г. Пермь
08 июля 2008 г. |
Дело N А60-621/2008-С6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.07.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Григорьевой Н. П.
судей Богдановой Р.А., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатовой О.С.
при участии представителя третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Васильева В.В. - по доверенности от 01.02.2008г., удостоверение N 22,
в отсутствие представителей заявителя ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области и третьего лица ФГУП "Совхоз "Знаменский"
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2008 года
по делу N А60-621/2008,
принятое судьей Колосовой Л.В.
по заявлению ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области
к Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области
третьи лица: 1) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области,
2) ФГУП "Совхоз "Знаменский"
о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы в ЕГРЮЛ,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (далее заявитель, территориальное управление Росимущества по Свердловской области) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц изменений в учредительные документы, связанных со сменой организационно-правовой формы Государственного унитарного предприятия "Совхоз "Знаменский".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2008 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, полагает, что заявитель пропустил срок на подачу искового заявления, поскольку о смене организационно-правовой формы заявителю стало известно в 2005 году. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области является .уполномоченным лицом на внесение изменений в устав предприятия.
Заявитель, заинтересованное лицо, ФГУП "Совхоз "Знаменский", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в заседание суда не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил суду, что поскольку предприятие создано Свердловским областным комитетом по управлению государственным имуществом, совхоз является собственностью субъекта, следовательно, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области вправе вносить изменения в его устав.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены нет.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации г. Сухой Лог N 211 от 01.03.1993г. было зарегистрировано государственное предприятие совхоз "Знаменский", учрежденное Свердловским областным комитетом по управлению государственным имуществом N 118 от 16.02.1993г. (л.д.40).
В соответствии с п. 1.1., 1.6 Устава, утвержденного председателем областного комитета по управлению государственным имуществом 16.02.1993г., совхоз "Знаменский" является государственным федеральным предприятием, его учредителем является Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (л.д.8-9).
На основании приказа N 236 от 09.08.2005 Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области в учредительные документы ФГУП "Совхоз "Знаменский" были внесены изменения в части указания организационно-правовой формы предприятия (л.д. 43).
В соответствии с утвержденным Уставом (в редакции N 2) организационно-правовая форма совхоза "Знаменский" установлена как государственное унитарное предприятие Свердловской области (л.д.44-45).
11.08.2005 ФГУП "Совхоз "Знаменский" обратился в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в его учредительные документы (л.д.56-62).
16.08.2005 года Межрайонной ИФНС России N 19 по Свердловской области была осуществлена государственная регистрация данных изменений, внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (л.д.16-17).
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы совхоза "Знаменский", суд первой инстанции установил, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области не является уполномоченным субъектом на внесение изменений в Устав совхоза "Знаменский".
Выводы суда являются правильными.
В соответствии со ст. 33 Закона РСФСР N 445-1 от 25.12.1990 г. (в редакции от 20.07.1993г.) "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами РСФСР.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона РФ N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
На основании п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001г. для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Судом установлено, что для регистрации изменений, внесенных в учредительные документы предприятия, "Совхоз "Знаменский" представил документы, предусмотренные ст. ст. 12 и 17 Федерального закона N 129-ФЗ, в связи с чем, налоговый орган осуществил государственную регистрацию данных изменений.
Вместе с тем, при регистрации изменений в учредительные документы совхоза "Знаменский" налоговым органом не учтено следующее.
В соответствии с Указом Президента РФ N 1231 от 14.10.1992г. утверждены типовые положения о территориальных органах Госкомимущества России.
Согласно п. 2 Положения комитет по управлению государственным имуществом субъекта создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке государственные предприятия.
Распоряжением ГКИ РСФСР от 24.10.1991 N 140-р на базе СОКУГИ сформировано территориальное агентство Госкомимущества РСФСР по Свердловской области.
Данное распоряжение продублировано повторно распоряжением ГКИ РСФСР от 05.02.1992 N 45-р, наделявшим правами территориальных агентств областные комитеты по управлению государственным имуществом.
Указанное право принадлежало СОКУГИ (в дальнейшем МУГИСО, повторный приказ МИО РФ N 133 от 18.12.2000 о наделении правами территориального органа МИО РФ) до создания Территориального управления Министерства имущественных отношений по Свердловской области, реорганизованное в результате административной реформы в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (приказ МИО РФ N 17 от 21.01.2004).
В соответствии с п. 1 раздела 2 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005г. N 37 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Свердловской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Свердловской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче имущества юридическим и физическим лицам.
Из анализа приведенных норм судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что создание совхоза "Знаменский" было произведено Свердловским областным комитетом по управлению государственным имуществом в пределах полномочий, предоставленных ему как территориальному органу Госкомимущества РФ, следовательно, данный факт не свидетельствует о том, что предприятие совхоз "Знаменский" является собственностью субъекта. Кроме того, из текста самого устава следует, что предприятие изначально создано как федеральное.
В силу ст. ст. 52, 114 Гражданского кодекса Российской Федерации Устав предприятия утверждается учредителем (и им же вносятся изменения в Устав) единственным уполномоченным субъектом на внесение изменений в устав предприятия совхоз "Знаменский" является территориальное управление Росимущества по Свердловской области.
Непредставление в регистрирующий орган всех документов, перечисленных в п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является безусловным основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, а уже внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменениях в учредительных документах подлежит признанию недействительной.
Таким образом, поскольку Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области не являлось уполномоченным лицом на принятие решения о внесении изменений в учредительные документы, сведения в документах, представленных на государственную регистрацию, являются недостоверными, следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для регистрации изменений в учредительные документы ФГУП "Совхоза "Знаменский".
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявителем пропущен срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, на подачу заявления, рассмотрены апелляционным судом и отклонены в силу того, что факт представления в Территориальное управление Росимущества по Свердловской области отчетности, в которой организационно-правовая форма совхоза "Знаменский" была указана как государственное унитарное предприятие Свердловской области не свидетельствует о том, что управлению Росимущества по Свердловской области было известно о факте регистрации данных изменений в ЕГРЮЛ.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области 17.04.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. П. Григорьева |
Судьи |
Р.А. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-621/2008-С6
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 19 по Свердловской области
Третье лицо: ФГУП "Совхоз "Знаменский", Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3691/08