г. Чита |
Дело N А19-13051/07-28 |
"29" апреля 2008 г. |
-04АП-345/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Лешуковой Т.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 декабря 2007 г., по делу N А19-13051/07-28 , по заявлению Администрации г. Иркутска к Службе по охране культурного наследия Иркутской области о признании недействительным предписания N17 от 20.08.2007г., принятое судьей Л.А. Куклиной,
(фамилии, инициалы судей, принявших решение)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Кузнецов В.А.(доверенность от 24.03.2008г. N 76-37-985/8);
установил:
Администрация г. Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе по охране культурного наследия Иркутской области о признании недействительным предписания N 17 от 20.08.07г. о выполнении мероприятий, предусмотренных охранными обязательствами, по сохранению объектов культурного наследия регионального значения.
Решением от 19 декабря 2007 г. суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что охранные обязательства не зарегистрированы в установленном законом порядке, следовательно, не вступили в законную силу и не налагают никаких обязанностей на заявителя по выполнению мероприятий по сохранению объекта культурного наследия. Кроме того, доказательств, что Администрация г. Иркутска является собственником объектов культурного наследия регионального значения по адресу: г.Иркутск, ул. К.Либкнехта, 45 лит. Б, не представлено.
Не согласившись с указанным решением, Служба по охране культурного наследия Иркутской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что объекты культурного наследия, расположенные по адресу: г.Иркутск, ул. К.Либкнехта, 45 лит. А и лит. Б являются собственностью муниципального имущества г.Иркутска, предписание Службы по охране культурного наследия Иркутской области законно и подлежит исполнению Администрацией г.Иркутска и не нарушает законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Предоставил дополнительные доказательства по делу. Просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 08.04.2008г.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Администрацией г.Иркутска в лице Председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска выданы Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области охранные обязательства N 265/2007 от 16.05.07 и N 301/2007 от 21.05.07, которыми определены мероприятия по сохранению памятника - "Усадьба: дом жилой, флигель", сер. XIX - 1880-е гг., - зданий, расположенных по адресу: г.Иркутск, ул. К.Либкнехта, 45 (лит. А и лит.Б).
13.08.07 Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области проведена проверка соблюдения правил охраны и состояния указанных памятников, являющихся объектами культурного наследия регионального значения, в результате которой установлено, что здания повреждены в результате пожара, территория усадьбы не огорожена, мероприятия, предусмотренные охранными обязательствами N 265/2007 от 16.05.07 и N 301/2007 от 21.05.07 собственником не выполнены.
Предписанием Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области N 17 от 20.08.07 заявителю предписано в срок до 10.09.07 - представить в Госорган документы для получения разрешения на реставрационный разбор зданий; в срок до 10.10.07 - выполнить реставрационный разбор зданий, а также производить дальнейшие мероприятия по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранными обязательствами N 265/2007 от 16.05.07 и N 301/2007 от 21.05.07.
Не согласившись с данным предписанием, Администрация г.Иркутска обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно ч. 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом недействительным оспариваемого предписания, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" органы охраны объектов культурного наследия направляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - выявленные объекты культурного наследия), о принятом решении о включении выявленного объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, и об обязательствах по его сохранению в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу ч. ч. 1, 3 ст. 48 Федерального закона РФ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данного объектом культурного наследия.
Факт отнесения недвижимого объекта "Усадьба: дом жилой, флигель", сер. XIX - 1880-е гг., - зданий, расположенных по адресу: г.Иркутск, ул. К.Либкнехта, 45 (лит. А и лит.Б), к объектам культурного наследия регионального значения подтверждается учетной карточкой, Решением Иркутского областного совета народных депутатов от 22.02.1990г. N 73, паспортом объекта.
В материалах дела имеются карты реестра муниципального имущества г.Иркутска, согласно которым названные объекты недвижимости отнесены к муниципальной собственности муниципального образования г.Иркутск.
16.05.07 Администрация г.Иркутска в лице Председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска выдала Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области охранное обязательство N 265/2007, согласно которому администрация г.Иркутска как собственник объекта культурного наследия регионального значения - здания по адресу: г.Иркутск, ул. К.Либкнехта, 45 лит. А, обязано выполнить работы, определенные актом технического состояния.
