"21" октября 2008 г. |
Дело N А35-2431/08-С22 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2008 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А. Е.,
судей: Сергуткиной В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Анохиной К.Г.,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций": представители не явились, извещено надлежащим образом,
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе: Кузеванова Г.Л. - главного специалиста-эксперта по доверенности N 62 от 25.08.2007г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Объединение автовокзалов и автостанций" на решение Арбитражного суда Курской области от 30.05.2008 г. по делу N А35-2431/08-С22 (судья Петрова О.И.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Объединение автовокзалов и автостанций" к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе о признании незаконным постановления о назначении административного наказания N 155-08-1-РО от 15.04.2008г.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Объединение автовокзалов и автостанций" (далее - ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (далее - административный орган) N 155-08-1-РО от 15.04.2008г., которым на ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" наложен административный штраф в размере 20000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.05.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Общество обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и признать постановление N 155-08-1-РО от 15.04.2008г. незаконным.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие со стороны акционерного общества нарушения положений ст.91 Закона РФ "Об акционерных обществах" об обеспечении акционерам доступа к соответствующим документам. Так, Обществом по требованию акционеров были направлены копии запрашиваемых документов в общей сложности на 828 листах, кроме того, акционеры приглашались Обществом для ознакомления с запрашиваемыми документами.
При этом заявитель также ссылается на то, что законодателем не установлен конкретный срок для представления копий документов акционерам, семидневный срок предусмотрен, по мнению заявителя, лишь для предоставления акционерам возможности ознакомления с соответствующими документами.
Также Общество указывает на наличие письма акционеров от 30.04.2008г. об отсутствии претензий в отношении требований о представлении документов и считает возможным квалифицировать данное административное правонарушение в качестве малозначительного, исходя из отсутствия угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административный орган не согласен с доводами апелляционной жалобы Общества.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе отмечает, что Обществом были не полностью представлены запрашиваемые акционерами документы, а именно, не были представлены копии штатного расписания и списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Данные обстоятельства явились основанием для привлечения Общества к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.15.19 КоАП РФ за непредставление эмитентом инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации.
Таким образом, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе считает, что заявитель был правомерно привлечен к административной ответственности, на основании чего просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание не явились представители ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций", извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем дело рассмотрено судом в отсутствие заявителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя административного органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, акционерами ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" - обществом с ограниченной ответственностью "АГАТ" и обществом с ограниченной ответственностью ТД "Электроаппарат" (владельцами 22,41 % голосующих акций акционерного общества) было направлено в адрес Общества требование о представлении документов, в котором они просили в семидневный срок представить следующие документы (их копии):
- устав в действующей редакции, а также Уставы Общества за период с 2003-2008 г., все изменения и дополнения, внесенные в устав Общества, зарегистрированные в установленном порядке;
- документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе (движимое и недвижимое), в том числе правоустанавливающие и правоподтверждающие документы о государственной регистрации прав общества на недвижимость;
- отчеты независимых оценщиков о стоимости имущества общества, рыночной стоимости акций Общества за период с 2004 г. по февраль 2008 г.;
- списки аффилированных лиц ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" за период с 2003-февраль 2008 г.
- списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций", имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требования Федерального закона "Об акционерных обществах" за период с 2003-2007 г. включительно;
- решения о выпуске ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска - в соответствии с ФЗ РФ "О рынке ценных бумаг";
- проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций", существенные факты и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" и иными федеральными законами за период с 2004 г. по февраль 2008 г.;
- в случае, если ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" за период с 2004 г., по 2008 г. производило отчуждение (обременение) принадлежавших ему объектов недвижимости, договоры, подтверждающие указанные сделки, и документы, подтверждающие оплату по данным сделкам;
- кредитные договоры (договоры займа), договоры залога, договоры поручительства, договоры аренды (субаренды), иные договоры с третьими лицами, заключенные ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" за период с 2004 г. по февраль 2008 г.
- трудовой контракт с генеральным директором (действующий);
- штатное расписание ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" с изменениями за период с января 2007 г. по февраль 2008 г.
- трудовые договоры с работниками за период с января 2007 г. по февраль 2008 г. (в том числе заключенные ранее, но не прекратившие действие на указанный период 2007 г.);
- годовые отчеты Общества за период с 2004 г. по 2007 г. (включительно);
- бюллетени на голосование, доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров за период с 2004 г. по 2007 г.
В данном требовании акционерами также указано, что они гарантируют оплату за документы и предложен порядок осуществления оплаты.
Требование было вручено представителю Общества 15.02.2008г. вх.N 01-06/19.
На данное требование акционеров Общество направило в их адрес письмо от 18.02.2008г. о необходимости явиться и ознакомиться с запрашиваемыми документами 26.02.2008г. Кроме того, указанным письмом Общество сообщило, что копии запрашиваемых документов будут предоставлены только после оплаты за их изготовление.
Так как акционерам не были представлены указанные документы, они обратились в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе с заявлением о прекращении нарушения их прав от 29.02.2008г. (поступило 05.03.2008г.), в котором просили о привлечении правонарушителей к административной ответственности в соответствии со ст.15.19 КоАП РФ.
При рассмотрении данной жалобы акционеров ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций", административным органом было установлено, что Обществом необоснованно отказано в предоставлении акционерам копий штатного расписания и списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.
