г. Воронеж |
|
4 июля 2008 г. |
Дело N А14-756/2008/33/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 июля 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.
судей: Осиповой М.Б.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания Овсянниковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.03.08 г. по делу N А14-756/2008/33/19 ( судья Попова Л.В.) по заявлению Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру
при участии:
От УФРС по Воронежской области: Ляхненко Е.Н., ведущий специалист - эксперт, по доверенности N 11-д от 9.01.2008 г.,
От Администрации Борисоглебского городского округа : Мишуков А.В., представитель по доверенности N 2548 от 29.12.2005 г., Шамшин А.В., адвокат, доверенность N 2548 от 29.12.2005 г.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее - регистрирующий орган УФРС по Воронежской области ) об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, г.Борисоглебск, Северный микрорайон, д.30 кв.42, обязании произвести государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Решением от 24.03.2008 г. Арбитражного суда Воронежской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов , изложенных в решении, обстоятельствам дела.
УФРС по Воронежской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 30.06.2008 г.
Исследовав материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, заслушав мнение представителей заявителя, ответчика, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция находит, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как видно из материалов дела, 4.10.2007 г. Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области обратилась в УФРС по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации за муниципальным образованием права собственности на квартиру , расположенную по адресу Воронежская область г.Борисоглебск, Северный микрорайон, д.30 кв.42.
В качестве документа - основания для регистрации права собственности на указанную квартиру Администрацией была представлена выписка из реестра муниципальной собственности Борисоглебского городского округа Воронежской области от 11.09.2007 г. N 39, где основанием для включения в реестр спорного имущества указано Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации , краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Сообщением от 2.11.2007 г. N 05/025/2007-398 УФРС по Воронежской области отказано в государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости. В качестве оснований отказа в госрегистрации УФРС указывает на несоответствие представленных на регистрацию документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, правоустанавливающий документ не свидетельствует о наличии прав муниципального образования на данный объект недвижимости.
Не согласившись с отказом УФРС по Воронежской области, заявитель обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Оставляя заявленные требования без удовлетворения , арбитражный суд указал, что порядок передачи имущества в муниципальную собственность и порядок оформления его как муниципальной собственности был установлен распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. N 114-рп, однако заявителем доказательства соблюдения передачи спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность не были представлены . На регистрацию не представлены ни Перечень объектов , передаваемых в муниципальную собственность, ни доказательства утверждения данного перечня представительным органом местного самоуправления, ни доказательства передачи для утверждения данного Перечня в Комитет по управлению имуществом Воронежской области.
Апелляционная инстанция находит выводы суда области ошибочными исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Исходя из смысла названных статей Закона, государственной регистрации подлежит само право собственности на недвижимые объекты.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.
В соответствии с пунктом 1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 ст.17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В качестве правового основания регистрации права собственности заявителем в регистрирующий орган была предоставлена выписка N 78 от 21.08.2007г. из реестра муниципальной собственности Борисоглебского городского округа Воронежской области ; к заявлению о регистрации приложены - справка БТИ, договор на передачу квартиры в собственность, доверенность , адресная справка, Постановления Администрации Борисоглебского городского округа N1605 от 30.07.2007 г.
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность , государственную собственность республик в составе Российской Федерации . краев, областей, автономной области, автономных округов ,городов Москвы и Сантк-Петербурга в муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Приложением 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 определены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. К ним относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе,
жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; другие объекты.
Согласно Постановлению Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.
В соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп Совет народных депутатов города, района, утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность регистрируются соответствующим комитетом по управлению имуществом.
В соответствии с п.10 Положения муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре муниципальной собственности.
Решением Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области от 29.07.2005 г. N 15 утверждено Положение "О порядке ведения реестра жилищного фонда Борисоглебского городского округа Воронежской области в новой редакции" и положения "О порядке ведения реестра объектов- муниципального жилого фонда Борисоглебского городского округа Воронежской области в новой редакции, согласно п.3 которого Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области предоставлены полномочия постановлениями вносить изменения и дополнения в реестр объектов муниципального жилищного фонда, а п.4 утверждена форма выписки из реестра жилищного фонда.
Формой предоставления информации , содержащейся в реестре является выписка из реестра муниципального жилого фонда по форме согласно приложению 3, которая подписывается главой Борисоглебского городского округа Воронежской области либо лицом его замещающим.
Основаниями включения объектов учета в реестр муниципальной собственности является в т.ч., передача объектов в муниципальную собственность в порядке разграничения собственности в РФ в соответствии с действующим законодательством.
Спорное имущество внесено в реестр на основании Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 и не противоречит ему.
Исходя из смысла Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8, вопрос об обоснованности включения в соответствующий реестр объектов недвижимости исследуется арбитражным судом в случае наличия спора о праве собственности на объект недвижимости.
В данном случае спора о праве на спорный объект либо противоречий между заявленными и ранее зарегистрированными правами не установлено.
Перечень имущества перестает являться документом, достаточным для подтверждения права собственности с момента внесения сведений об указанных в нем объектах права в реестр муниципальной собственности.
Внесение имущества в реестр - заинтересованными лицами не оспорены.
Представленная в УФРС выписка из реестра муниципальной собственности содержит необходимые данные об объекте, соответствует утвержденной форме, выдана правообладателю надлежащим органом, подписана компетентным должностным лицом.
Включение спорного имущества в реестр муниципальной собственности не оспорено.
В связи с чем, суд считает, что представленный документ имеет юридическую силу.
В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество , возникшие до вступления в действие данного закона признаются юридические действительными.
В рассматриваемом случае право на спорный объект возникло до принятия Закона РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с разграничением собственности.
При сохранении правообладателем ранее возникшего права в неизменном виде, оно признается без соответствующей регистрации.
Поскольку рассматриваемый объект недвижимости включен в реестр, о чем свидетельствует выписка из него, то в данном случае заявитель обратился за регистрацией наличия права собственности, а не его возникновения.
Основаниями для отказа в государственной регистрации прав в силу положений ст.20 названного закона , в том числе являются следующие:
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, исследовав представленные в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает , что заявителем были представлены необходимые и достаточные для регистрации объекта недвижимости документы.
Убедительных доказательств, подтверждающих обратное, ГУ ФРС по Воронежской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представило.
В соответствии с частью первой статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
При этом действия государственных органов могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что действия УФРС по Воронежской области по отказу в государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорное недвижимое имущество противоречат требованиям закона и нарушает права заявителя , отказ в государственной регистрации следует признать незаконным и в качестве устранение нарушения прав обязать ГУ ФРС по Воронежской области произвести государственную регистрацию права собственности за Администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области на квартиру N 42 , расположенную по адресу Воронежская область, г.Борисоглебск, Северный микрорайон, д.30.
Таким образом, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт - отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанциях относятся на УФРС по Воронежской области и подлежат взысканию в сумме 2000 руб. в доход федерального бюджета, в сумме 1000 руб. в пользу Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области .
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области удовлетворить.
Решение арбитражного суда Воронежской области от 24.03.2008 г., принятое по делу N А14-756/2008/33/19 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области от 2.11.2007 года об отказе в государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием Борисоглебский городской округ Воронежской области на квартиру N 42, расположенную по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, Северный микрорайон, д.30.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на квартиру N 42, расположенную по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, Северный микрорайон, д.30 .
Взыскать с УФРС по Воронежской области в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Взыскать с УФРС по Воронежской области в пользу Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области 1000 руб. расходов по государственной пошлине.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
М.Б.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-756/2008/33/19
Заявитель: Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области
Ответчик: УФРС по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2008 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2057/08