г. Чита |
Дело N А19-11915/08 |
"06" марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Е.О. Никифорюк, Г.Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.Ю. Верхотуровым, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по делу Иркутской таможни на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2008 года по делу N А19-11915/08 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Алика" к Иркутской таможне об оспаривании бездействия таможенного органа (суд первой инстанции Самойлова О.И.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Калабин Александр Геннадьевич, Михно Евгений Владимирович - представители (доверенности от 16 июля 2008 года);
от заинтересованного лица: Иркутской таможни - не явился;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Алика" (далее - Общество, ООО "Алика") 15 сентября 2008 года обратилось в арбитражный суд с требованием, которое уточнило 10 ноября 2008 года в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Иркутской таможни (далее - таможенный орган), выразившегося в непринятии решения по заявлению Общества от 29 мая 2008 года о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 171 730 рублей 21 копейки по грузовой таможенной декларации N 10607040/221206/0014925 и обязании Иркутской таможни рассмотреть по существу заявление Общества и принять по нему решение.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2008 года требования заявителя были удовлетворены. Как следует из судебного акта, основанием для удовлетворения послужил вывод суда о несоответствии бездействия таможенного органа, выразившегося в непринятии какого-либо решения (о возврате либо об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей) по заявлению Общества от 29 мая 2008 года требованиям статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Таможенный орган, не согласившись с решением суда, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе таможенные орган ставит вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права, указывая на то, что процедура рассмотрения и форма вынесения решение по заявлению о возврате (зачете) таможенных платежей ООО "Алика" от 29 мая 2008 года была соблюдена, решение об отказе было принято и доведено до заявителя письмом N 15-51/7740 от 18 июня 2008 года, которое суд первой инстанции необоснованно расценил как информационное и разъяснительное. Суд не указал в решении, в какой части бездействие таможни не соответствует требованиям статьи 355 Таможенного кодекса РФ, которой не предусмотрено решение об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а сослался на Методические указания о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденные распоряжением ГТК России от 27.11.2003 N 647-р, которые нормативным правовым актом не являются. Также полагает, что суд не оценил достаточность представленных Обществом документов, необходимых для подачи названного заявления.
Иркутская таможня о времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель ООО "Алика" считает апелляционную жалобу не обоснованной по доводам, изложенным в отзыве. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Обществом было проведено таможенное оформление ввозимых бытовых холодильников-морозильников торговой марки "Samsung" моделей RL33EAMS, RL33EASW, RL33EBMS, RL33EBSW по ГТД N 10607040/221206/0014925.
По обращению Общества ФГУ "Ростест-Москва" провело испытание с целью определения объемов образцов ввезенных по указанным ГТД холодильников-морозильников и установило, что фактические объемы четырех представленных на испытания образцов меньше объемов, указанных в Инструкциях пользователей, прилагаемых к холодильникам-морозильникам, отразив это в программе испытаний N ПИ 432-250-2008 от 25 апреля 2008 года и протоколе испытаний N 201/250-11-08 от 07 мая 2008 года.
Полагая, что в результате неправильного определения объемов холодильников-морозильников при их таможенном оформлении, Обществом излишне уплачены таможенные платежи в размере 171 730 рублей 21 копейка, 29 мая 2008 года оно обратилось в Иркутскую таможню с заявлением N 280 о корректировке данных по общему объему холодильных и морозильных камер в названой грузовой таможенной декларации, падав одновременно заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по указанной грузовой таможенной декларации путем зачета в счет будущих платежей, приложив к заявлениям корректировку к грузовой таможенной декларации, протокол испытаний N 201/250-11-08 от 07 мая 2008 года, договор N 432-250-2008 от 25.04.2008г, программу испытаний N ПИ 432-250-2008 от 25.04.2008г, платежное поручение N 199 от 22 декабря 2006 года в подтверждение оплаты ввозных таможенных платежей. Одновременная подача заявления об изменении (корректировке) сведений в таможенной декларации в соответствии со статьей 133 Таможенного кодекса РФ и возврате таможенных платежей в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса РФ не противоречит нормам таможенного законодательства.
Таможенный орган направил Обществу письмо от 18.06.2008г. N 15-51/7740 "О предоставлении информации", и утверждает, что это письмо является решением об отказе в возврате излишне уплаченных платежей.
Суд первой инстанции указал, что письмо от 18.06.2008г. N 15-51/7740 носит лишь информационный разъяснительный характер и решением таможенного органа не является. Суд апелляционной инстанции этот вывод суда первой инстанции считает правильным.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4, 8 и 9 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет, указанный в заявлении о возврате.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
- при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;
- если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
- в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления" утверждена форма заявления о возврате (зачете) денежных средств и перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей, в который включены следующие документы:
- платежный документ, подтверждающий поступление денежных средств в кассу или на счет таможенного органа;
- документы, на основании которых производилось расходование авансовых платежей, или документы, на основании которых исчислялись и (или) взимались таможенные платежи;
- документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, или документы, подтверждающие наличие случаев, установленных пунктом 1 статьи 356 Таможенного кодекса Российской Федерации;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, если оно не было представлено ранее при таможенном оформлении;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица, если оно не было представлено ранее при таможенном оформлении;
- документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств, если они не были представлены ранее при таможенном оформлении;
- заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств;
- иные документы, которые могут быть представлены лицом, внесшим авансовые платежи, или плательщиком таможенных пошлин, налогов для подтверждения обоснованности возврата.