По итогам рассмотрения указанного заявления административным органом было выдано Обществу предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 19.03.2008г. N ВГ-080167-ЭН/01, которым Обществу предписано представить ООО "Агат" и ООО ТД "Электроаппарат" копии запрашиваемых документов, а также представить отчет об исполнении данного предписания.
Письмом от 18.02.2008г. региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе пригласило Общество для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.19 КоАП РФ.
31.03.2008г. начальником отдела организации и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе в присутствие представителя Общества по доверенности от 27.03.2008г. N 03-04-293 Латышев К.В. был составлен протокол об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг N 155-08-1-РО и возбуждено производство по делу об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст.15.19 КоАП РФ в отношении ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций".
При составлении протокола Обществом были представлены письменные объяснения N 03-04-289 от 27.03.2008г. и доказательства направления акционерам копий части запрашиваемых документов. Вместе с тем Обществом не были представлены по требованию акционеров копии списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и штатного расписания.
Письмом от 02.04.2008г. N ЮР-1443/05 Общество было уведомлено о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.04.2008г., данное уведомление вручено Обществу 10.04.2008г., что подтверждается почтовым уведомлением.
15 апреля 2008 года и.о. руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом и месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, вынес постановление о назначении административного наказания N 155-08-1-РО, которым на ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" наложен административный штраф в размере 20000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением N 155-08-1-РО от 15.04.2008г., Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении заявления Общества суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является на основании ст.28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении.
Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.47 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.17-15.24 настоящего кодекса, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области рынка ценных бумаг, которым, согласно "Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 317 является Федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно ч. 2 ст. 23.47 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе руководители региональных отделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, его заместители.
Согласно ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом области дана верная оценка обстоятельствам допущенных Обществом нарушений применительно к составу административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.19 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 статьи 91 Закона Российской Федерации "Об акционерных обществах" от 26.12.1995г. N 208-ФЗ Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление (п. 2 ст. 91 Закона).
Исходя из смысла приведенных правовых норм, предоставление копий соответствующих документов является самостоятельной обязанностью акционерного общества в рамках представления информации акционерам.
При производстве по делу об административном правонарушении было установлено, что Обществом необоснованно было отказано в предоставлении акционерам копий штатного расписания, ведение и хранение которого предусмотрено Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" и п. 32 раздела 1.2. "Организационные основы управления" Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Росархивом 06.10.2000г. Кроме того, в нарушение ст.ст. 51, 91 Закона "Об акционерных обществах", Общество отказало в предоставлении списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, то есть не выполнило в установленный положением срок свою обязанность по представлению документов.
При таких обстоятельствах факт совершения ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ, материалами дела установлен и доказан.
Суд апелляционной инстанции также исходит из того, что отсутствие прямо установленного законодательного срока для представления копий документов не может являться обстоятельством, исключающим возможность применения административной ответственности в случае фактического отказа в предоставлении таких документов (информации).
Ссылка Общества на необходимость предварительной оплаты копий документов не основана на нормах законодательства. В данном случае законом лишь гарантировано обществу получение платы за предоставление данных копий в размере, не превышающем затраты на их изготовление.
Доводы Общества о том, что им были предоставлены акционерам копии всех запрашиваемых документов в соответствии с требованием законодательства, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку, несмотря на предписание административного органа об устранении нарушений законодательства РФ от 19.03.2008г. N ВГ-080167-ЭН/01, копии списков лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и штатного расписания были предоставлены акционерам письмом от 04.04.2008г. N 03-04-318, то есть после составления 31.03.2008г. протокола об административном правонарушении.
Представленное Обществом письмо акционеров от 30.04.2008г. об отсутствии претензий по вопросу представления документов также не может повлиять на оценку законности принятого 15.04.2004г. постановления о привлечении к административной ответственности.
Довод апелляционной жалобы о малозначительности совершенного обществом деяния свидетельствует о признании Обществом вины в его совершении.
Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как следует из разъяснений, данных Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства и доводы сторон, принимая во внимание характер и степень общественной опасности рассматриваемого деяния, направленность наличия ответственности за его совершение на обеспечение и защиту прав инвесторов, а также то, что Общество представило запрашиваемую акционерами информацию в полном объеме только после соответствующего предписания административного органа и возбуждении дела об административном правонарушении, приходит к выводу о невозможности освобождения ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" от административной ответственности в результате малозначительности совершенного административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Кроме того, при назначении административного наказания Обществу административным орган были учтены характер совершенного им административного правонарушения и обстоятельства, смягчающие административную ответственность, о чем свидетельствует назначение наименьшего размера административного наименьшим в пределах санкции применяемой статьи.
Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлены.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требования ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" о признании оспариваемого постановления о назначении административного наказания N 155-08-1-РО от 15.04.2008г. незаконным.
При рассмотрении данного дела суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку, поэтому основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 30.05.2008 г. по делу N А35-2431/08-С22 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" - без удовлетворения.
Исходя из смысла части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит. В связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом не решается.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.05.2008 г. по делу N А35-2431/08-С22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Объединение автовокзалов и автостанций" - без удовлетворения.
овление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья: |
А.Е.Шеин |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-2431/08-С22
Заявитель: ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций"
Ответчик: РО ФСФР РФ в ЮЗР
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2008 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3468/08