступали.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив правильность определения Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.10.2008 о прекращении производства по делу N А15-1999/2007 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что определение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Мирзаевым Муртазаали Мухтаровичем учреждено ООО "Трим", которое зарегистрировано в качестве юридического лица в Управлении регистрации и лицензирования г. Махачкалы 29.06.2001.
Непогашенная в течение более трех месяцев задолженность общества по уплате в бюджет обязательных налогов, пеней и штрафов согласно справке о задолженности по состоянию на 01.09.2007 составила 261 450 рублей 58 копеек, в том числе недоимка в сумме 77 115 рублей, пени - 39 612 рублей и штрафы в сумме 144 723 рублей.
Требования N 1 от 20.01.2005 на сумму 68 126 рублей, N 1 от 20.01.2005 на сумму 117 856 руб., N 5353 от 29.01.2007 на сумму 261 450 руб. 58 копеек и N 22337 от 04.06.2007 на сумму 261 450 руб. 58 копеек об уплате налогов в добровольном порядке общество не исполнило, в связи, с чем налоговым органом принято решение N 17 от 18.06.2007 о взыскании задолженности за счет денежных средств и постановление N 17 от 18.06.2007 о взыскании налогов и сборов в сумме 261 450 рублей 58 копеек за счет имущества должника.
26.06.2007 Махачкалинским городским отделом судебных приставов УФССП по РД, возбуждено исполнительное производство N 20/23830/1101/32/2007, однако погашение недоимки в результате исполнительных действий не обеспечено, в связи, с чем 31.08.2007 судебным приставом-исполнителем Махачкалинского городского отдела судебных приставов УФССП по РД Раджабкадиевым Р.К. принято постановление об окончании исполнительного производства N 20/23830/1101/32/2007 на основании акта о невозможности взыскания вследствие отсутствия имущества у должника.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и п. 1 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Как следует из материалов дела, решением суда от 19.10.2007 по делу N А15-1999/2007 общество признано банкротом как отсутствующий должник, в отношении него открыто конкурсное производство сроком 12 месяцев, конкурсным управляющим назначен Рамазанов Д.М.
17.10.2008 конкурсный управляющий представил в Арбитражный суд Республики Дагестан отчет о результатах поведения конкурсного производства в отношении ООО "Трим" и ходатайствовал о завершении конкурсного производства (том 2, л.д. 61-62,63-103).
В соответствии со статьей 149 Закона о банкротстве после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Основания для прекращения производства по делу о банкротстве предусмотрены статьей 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в том числе в случае завершения конкурсного производства и в иных, предусмотренных законом о банкротстве случаях.
Параграф 2 главы XI Закона о банкротстве регламентирует вопросы, касающиеся банкротства отсутствующего должника.
Пункт 1 статьи 227 Закона о банкротстве предусматривает, что в случаях, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Согласно статье 230 Закона о банкротстве положения закона в части отсутствующего должника применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) установлено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого реестра в порядке, предусмотренном Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого реестра. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем через три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого реестра не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Из материалов дела видно, что после принятия заявления уполномоченного органа и возбуждении дела о банкротстве, признания общества банкротом отсутствующего должника и открытия конкурсного производства, конкурсным управляющим приняты все меры по иску имущества должника, перспективы его обнаружения не имеется. Общество не ведет предпринимательскую и экономическую деятельность. В дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести расходы по делу о банкротстве.
В силу статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам своего ведения принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
В Информационном письме от 26.07.2005 N 94 "О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что по смыслу п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд только конкурсным кредитором либо уполномоченным органом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 1, 2 и 3 Постановления от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - постановление N 67) разъяснил, что исключение недействующего юридического лица из реестра по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим, и проводилась ли процедура исключения его из реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из реестра в административном порядке должны быть представлены налоговым органом. При поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу надлежит прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательства невозможности выполнения требований статьи 21.1 Закона о регистрации инспекция не представила.
Пунктами 4 и 5 Постановления N 67 предусмотрено, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
Суд первой инстанции установил, что доказательств вероятности погашения расходов по делу о банкротстве за счет имущества должника, поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника уполномоченным органом не представлено.
Если имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве надлежит прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо надлежит исключить из ЕГРЮЛ применительно к статье 21.1 Закона о регистрации, т.е. в административном порядке.
Согласно пункту 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае, если в процессе судебного разбирательства о признании банкротом юридического лица выясняется, что оно отвечает признакам недействующего юридического лица, производство по делу надлежит прекратить применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 22 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве", в случае, когда недостаточность имущества должника, а также отсутствие или недостаточность финансирования заявителем, арбитражным управляющим или иным лицом процедур банкротства приводят к невозможности их дальнейшего осуществления, дело о банкротстве подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Кодекса, в том числе по инициативе суда.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что общество является недействующим юридическим лицом и в отношении него надлежит применить внесудебный специальный порядок прекращения деятельности юридического лица путем исключения из единого реестра по решению регистрирующего органа, а введение в отношении общества следующей процедуры банкротства повлечет неоправданное расходование бюджетных средств без погашения задолженности по обязательным платежам, вопреки целям и задачам конкурсного производства.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права и обоснованно прекратил производство по делу о банкротстве отсутствующего должника.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли быть учтены в качестве оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции и по существу сводятся к несогласию налоговых органов с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в постановлениях в целях единообразного применения арбитражными судами норм законодательства о банкротстве.
Суд апелляционной инстанции считает определение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.10.2008 о прекращении производства по делу N А15-1999/2007 законным и обоснованным, оснований для отмены определения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266-268, 271-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.10.2008 о прекращении производства по делу N А15-1999/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двух месячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1999/2007
Заявитель: Управление ФНС России по РД
Должник: ООО "Трим", Мирзаев М. М.
Заинтересованное лицо: Федеральная налоговая служба России, ИФНС России по Кировскому району г. Махачкалы
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по РД
Иные лица: Рамазанов Д.М.
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-29/09