г. Чита |
Дело N А10-3833/2008 |
13 апреля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 6 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Рылова Д.Н., Борголовой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бублиевич Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 февраля 2009 года по делу N А10-3833/2008 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аудит-полис" к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о признании недействительными решений
(суд первой инстанции: Дружинина О.Н.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Булдаевой Т.С., директора общества (выписка из протокола N 1 общего собрания участников общества)
от ГУ- Региональное отделение ФСС - Чипизубовой Е.А., представителя по доверенности от 24.12.2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аудит-полис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - отделение ФСС) о признании недействительными решения N 03-04/06-29629 от 17.10.2008 в части отказа в возмещении остальной части пособия по беременности и родам и решения N 2663 от 08.08.2008 о выделении средств на возмещение расходов по государственному социальному страхованию.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 февраля 2009 года заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые акты признаны недействительными, на Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Признавая оспариваемые решения отделения ФСС недействительными, суд первой инстанции исходил из того, что при принятии оспариваемых актов отделением ФСС не соблюдены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения проверки и принятия решений по ее результатам, что повлекло нарушение прав и законных интересов Общества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, отделение ФСС обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права и неправильное применение норм материального права.
По мнению отделения ФСС, в нарушение части 3 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суда не содержится наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт; название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт; указание на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на соответствие которому судом проверены оспариваемые акты отделения ФСС, не являются нормативным правовым актом, а только имеют нормативный характер.
В нарушение требований частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда не содержится совокупности обстоятельств в виде несоответствия акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя. Получателем пособия является гражданин в связи с наступлением страхового случая, расходы по выплате пособия производятся за счет Фонда социального страхования и не являются расходами самого общества.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество ссылается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель отделения ФСС поддержала доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества полагала апелляционную жалобу необоснованной по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" Общество как работодатель является страхователем.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 и подпункту 7 пункта 2 статьи 8 названного Федерального закона одним из видов социальных страховых рисков является материнство, а соответствующим страховым обеспечением - пособие по беременности и родам.
Пособие по беременности и родам является одним из видов пособий гражданам, имеющим детей (статья 3 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
В соответствии пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" у страхователя (работодателя) отношения по обязательному социальному страхованию возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств ФСС России.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" также предусмотрено, что финансирование выплаты пособия по беременности и родам застрахованным женщинам осуществляется за счет средств бюджета ФСС России.
Аналогичная норма закреплена в подпункте "а" пункта 14 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865.
Согласно подпункту б) пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
На основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" по общему правилу назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованной женщины.
Аналогичная норма закреплена в пункте 10 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" работодатель назначает пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы.
На основании пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованной женщины, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам (расчетный период).
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается следующее.
Обществом в марте 2008 года Богдановой И.О. в связи с наступлением страхового случая выплачено пособие по беременности и родам в сумме 48 801,20 руб., что подтверждается расходным кассовым ордером N 35 от 21.03.2008 (л.д. 12).
17 июня 2008 года Общество обратилось в отделение ФСС с заявлением о возмещении произведенных расходов на выплату пособий по социальному страхованию (л. д. 10).
На основании указанного обращения отделением ФСС проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен Акт от 8 августа 2008 года N 2663 камеральной проверки при обращении страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию. В ходе проверки отделение ФСС сделал вывод об умышленном создании Обществом условий для неправомерного возмещения средств из Фонда социального страхования Российской Федерации путем необоснованного увеличения заработной платы работнику непосредственно перед назначением и выплатой пособия по беременности и родам. Исходя из заработной платы работника 3971 руб., размер пособия составит 18618,14 руб., что является основанием для частичного удовлетворения требования Общества о возмещении расходов.
На основании Акта от 8 августа 2008 года N 2663 отделением Фонда принято решение о выделении средств на возмещение расходов по государственному социальному страхованию N 2663, в соответствии с которым ООО "Аудит - Полис" выделены средства для возмещения расходов по государственному социальному страхованию в сумме 18 618,14 руб. (л. д. 54).
Акт камеральной проверки вручен Обществу 26.09.2008 (отметка на акте о получении). Обществом в отделение ФСС 29.09.2008 представлены возражения на акт (л.23-24).
Уведомлением об участии страхователя в рассмотрении материалов камеральной проверки от 9 октября 2008 года отделение Фонда известило Общество о том, что рассмотрение материалов проверки по акту N 2663 от 8 августа 2008 года состоится 15 ноября 2008 года в 10 часов (л.д. 51).
17 октября 2008 года отделением Фонда принято решение за N 03-04/06-29629 по результатам рассмотрения письменных возражений на акт камеральной проверки от 8 августа 2008 года N 2663 об отказе в возмещении остальной части пособия по беременности и родам Богдановой И.О. Во втором пункте решения отражено, что восстановление расходов по обязательному социальному страхованию на единовременное пособие на рождение ребенка Богдановой И.О. в сумме 10416,0 руб. произведено согласно решению о выделении средств от 16.10.2008 N 3608.
Не согласившись с решениями отделения ФСС, Общество обратилось с заявлением об их оспаривании в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований Общества правильными, основанными на правильном применении норм материального права, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Судом первой инстанции из анализа Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" сделан правильный вывод, что отделение ФСС обязано в порядке контроля исследовать все документы, представленные страхователем, для чего ему предоставлено право проведения камеральной проверки либо документальной выездной проверки.