Пунктом 16.14 "Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам", утвержденных распоряжением ГТК России от 27.11.2003 N 647-р, предусмотрено, если при рассмотрении заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов таможенным органом не выявлены факты излишней уплаты или излишнего взыскания, таможенным органом выносится мотивированное решение об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 16.12 названных Методических указаний при отсутствии в заявлении сведений и непредставлении необходимых документов заявление подлежит возврату плательщику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения заявления. Возврат заявления производится не позднее 5 дней со дня поступления заявления в таможенный орган.
Данные Методические указания нормативным правовым актом не являются, но в силу пункта 2 распоряжения ГТК России от 27 ноября 2003 года N 647-р являются обязательными для должностных лиц таможенных органов. О возможности применения названных Методических указаний свидетельствует правоприменительная практика.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что статьей 355 Таможенного кодекса РФ определен порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, включающий в себя установление факта излишней уплаты или излишнего взыскания, соблюдение срока подачи заявления, процедуру рассмотрения заявления плательщика, выявление условий, при которых возврат не производится, порядок информирования плательщика о действиях таможенного органа в связи с наличием или отсутствием факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Вывод о том, что сроки принятия решения как о возврате таможенной пошлины так и об отказе в возврате таможенной пошлины должны быть одинаковыми следует из общей системы конституционно-правового регулирования, обязывающего при применении конкретной нормы обеспечивать баланс права.
Исходя из установленного порядка поданное Обществом заявление о возврате (зачете) денежных средств и представленные с ним документы таможенный орган обязан был в установленный законом пятидневный или месячный срок рассмотреть и принять одно из соответствующих решений: либо о возврате заявления без рассмотрения, либо о возврате (зачете) денежных средств, либо об отказе в таком возврате (зачете).
Из анализа письма Иркутской таможни от 18.06.2008г. N 15-51/7740 вывод о том, что Обществу отказано в возврате таможенных платежей по заявлению от 29 мая 2008 года по ГТД N 10607040/221206/0014925 не следует.
Письмо от 18.06.2008г. N 15-51/7740 таможенный орган именовал "О предоставлении информации". Этим письмом таможенный орган возврат Обществу спорного заявления от 29 мая 2008 года не произвел. На 18 июня 2008 года установленный статьей 355 Таможенного кодекса РФ срок принятия решения по заявлению еще не истек.
К заявлению от 29 мая 2008 года о зачете излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10607040/221206/0014925 из письма от 18.06.2008г. N 15-51/7740 отношение имела только информация из второго его абзаца о том, что возврат денежных средств будет возможно только после корректировки данных, содержащихся в грузовой таможенной декларации, что на 18 июня 2008 года корректировка не произведена, что уплаченные денежные средства не имеют статус излишне уплаченных и основания для осуществления возврата отсутствуют. Вывод же об отсутствие оснований для корректировки объемов холодильников, относится не ко всем грузовым таможенным декларациям, а только к перечисленным в предпоследнем абзаце письма, по которым была проведена проверка документов. ГТД N 10607040/221206/0014925 в данном перечне отсутствует.
Только 17 ноября 2008 года таможенный орган направил Обществу ответ на заявление от 29 мая 2008 года и сообщил об отказе в возврате денежных средств в связи с тем, что факты излишней уплаты не выявлены.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что таможня обязана была в месячный срок со дня подачи Обществом заявления принять соответствующее решение и незаконности ее бездействие, выразившегося в непринятии такого решения, является правильным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Обществом при подаче заявления о возврате таможенных платежей не были представлены заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств и документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, суд апелляционной инстанции отклоняет, так как это обстоятельство не свидетельствует о правомерном бездействии таможенного органа.
Отсутствие указанных документов в силу пункта 16.12 "Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам" служит основанием для возврата заявления, однако решение о возврате Обществу указанного заявления также принято не было, и требование о предоставлении этих документов не предъявлялось.
Рассматриваемое бездействие таможенного органа нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку Обществу были созданы препятствия для обращения за защитой своих интересов в вышестоящий таможенный орган или арбитражный суд по вопросу возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Реализовать право на обращение в суд с заявлением о признании незаконным отказа таможенного органа о возврате излишне уплаченных таможенных платежей Общество смогло только после 17 ноября 2008 года.
Резолютивную часть решения суд первой инстанции объявил 14 ноября 2008 года и в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязал Иркутскую таможню принять решение по существу спорного заявления Общества. То обстоятельство, что на момент изготовления судом первой инстанции решения в полном объеме таможенный орган принял решение об отказе Обществу в возврате денежных средств, не может служить основанием для изменения решения суда в указанной части.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2008 года по делу N А19-11915/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Иркутской таможни без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Н.В.Клочкова |
Судьи |
Г.Г.Ячменев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11915/08
Заявитель: ООО "Алика"
Ответчик: Иркутская таможня Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы