г. Томск |
N 07АП- 1455/08 |
7 апреля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 7 апреля 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Журавлевой В.А., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: без участия
от ответчика: Бубнова О.А. по доверенности N П/445/01 от 18.03.2008г. (до 18.03.2009г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного Управления экономики и инвестиций Администрации Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 05 февраля 2008 года по делу N А03-3421/07-2 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Алтайкрайгазсервис" к Главному Управлению экономики и инвестиций Алтайского края
о признании незаконными действий по отказу в пересмотре тарифов и обязании пересмотреть тарифы.
УСТАНОВИЛ
ОАО "Алтайкрайгазсервис" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с учетом уточненных требований (л.д. 95 т. 1) с заявлением о признании незаконными действий Главного Управления экономики и инвестиций Алтайского края (далее по тексту - Управление) по отказу в пересмотре тарифов и обязании пересмотреть тарифы на сжиженный газ, реализуемый населению.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.02.2008г. действия Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, выразившиеся в отказе ОАО "Алтайкрайгазсервис" в пересмотре тарифов на сжиженный газ, реализуемый для бытовых нужд признаны незаконными, в удовлетворении требования ОАО "Алтайкрайгазсервис" об обязании Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края пересмотреть тарифы на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, отказано, с Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края в пользу ОАО "Алтайкрайгазсервис" взысканы судебные расходы в размере 502 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управлением в седьмой арбитражный апелляционный суд подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края в части признания незаконными действий управления, выразившихся в отказе ОАО "Алтайкрайгазсервис" в пересмотре тарифов на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении указанного требования ОАО "Алтайкрайгазсервис" по основаниям неправильного определения судом предмета спора: в основу оспариваемого отказа Управлением было положено не исключение тех или иных расходов при проведении анализа представленных Обществом материалов, а отсутствие обоснования необходимости пересматривать действующие розничные цены; не соответствия выводов суда об отсутствии необходимости анализа величины среднего тарифа фактическим обстоятельствам дела; поскольку тариф, рассчитанный в соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000г. N 1021 , не может рассматриваться в качестве "условного", данных о том, что график поставок и потребления сжиженного газа по Алтайскому краю, является недостоверным или основан не на реальных объемах сжиженного газа, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для принятия выводов эксперта Маравиной Н.И. об условности рассчитанного тарифа.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал и настаивал на ее удовлетворении.
Заявитель, надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ (арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта), извещен о времени и месте судебного заседания, не явился.
В представленном в апелляционный суд 01.04.2008г. отзыве, заявитель просит решение арбитражного суда Алтайского края от 05.02.2008г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям нарушения Управлением п. 11 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ N 1021 от 29.12.2000г., поскольку при принятии решения об экономической обоснованности действующего тарифа и отсутствии необходимости в его пересмотре Управлением не были учтены все затраты ОАО "Алтайкрайгазсервис".
Неявка лица, участвующего в деле, в силу ч.1 ст. 266, ч.3 ст. 156 АПК РФ, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.02.2008г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Алтайкрайгазсервис" является специализированной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность по реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд.
Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 29.09.2006г. N 8 установлены и введены в действие с 15 октября 2006 г. розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств): от групповых резервуарных установок в размере 11, 50 руб./кг (с учетом НДС); в баллонах в размере 15, 70 руб. /кг (с учетом НДС).
09.11.2006г. Общество обратилось в Управление с заявлением о пересмотре тарифа на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд на 2007 г. с приложением документов (л.д.6, т.1).
Письмом от 24.01.2007г. (л.д. 59 т.1) Управление в связи с получением Обществом балансового газа больше, чем реализует его населению Алтайского края, запросило дополнительные сведения в части количества реализованного балансового газа по потребителям с указанием цен реализации за 2005- 2006г.г.
Не принятие Управлением решения о пересмотре тарифа на газ, явилось основанием для повторного обращения Общества 06.02.2007г. (л.д.8, т.1).
Письмом от 13.02.2007г. N к/999/01 Управление сообщило Обществу о реализации своих полномочий путем принятия нормативного правого акта, регулирующего указанные правоотношения - решение N8 от 29.09.2006г., в результате экспертизы предложений Общества (экспертное заключение Главэкономики от 02.02.2007г.) установлено, что акционерным обществом не обоснованна необходимость изменения розничных цен на газ сжиженный, реализуемый населению (л.д.9, т.1).
Расценив указанное письмо как отказ в пересмотре тарифа на сжиженный газ, и считая его незаконным, Общество оспорило действия Управления по отказу в пересмотре тарифа на газ в судебном порядке.