Также 21.05.07 Администрация г.Иркутска в лице Председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска выдала Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области охранное обязательство N 301/2007, согласно которому администрация г.Иркутска как собственник объекта культурного наследия регионального значения - здания по адресу: г.Иркутск, ул. К.Либкнехта, 45 лит. Б, обязано выполнить работы, определенные актом технического состояния.
Данные охранные обязательства предусматривают обязанность администрации г.Иркутска, осуществляющей права собственника муниципального образования "город Иркутск", выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия в установленные сроки.
В соответствии с п. 5.1 охранных обязательств N 265/2007 от 16.05.07 и N 301/2007 от 21.05.07, охранное обязательство вступает в силу с момента государственной регистрации права и является ограничением (обременением) права.
На основании ч. 3 ст. 63 Федерального закона РФ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.
Данные охранные обязательства не зарегистрированы в установленном законом порядке, следовательно, не вступили в законную силу и не могут налагать никаких обязанностей на заявителя по выполнению мероприятий по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно акту технического состояния памятника истории и культуры от 16.05.2007г., являющимся приложением к охранному обязательству N 265/2007 от 16.05.2007г., общее состояние обследуемого здания неудовлетворительное, здание в марте 2004 г. пострадало в пожаре, значительная часть элементов здания утрачена, часть разрушена.
В соответствии с разделом III данного акта стороны установили, что в целях сохранения памятника собственник выполняет силами лицензированных специалистов следующие работы:
1.Получить в госоргане планово-реставрационное задание (ПРЗ) до 01.10.2007г.
2.Выполнить проект реставрации. Представить документацию в госорган до 01.04.2008г.
3.Выполнить мероприятия по сохранению памятника. Предварительно получить разрешение госоргана до 01.12.2009г.
4.Представить научный ответ о выполненных работах не позднее трех месяцев после завершения ремонтно-реставрационных работ.
Таким образом, при принятии охранного обязательства стороны установили перечень работ, которые необходимо провести в целях сохранения памятника культуры и сроки их выполнения, последовательно до 2009 года.
Согласно акту технического состояния памятника истории и культуры от 21.05.2007г., являющимся приложением к охранному обязательству N 301/2007 от 21.05.2007г., общее состояние обследуемого здания неудовлетворительное, здание в сентябре 2005 г. пострадало в пожаре, значительная часть элементов здания утрачена, часть разрушена.
При принятии данного охранного обязательства стороны также установили перечень работ, которые необходимо провести в целях сохранения памятника культуры и сроки их выполнения, последовательно до 2009 года.
Данные сроки до 2009 года были согласованы сторонами, исходя из неудовлетворительного состояния зданий и возможностей администрации проводить такие работы.
Вместе с тем, выдавая предписание N 17 от 20.08.07, административный орган установил срок выполнения до 10.09.07 для представления в Госорган документов для получения разрешения на реставрационный разбор зданий; до 10.10.07 для выполнения реставрационного разбора зданий, а также проведения дальнейших мероприятий по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с охранными обязательствами N 265/2007 от 16.05.07 и N 301/2007 от 21.05.07.
Таким образом, административный орган оспариваемым предписанием существенно сократил сроки выполнения реставрационных мероприятий
Представитель ответчика в судебном заседании не смог пояснить в связи с чем были существенно сокращены сроки выполнения реставрационных мероприятия и почему были установлены именно эти сроки выполнения соответствующих работ.
Суд полагает, что административный орган не вправе в одностороннем порядке произвольно и не мотивировано, не выясняя возможностей проведения собственником зданий предписанных работ в установленные предписанием сроки, сокращать согласованные сторонами сроки на проведение реставрационных работ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое предписание N 17 от 20.08.07 недействительным, нарушающим права и законные интересы заявителя и незаконно возлагающим на него обязательства.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.12.2007г., принятое по делу N А19-13051/07-28, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области без удовлетворения.
2.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13051/07
Заявитель: Администрация г. Иркутска
Ответчик: Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-345/08