Единые требования к проведению отделениями Фонда социального страхования РФ камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оформлению и реализации результатов этих проверок установлены в Методических указаниях по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008 N 110 (далее - Методические рекомендации).
При обращении за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний иных категорий страхователей в случае необходимости может быть проведена, наряду с камеральной проверкой отчетности или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, также камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность и правильность указанных расходов (пункт 3 Методических рекомендаций).
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по результатам камеральной проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицом, проводившим камеральную проверку, составляется акт камеральной проверки по установленной форме в течение десяти рабочих дней после окончания камеральной проверки.
Акт камеральной проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и страхователем, в отношении которого проводилась эта проверка.
Акт проверки должен быть вручен страхователю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем.
Страхователь в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предположениями проверяющих, имеет право в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в Фонд документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.
Страхователь, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки. Материалы камеральной проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации.
О времени и месте рассмотрении материалов проверки Фонд извещает страхователя заблаговременно.
Неявка страхователя, в отношении которого проводилась камеральная проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого страхователя будет признано руководителем (заместителем руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда обязательным для рассмотрения этих материалов.
В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки составляется протокол, с которым должен быть ознакомлен страхователь и выносится решение.
Пунктом 13 названных Методических указаний предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки страхователя руководитель отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; или решение об отказе в привлечении к ответственности.
Соответствующие решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправомерном применении судом при проверке оспариваемых актов Методических рекомендаций, поскольку последние не являются нормативным правовым актом, судом апелляционной инстанции проверены, однако не могут быть приняты во внимание как несостоятельные в правовом отношении.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В целях реализации названной статьи Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2001 N 318 "О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации" в связи с тем, что Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с положениями, определяющими порядок их деятельности, издаются акты, имеющие нормативный характер, предусмотрена государственная регистрация имеющих нормативный характер актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер, которые подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Методические указания зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.06.2008 N 11840 и официально опубликованы в "Российской газете" N138 от 28.06.2008. Следовательно, оба условия вступления названного акта в силу, предусмотренные в статье 15 Конституции Российской Федерации, соблюдены, и он подлежит применению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в нарушение предъявляемых требований к порядку проведения камеральных проверок отделение ФСС не известило Общество о дате рассмотрения материалов проверки, приняв оспариваемые решения в отсутствие представителя Общества.
Акт камеральной проверки N 2663 и решение N 2663 были вынесены в один день - 8 августа 2008 года. Представитель отделения ФСС в судебном заседании суда апелляционной инстанции подтвердил, что Общество о рассмотрении материалов камеральной проверки 8 августа 2008 года не извещалось.
Акт камеральной проверки вручен Обществу 26.09.2008 (отметка на акте о получении). Обществом в отделение ФСС 29.09.2008 представлены возражения на акт.
Уведомлением об участии страхователя в рассмотрении материалов камеральной проверки от 9 октября 2008 года отделение ФСС известило Общество о том, что рассмотрение материалов проверки по акту N 2663 от 8 августа 2008 года состоится 15 ноября 2008 года в 10 часов.
Вместе с тем, 17 октября 2008 года отделением Фонда принято решение за N 03-04/06-29629 по результатам рассмотрения письменных возражений на акт камеральной проверки от 8 августа 2008 года N 2663 об отказе в возмещении остальной части пособия по беременности и родам Богдановой И.О.
Доказательств в подтверждение извещения Общества о времени и месте рассмотрения акта проверки 17 октября 2008 года не представлено. Представитель отделения ФСС в судебном заседании суда апелляционной инстанции подтвердил, что Общество о рассмотрении материалов камеральной проверки на 17 октября 2008 года не извещалось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в результате допущенных отделением ФСС нарушений Общество было лишено возможности своевременно представить письменные возражения по указанному акту, документы, подтверждающие обоснованность своих возражений, участвовать в рассмотрении материалов проверки и воспользоваться правом на квалифицированную юридическую защиту.
Суд первой инстанции также обоснованно исходил из того, что выявленные в ходе проверки обстоятельства, послужившие основанием для отказа в части в возмещении произведенных расходов на выплату пособия по социальному страхованию, отражены только в акте камеральной проверки. Оспариваемые решения отделения ФСС таких сведений не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, указав на обязанность отделения ФСС руководствоваться Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Методическими рекомендациями, пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемых актов как несоответствующих нормативным правовым актам, регламентирующим порядок проведения проверки и принятия решений по ее результатам, и нарушающими права и законные интересы Общества.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о несоответствии резолютивной части решения суда первой инстанции части 3 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанная норма устанавливает требования к содержанию резолютивной части решения суда по делу об оспаривании нормативного правового акта.
Вместе с тем, отсутствие в резолютивной части решения суда первой инстанции указания на наименование органа, принявшего оспариваемые акты, и названия закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемые акты, при наличии такого указания в мотивировочной части решения, не служит основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемыми решениями отделения ФСС в связи с тем, что расходы по выплате пособия производятся за счет Фонда социального страхования и не являются расходами самого Общества отклоняется как неоснованный на законе.
Учитывая вышеизложенное, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) отделение ФСС освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем уплаченная по платежному поручению N 7104 от 27.02.2009 государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 февраля 2009 года по делу N А10-3833/2008, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 2 февраля 2009 года по делу N А10-3833/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., выдав справку на возврат государственной пошлины.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3833/08
Заявитель: ООО "Аудит-полис"
Ответчик: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Бурятия
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-829/09