Признавая отказ Управления в пересмотре тарифов на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд незаконным, суд первой инстанции исходил из нарушения Управлением п. 11 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", что привело к неполному возмещению Обществу экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой, хранением, распределением и поставкой газа и повлекло нарушение прав заявителя в области предпринимательской деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. N 239 (действовавшего в рассматриваемый период времени) газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств) входил в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса в силу п. 4.35 Постановления Администрации Алтайского края от 19 января 2006 г. N 9 , в рассматриваемом периоде, осуществлялись Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.
Порядок рассмотрения материалов, представляемых для установления (изменения) цен (тарифов), принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации определены в Основных положениях формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (далее по тексту Основные положения).
Государственное регулирование цен (тарифов) носит заявительный характер, осуществляется в установленном порядке на основании заявлений об установлении (изменении) цен (тарифов) организаций с приложением соответствующих документов, указанных в пункте 24 настоящих Основных положений, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов путем принятия решения об установлении (изменении) цен (тарифов) правлением регулирующего органа в течение 40 рабочих дней с даты получения соответствующего заявления (п. п. 16,17,22 Основных положений).
Согласно п. 19 Основных положений для предварительного рассмотрения представленных организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, предложений об установлении (изменении) цен (тарифов) и подготовки проекта решения регулирующим органом назначается ответственный из числа членов правления и создается экспертная группа, заключение которой должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении (изменении) цен (тарифов); анализ указанных предложений исходя из всех факторов, принимаемых во внимание регулирующими органами при установлении (изменении) цен (тарифов) в соответствии с настоящими Основными положениями.
Во исполнение п. 19 Основных положений Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края рассмотрены представленные ОАО "Алтайкрайгазсервис" материалы по расчету розничных цен на газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств) на 2007 год и дана оценка о целесообразности оставить розничные цены на газ сжиженный, реализуемый населению на уровне цен, действующих с 15 октября 2006 г. (экспертное заключение N 2 от 02.02.2007г. ( л.д. 21- 38, т.1)).
В соответствии с п. 13 Основных положений расчетный объем продукции (услуг) на период регулирования, определяемый исходя из утверждаемого в установленном порядке баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации является одним из исходных данных для расчета регулируемых цен (тарифов).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20.12.2006г. N 778 установлено, что Федеральное агентство по энергетике разрабатывает и утверждает ежемесячно, до
1-го числа месяца, предшествующего началу поставок, графики поставок сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения в 2007 году исходя из объемов их производства и потребления.
Данные графики разрабатываются на основании утверждаемых Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации годовых и квартальных балансов производства и потребления сжиженных углеводородных газов.
Из представленного Федеральным агентством по энергетике графика прикрепления субъектов Российской Федерации к компаниям- производителям сжиженных углеводородных газов за 2007 г. с учетом помесячной заявки на сжиженный газ для населения, представленной ОАО "Алтайкрайгазсервис" (л.д.110-128, т.1) , следует прикрепление Алтайского края (ОАО "Алтайкрайгазсервис") за 2007 г. общим объемом газа 64650 тонн.
Государственное регулирование цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке в силу п. 11 Основных положений осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя, в частности, из возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой газа, а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов); установления для указанных организаций обоснованной нормы прибыли.
В силу п.24 Основных положений материалы, представляемые в регулирующие органы, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности должны содержать достоверные сведения и обоснование изменения затрат, влекущих изменение установленных цен (тарифов).
Таким образом, из системного анализа вышеприведенных положений следует, что государственным регулированием цен (тарифов) является установление (изменение) цен (тарифов), которое осуществляется регулирующими органами с целью установления фиксированных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с учетом установленных действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке, в расчет регулируемой цены на газ должны включаться реальные расходы и затраты, определяемые по данным отчетности.
