г. Пермь
19 марта 2008 г. |
Дело N А71-2/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17марта 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Мещеряковой Т.И., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ромашкиной И.А.,
при участии:
от заявителя - Войсковая часть N 35776 г. Камбарка-3: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица-
Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 21 января 2008 года
по делу N А71-2/2008,
принятое судьей Коковихиной Т.С.,
по заявлению Войсковой части N 35776 г. Камбарка-3
к Управлению Росприроднадзора по Удмуртской Республике
об отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Войсковая часть N 35776 Министерства обороны РФ, г.Камбарка (далее - заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения предмета требований в порядке ст.49 АПК РФ) об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление Росприроднадзора по УР) от 17.12.2007 г. N 1, которым войсковая часть N35776 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.01.2008г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 18.10.2007г. на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от 12.09.2007г. N 152-П должностными лицами Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике проведена плановая проверка по деятельности объекта N 1203 Уничтожения химического оружия на предмет соблюдения требований водного, лесного законодательства и законодательства о недрах.
В ходе проверки установлено, что в целях реализации федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" войсковая часть N 35776 производит работы по реконструкции высоковольтной линии (ВЛ) 110 кВ "Кармановская ГРЭС-Воткинская ГРЭС" от отпайки на подстанцию "Камбарка" на лесных участках земель лесного фонда Государственного учреждения Удмуртской Республики "Камбарский лесхоз" в кварталах N 138 (выдел 6), N 144 (выдел 5), N 154 (выдел 11), N 164 (выдел 6), N 173 (выдел 3) Шольинского лесничества на площади 11,6 нелесных земель. Документы, удостоверяющие права на вышеуказанные земельные участки, у войсковой части N 35776 отсутствуют.
Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике составлен акт проверки от 18.10.2007г. N 49/А-57/Л-35/Н (подп.2 п.1.4 акта), а также протокол об административном правонарушении от 07.12.2007г.N 1, в котором указано, что войсковой частью N 35776 использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации трубопроводов и других линейных объектов осуществляется с нарушением ч.1 ст.25 и ч.1 ст.26 Земельного кодекса РФ, ст.ст.9, 45,71,72 Лесного кодекса РФ N 200-ФЗ от 04.12.2006г. без правоустанавливающих документов на землю, а именно без заключения договора аренды земельного участка лесного фонда для использования их в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
По результатам проверки Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике принято постановление от 17.12.2007г. N 1, которым войсковая часть N 35776 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст.7.1 КоАП РФ, с наложением административного взыскания в виде штрафа в размере 10000 руб.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено незаконно, заявитель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности в действиях войсковой части состава вменяемого ей административного правонарушения.
Оценив в порядке ст.71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, поскольку административным органом не доказано наличие в действиях войсковой части состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события правонарушения и виновность лица в его совершении.
Исходя из содержания оспариваемого постановления, следует, что войсковой части вменено использование земельного участка без оформленного в установленном порядке правоустанавливающего документа.
Исходя из положений ст.7.1 КоАП РФ под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный самовольно занимает земельный участок либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов.
Анализ объекта и объективной стороны состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.02.2005г. N 11301/04.
В соответствии со ст.ст.25, 26 Земельного кодекса РФ и ст.4 Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации.
В силу ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст.30 Земельного кодекса РФ.
При этом указанная норма права разграничивает два варианта предоставления земельных участков с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п.5 ст.30 названного Кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка (п.5 ст.31 ЗК РФ).
Согласно ст.45 Лесного кодекса РФ и пункта 2 Правил использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.04.2007г. N 99 установлено, что для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии со ст.9 Лесного кодекса РФ на правах постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), аренды лесных участков, а также на правах безвозмездного срочного пользования лесными участками, которые возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 1 ст.45 Лесного кодекса РФ установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со ст.21 настоящего Кодекса.
Согласно п.4 ч.1 ст.21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.1996г. N 305 об утверждении Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в РФ", от 24.10.2005г. N 639 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Уничтожение запасов химического оружия в РФ", от 29.12.2005г. N 825-50 "О государственном оборонном заказе на 2006 год" был заключен государственный контракт "На выполнение работ для государственных нужд по строительству внешних сетей электроснабжения объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарке УР (объекта 1281, в том числе и на реконструкцию ВЛ 110 кВ "Кармановская ГРЭС-Воткинская ГРЭС" от отпайки на подстанцию "Камбарка" в Камбарском районе УР)" N УР/06/2120/УЗО от 19.01.2006г. между Федеральным агентством по промышленности РФ (Государственный заказчик) и ООО "Фактор ЛТД" (Подрядчик).
В соответствии с п.2.1 указанного Контракта Подрядчик (ООО "Фактор ЛТД") обязуется в установленные настоящим Контрактом сроки выполнить по заданию Государственного заказчика (Федерального агентства по промышленности РФ) и за его счет работы в полном объеме по строительству внешних сетей электроснабжения объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарка УР (объект 1281) и сдать ее результат Государственному заказчику, а Государственный заказчик обязан принять результат работы и оплатить его.
