г. Томск |
Дело N 07АП-517/09 |
11.02.2009 года (оглашена резолютивная часть постановления).
16.02.2009г. ( текст постановления изготовлен в полном объеме)
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Хайкиной С.Н.
судей: Кулеш Т.А., Залевская Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.11.2008 года по делу N А27-11138/08-6 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области к индивидуальному предпринимателю Скрипаль А.Н. о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области (далее - УПФ РФ в г. Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к индивидуальному предпринимателю Скрипаль А.Н. (далее - ИП Скрипаль А.Н.) с требованием о взыскании штрафа в размере 10% от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ в размере 123,2 рублей.
Решением от 19.11.2008 года по делу N А27-11138/08-6 Арбитражный суд Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с указанным решением, УПФ РФ в г. Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.11.2008 года по делу N А27-11138/08-6 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Пенсионным фондом требования.
В обосновании жалобы ее податель ссылается на следующее:
- нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано КФХ, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (ст. 3 НК РФ, применяемая в соответствии со ст. 2 Закона от 15.12.2001г.);
- Управлением ПФР факт нарушения законодательства доказан, то есть, подтвержден факт наличия во вменяемом статьей 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ налоговом правонарушении признака противоправности. В таком случае решение о привлечении КФХ "Сибиряк" к налоговой ответственности по данной статье и взыскание предусмотренных данной статьей санкций является правомерным.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области, Скрипаль А.Н. о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что специалистом отдела персонифицированного учета, взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами УПФ РФ в г. Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области 04.05.2008 года составлен акт N 128 в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении главой КФХ "Сибиряк" Скрипаль А.Н., нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании.
По факту нарушения Пенсионным фондом было вынесено решение N 267 от 05.06.2008 года о привлечении должника к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона РФ от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" за несвоевременное представление индивидуальных сведений на застрахованных лиц в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в виде штрафа в размере 10% от причитающихся за отчетный период платежей в сумме 123.20 рублей.
На основании решения N 267 УПФ РФ в г. Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области в адрес Скрипаль А.Н. 05.06.2008 года направлено требование N 326 об уплате недоимки в размере 123.20 рублей со сроком исполнения до 23.06.2008 года.
Указанное требование главой КФХ "Сибиряк" оставлено без исполнения.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения УПФ РФ в г. Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области в Арбитражный суд Кемеровской области с вышеуказанным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что поскольку заявителем не установлено лицо, подлежащее привлечению к ответственности, решение N 267 является незаконным.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Так как специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения страхователя к ответственности, подлежит применению процедура привлечения к ответственности, установленная Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральным законом от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что как страхователь, так и физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляют предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Закона сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующих случаях и в порядке Соответствующие случаи и порядок представления сведения установлены статьями 9, 10 и 11 настоящего Закона.
Согласно п. 3 ст. 101 Налогового кодекса РФ в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статьей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
Однако, ни в акте проверки N 128 от 04.05.2008 года, ни в решении о привлечении к ответственности N 267 от 05.06.2008 года, в нарушение ст. 100, п. 3 ст. 101 Налогового кодекса РФ не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, а именно не указано, за непредставление каких конкретно сведений и в качестве какого субъекта (страхователя или физического лица, самостоятельно уплачивающего взносы) Скрипаль А.Н. привлекался к ответственности, а также не отражены документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства указанного правонарушения.
В решении N 267 от 05.06.2008г. в качестве субъекта привлекаемого к ответственности указан Скрипаль А.Н., при этом ИИН 4237000241 указан юридического лица Крестьянского фермерского хозяйства "Сибиряк".
Согласно выписки из Единого государственного реестра предприятий , представленной в материалы дела заявитем, Крестьянское (фермерское) хозяйство "Сибиряк" зарегистрировано в качестве юридического лица, в качестве учредителей поименовано пять физических лиц: Слащев Б.А., Терешкина С.А., Порядин В.Н. Скрипаль А.Н., Клименко Ю.В., при этом Скрипаль А.Н. поименован председателем.
Сведения о физическом лице, назначенном Главой КФХ отсутствуют.
Учитывая данные обстоятельтсва, ссылки подателя апелляционной жалобы на п.2 ст. 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.03г. N 74-ФЗ отклоняются, поскольку КФХ "Сибиряк" не создано одним гражданином.
Управление, как в акте, так и в решении ограничилось общей фразой о не представлении в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.
В решении N 267 отсутствуют ссылки как в целом на действующее законодательство, которым установлена обязанность страхователей и иных лиц представлять сведения в Пенсионный фонд, так и на конкретные нормы, устанавливающие перечень и порядок представления сведений для той или иной категории страхователей и иных лиц.
В заявлении Управление указывает на привлечение к ответственности Скрипаль А.Н. как страхователя, за не представление сведений о работающих застрахованных лицах, и ссылается на ст.ст. 9 и 11 Федерального закона N 27-ФЗ, а также на нарушение страхователем срока, установленного 2 ст. 11 Закона.
Однако статья 9 Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 года устанавливает порядок и перечень сведений, которые представляются страхователем о работающих у него застрахованных лицах Статьей 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено представление в пенсионный фонд сведений о страховых взносах и страховом стаже. Данные сведения обязаны представлять как страхователи о каждом работающем у него застрахованном лице, так и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 11 Закона установлен перечень сведений и порядок их представления страхователями о каждом работающем у него застрахованном лице.
При этом материалы проверки и материалы дела не содержат доказательств отсутствия или наличия у предпринимателя работающих у него застрахованных лиц.
Обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, к которым отнесен и глава крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальный предприниматель установлена п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ. Ссылки на указанную норму ни в решении, ни в заявлении не имеется.
Кроме того, ни в решении Управления пенсионного фонда, ни в акте проверки не указано с какой суммы, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, исчислен размер штрафа (123,3руб.), каким образом исчислена сумма причитающихся платежей в Пенсионный фонд и на основании каких документов либо в силу какой нормы права она возникла.
Суд первой инстанции при принятии решения обоснованно принял во внимание положения п.2 ст. 11 НК РФ в соответствии с которыми главы крестьянских (фермерских) хозяйств являются индивидуальными предпринимателями, а также положения п.3 ст.23 Федерального закона от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в соответствии которым крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранять статус юридического лица на период до 01.01.10. При этом Скрипаль А.Н. состоит на учете в налоговом органе как физическое лицо, ИНН 421304182460.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствие в решении обстоятельств совершения правонарушения, вменяемого Скрипаль А.Н., невозможность определить в качестве кого он привлечен к ответственности, а также отсутствие доказательств совершения Скрипаль А.Н. правонарушения, вины, свидетельствуют о незаконности вынесенного решения о привлечении Скрипаль А.Н. к ответственности, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Управления о взыскании с Скрипаль А.Г. штрафа в размере 123,30 руб.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по основаниям, изложенным выше.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.11.2008 года по делу N А27-11138/08-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Хайкина С. Н. |
Судьи |
Залевская Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11138/08-6
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мариинске и Мариинском районе Кемеровской области
Ответчик: Скрипаль Александр Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-517/09