Учитывая, что решением Главного Управления экономики и инвестиций Алтайского края от 29 09.2006г. N 8 "Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств)" розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению установлены с 15.10.2006г. без ограничения действия определенным периодом времени, с указанием включения в розничные цены расходов по плановому техническому обслуживанию газовых аппаратов и приборов, установленных в жилых домах, включая индивидуальные жилые дома, а также транспортные расходы по доставке сжиженного газа; не обоснование Обществом необходимости изменения установленных розничных цен на газ, реализуемый населению, указанное обстоятельство и явилось основанием для отказа в пересмотре тарифов на сжиженный газ; выводы суда первой инстанции о неполном возмещении Обществу экономических затрат, связанных с транспортировкой, хранением, распределением и поставкой газа, о необоснованности исключения Управлением из статей тарифа "Оплата за полученный газ" и "Транспортные расходы по доставке газа" затрат предприятия по приобретению 21 237,29 тонн газа , что по мнению, суда влечет за собой уменьшение необходимой валовой выручки предприятия, и как следствие , уменьшение средней цены на газ сделаны без дачи оценки обстоятельств того, что действующий тариф не позволяет возместить расходы заявителя, связанные с осуществлением регулируемой деятельности; а равно не включение указанных затрат по оплате и транспортировке газа в объеме 21 237,29 тонн, полученного по оптовой цене в объеме плановой реализации до обращения с заявлением о пересмотре реализуемой цены (тарифа) на газ и не включения таких затрат в розничную цену, установленную с 15.10.2006г., поскольку указанный объем относится к остатку балансового газа уже приобретенного и транспортированного (не оспаривается сторонами); доказательств того, что затраты по доставке ранее приобретенного газа, планируемого к реализации в 2007 г. ранее Обществом не включались в расходы, в материалах дела отсутствуют, экспертное заключение, положенное судом в основу принятого решения, в данной части поставлено под условие (л.д. 255 т. 2), основаны на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и не могут быть признаны апелляционным судом обоснованными.
В силу ч.1 ст. 198 АПК РФ действие Управления, выраженное в письме от 13.02.2007г. об отказе в пересмотре тарифов, может быть признано арбитражным судом незаконным при одновременном наличии двух условий: несоответствие такого действия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пункт 3 части 1 статьи 199 и часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривают распределение бремени доказывания по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а именно: заявитель должен доказать нарушение его прав и законных интересов оспариваемым действием, а орган или должностное лицо этого органа, совершившее действие, должны доказать его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий.
Удовлетворяя частично заявленные ОАО "Алтайкрайгазсервис" требования, судом первой инстанции не мотивировано в чем выразилось нарушение прав и законных интересов общества отказом Управления в пересмотре тарифов, исходя из не оспаривания заявителем фактически действующего тарифа на сжиженный газ, реализуемый населению в сумме 14,22 руб./кг (с учетом НДС); доказательств в обоснование допущенных совершенными Управлением действиями по отказу нарушений прав и законных интересов, необходимости пересмотра тарифа в сторону увеличения, а равно экономической обоснованности необходимости такого увеличения, заявителем в материалы дела не представлено.
При условности выводов, содержащихся в экспертном заключении, выполненном экспертной группой ООО "Лифо-Аудит" (т. 2) с учетом неполноты и противоречивости некоторых данных, представленных ОАО "Алтайкрайгазсервис" без соотнесения указанных выводов с иными представленными сторонами доказательствами по делу, в том числе принятие ОАО "Алтайкрайгазсервис" объемов реализации газа населению в размере 64650 тонн (график поставок и потребления сжиженного газа Алтайскому краю) при фактической реализации газа населению не более 47000 тонн (что подтверждено и экспертным заключением), то есть истребование по заявке в большем объеме, чем фактически требуется для реализации населению и включения в состав цены (тарифа) расходов в объеме большем, чем фактически требуется на потребление населению (в той части, которая и подлежала государственному регулированию), ссылка суда на подтвержденность необоснованного исключения Управлением части затрат, что повлекло за собой уменьшение средней цены на газ и как следствие нарушение Управлением п. 11 Основных положений, отклоняется апелляционным судом, как не основанная на законе.
Неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и принятия нового судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 201 АПК РФ об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Алтайкрайгазсервис" требований в части признания незаконными действий Главного Управления экономики и инвестиций Алтайского края, выразившихся в отказе ОАО "Алтайкрайгазсервис" в пересмотре тарифов на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя ОАО "Алтайкрайгазсервис".
Руководствуясь ст.110, ст. 156, п.2 ст.269, п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Алтайского края от 05 февраля 2008 г. по делу N А03-3421/07-2 в части признания действий Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края, выразившиеся в отказе ОАО "Алтайкрайгазсервис" в пересмотре тарифов на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, незаконными, взыскания с Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края в пользу ОАО "Алтайкрайгазсервис" 502 000 рублей судебных расходов, отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Алтайкрайгазсервис" о признании действий Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, выразившиеся в отказе ОАО "Алтайкрайгазсервис" в пересмотре тарифов на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд незаконными, отказать.
Взыскать с ОАО "Алтайкрайгазсервис" в пользу Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края судебные расходы по рассмотрению апелляционной жалобы в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
В.А.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3421/07
Истец: ОАО "Алтайкрайгазсервис"
Ответчик: Главное управление экономики и инвестиций Администрации Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1455/08