Согласно п.4.1.2 Контракта Федеральное агентство по промышленности РФ как Государственный заказчик должно передать Подрядчику (ООО "Фактор ЛТД") в установленном порядке и в установленные сроки земельный участок под строительство, утвержденную проектно-сметную документацию и т.д., принять от Подрядчика по актам законченные строительством внешние сети электроснабжения объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарка УР (объект 1281), совместно с Подрядчиком ввести их в действие в установленные сроки, провести окончательные расчеты с Подрядчиком. Подрядчик в соответствии с п.4.2.1 Государственного контракта обязан осуществить своими силами строительство внешних сетей электроснабжения объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарка УР (объект 1281) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, требованиями СНиП, в установленный настоящим Контрактом срок. Согласно п.4.2.2 Контракта привлекать субподрядные организации для отдельных видов специальных строительных и монтажных работ.
Заказчиком обусловлено в контракте получение от подрядчика электротехнического оборудования и относящихся к нему документов войсковой частью N 35776 без наделения её какими-либо правами на данное имущество (раздел 6 контракта).
Федеральным агентством по промышленности выдавались доверенности: N 31/05 от 15.01.2005г., N 177/06 от 23.11.2006г. на командира войсковой части N 35776 Захарова А.С., N 231/07 от 15.05.2007г. на командира войсковой части N 35776 Хайбулина Р.Г. для представления интересов агентства в органах государственной власти, в частности по оформлению получения разрешительной документации на отвод земельного участка под строительство, разрешительной документации на строительство, лесорубочного билета.
Как следует из материалов дела, по заявке войсковой части N 35776 (представителя Федерального агентства по промышленности по доверенности) районной комиссией произведен выбор участков лесного фонда площадью 11,6 га, расположенных в кварталах N 138 (выдел 6), N 144 (выдел5), N 154 (выдел11), N 164 (выдел6), 3173 (выдел 3), Шольинского лесничества для реконструкции ВЛ 110 КВ "Кармановская ГРЭС-Воткинская ГРЭС" от отпайки на подстанцию "Камбарка". Составлен акт выбора участка лесного фонда от 27.06.2005г. N 29. Камбарским лесхозом произведено обследование указанных участков лесного фонда. По результатам обследования составлен акт натурального технического обследования участка лесного фонда, согласно которому ФГУ "Камбарский лесхоз" не возражает в предоставлении выбранных участков лесного фонда.
Согласно письму N 132 от 21.07.2005г. директор ФГУ "Камбарский лесхоз" считает возможным предоставление войсковой части N 35776 нелесных земель лесного фонда, площадью 11,6 га, под реконструкцию ВЛ 110 кВ "Кармановская ГРЭС-Воткинская ГРЭС" от отпайки на подстанцию "Камбарка" сроком на 1 год.
Согласно ч.1, ч.5 ст.185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу, для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что войсковая часть N 35776 при обращении в государственные органы, в частности при оформлении акта выбора земельного участка N 29 от 27.06.2005г., акта технического обследования от 21.07.2005г., при оформлении землеустроительного дела действовала от имени и в интересах Федерального агентства по промышленности на основании соответствующей доверенности.
Каких-либо доказательств, что войсковая часть действовала в собственных интересах административным органом не представлено.
В ходе проверки административным органом установлено, что в кварталах N 138 (выдел 6), N 144 (выдел 5), N 154 (выдел 11), N 164 (выдел 6), N 173 (выдел3) Шольинского лесничества ведутся работы по реконструкции указанной ВЛ - осуществляется замена старых опор.
Согласно ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд первой инстанции с учетом того, что проводилась реконструкция существующей высоковольтной линии, а не её новое возведение (установка), правильно указал, что административным органом при проведении проверки не установлены и не исследованы существенные обстоятельства по делу, а именно: 1) выделялся ли и на какое лицо оформлялся земельный участок, через который проходит высоковольтная линия (ВЛ) 110 КВ "Кармановская ГРЭС - Воткинская ГРЭС", реконструкцию которой осуществляет Государственный заказчик - Федеральное агентство по промышленности. Документально не подтвержден факт принадлежности ВЛ 110 КВ "Кармановская ГРЭС-Воткинская ГРЭС" какому-либо лицу, согласно объяснению представителя Управления Росприроднадзора по УР в суде первой инстанции линия электропередач принадлежит Федеральному агентству по промышленности; 2) использовался ли войсковой частью N 35776 данный земельный участок и на каком основании, если использовался, то каким образом, в каком размере, в каких целях и т.п..
Таким образом, имеющиеся в материалах дела документы не позволяют сделать однозначный вывод об использовании земельного участка именно войсковой частью N 35776, а также не позволяют суду сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) войсковой части вины в неоформлении документов на спорный земельный участок.
Согласно ст.64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом в действиях войсковой части N 35776 состава вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, в действиях заявителя отсутствует.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Таким образом, событие административного правонарушения в виде самовольного занятия или использования войсковой частью N 36775 земельного участка, площадью 11,6 га, без правоустанавливающих документов, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, вина последнего в совершении правонарушения отсутствуют, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Таким образом, оспариваемое постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, является незаконным и необоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 января 2008 года по делу N А71-2/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Т.И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2/2008-А31
Истец: Войсковая часть 35776
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1302/08