г. Чита |
Дело N А19-18605/08 |
"25" марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Э.П. Доржиева, Е.О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного органа по делу Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 января 2009 года по делу N А19-18605/08 по заявлению индивидуального предпринимателя Жмуровой Лидии Владимировны к Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области об отмене постановления об административном правонарушении от 19 ноября 2008 года (суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от административного органа: не было;
установил:
Индивидуальный предприниматель Жмурова Л.В. (далее - ИП Жмурова Л.В., предприниматель) обратилась в арбитражный суд Иркутской области с требованием об отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области (далее - Управление, административный орган) от 19 ноября 2008 года о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 января 2009 года заявленные требований удовлетворены, постановление Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области от 19 ноября 2008 года признано незаконным и отменено. Как следует из судебного акта, основанием для признания постановления административного органа незаконным послужил вывод суда о том, что индивидуальный предприниматель субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, не является.
Административный орган, не согласившись с решением суда, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права, выразившегося в неправильном истолковании закона, подлежащего применению, указывая на то, что предприниматель, являясь для гражданина Узбекистана Орунбоева И.Т. принимающей стороной и работодателем, на основании пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ответственна за иностранного гражданина как принимающая сторона. Предприниматель поставила иностранного гражданина на учет по месту пребывания по адресу: п.Хомутово, ул. Доготарева-2, - где он должен был находиться и проживать, а выявлен иностранный гражданин был по другому адресу.
Управление ФМС России по Иркутской области и заявитель ИП Жмурова Л.В. о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом (уведомления N 10949800 и N 10949817), в судебное заседание не явились. Предприниматель о причинах неявки суду не сообщила, ходатайство об отложении рассмотрения дела и отзыв на апелляционную жалобу от неё не поступили.
Руководствуясь частью 1 части 123 и частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 этой же статьи по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, а частью 7 предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Из материалов дела следует, что 17 ноября 2008 года инспектор отдела миграционного контроля УФМС России по Иркутской области составил протокол МС N 145573 об административном правонарушении в отношении ИП Жмуровой Л.В. о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ - неисполнении принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, выразившееся в том, что, являясь принимающей стороной, после самовольного убытия иностранного рабочего гражданина Узбекистана Орунбоева Иномали Торсуналиевича с адреса: п.Хомутово, ул.Доготарева, д.2, - в нарушение пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 18.07.06 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ), имея возможность направить в орган миграционного учета отрывные части бланка о его прибытии в место пребывания в установленный срок (2 дня), не направила их.
Постановлением от 19 ноября 2008 года заместителя начальника Управления ИП Жмурова Л.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей. В постановлении обстоятельства совершения ИП Жмуровой Л.В. административного правонарушения изложены так же как в протоколе от 17 ноября 2008 года.
Таким образом, ИП Жмурова Л.В. привлечена к административной ответственности за несоблюдение обязанности как принимающая сторона по снятию с миграционного учета по месту пребывания гражданина Узбекистана Орунбоева И.Т.
Согласно пункта 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В примечании к статье 18.1 КоАП РФ указано, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
В пункте 7 статьи 2 Закона N 109-ФЗ указано, что стороной принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Согласно пункта 1 части 1 и части 2 статьи 23 Закона N 109-ФЗ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае убытия иностранного гражданина из места пребывания органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О Порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" разработаны правила снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания. Согласно пункту 39 указанных Правил при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.
Факт не направления отрывной части уведомления о прибытии иностранных граждан в двухдневный срок с момента убытия образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
А пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ предусмотрено обязательное указание в постановлении по делу об административном правонарушении обстоятельств, установленных при рассмотрении дела.
Таким образом, исходя положений миграционного законодательства, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вмененного Жмуровой Л.В. как индивидуальному предпринимателю состава административного правонарушения, административный орган должен был не только доказать, но и указать в протоколе и в постановлении о привлечении к административной ответственности, что Жмурова Л.В. являлась принимающей стороной гражданина Узбекистана Орунбоева И.Т. не как физическое лицо, а как индивидуальный предприниматель, что он работал у ИП Жмуровой Л.В. по трудовому или гражданскому договору, что орган миграционного учета был уведомлен, что местом его пребывания являлся дом N 2 по ул.Доготарева в п.Хомутово, а также дату убытия Орунбоева И.Т. из указанного места пребывания. Указание даты убытия из места пребывания не только позволяет определить наличие в действиях стороны, принимающей иностранного гражданина, наличие объективной стороны правонарушения, но также проверить не истек ли установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок для привлечения к административной ответственности.
Ни одно из названных обстоятельств в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении не указано, и доказательства их административным органом не представлены.
С учетом изложенного постановление от 19 ноября 2008 года заместителя начальника Управления ФМС России по Иркутской области о привлечении ИП Жмуровой Л.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, не соответствует закону, что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для признания его незаконным и отмене.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решение суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Иркутской области от 26 января 2009 года по делу N А19-18605/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Э.П.Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18605/08
Заявитель: Жмурова Лидия Владимировна
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области