Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 12 марта 2009 г. N 19АП-6039/08
12 марта 2009 г. |
Дело N А14-5853/2008/220/10 |
город Воронеж |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеевой Г.А.,
при участии:
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области: Медведева Е.С., специалист 1 разряда, доверенность N 09-11/0706 от 12.03.2008, паспорт серии 20 06 N 784102, выдан Северным ОМ УВД Коминтерновского района г. Воронежа 02.03.2007;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Брыкина О.В., советник правового отдела, доверенность N 4 от 11.01.2009, удостоверение N 366 от 20.12.2005, действительно до 14.03.2009;
от общества с ограниченной ответственностью "Голден 5": Рябых М.Ю., представитель по доверенности б/н от 14.10.2008, паспорт серии 20 04 N 224642, выдан Левобережным РУВД г. Воронежа 26.02.2004;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области: представитель не явился, надлежаще извещено;
от Управления Лесного хозяйства Воронежской области: представитель не явился, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2008 по делу N А14-5853/2008/220/10 (судья Есакова М.С.) по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области к Главному управлению государственного имущества Воронежской области, с участием третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Голден 5", Управления Лесного хозяйства Воронежской области, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области, о признании недействительным приказа от 16.05.2007 года N 659-з,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным приказа Главного Управления государственного имущества Воронежской области от 16.05.2007 года N 659-з.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2008 года по делу N А14-5853/2008/220/10 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить как принятое при неправильном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Определением от 11.02.2009 года по данному делу произведена замена Главного управления государственного имущества Воронежской области его процессуальным правопреемником - Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент).
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы сослался на то, что представленные доказательства, а именно материалы лесоустройства 2003 - 2004 года, письмо филиала ФГУП "Рослесинфорг "Воронежлеспроект", наделенного полномочиями по проведению государственной инвентаризации и оценки состояния лесов, оказанию услуг по предоставлению информации о лесах, определению границ лесных участков земель лесного фонда и лесов на землях иных категорий, подтверждают отнесение спорного земельного участка к участкам лесного фонда.
Управление полагает, что земельный участок, предоставленный на основании оспариваемого приказа в собственность ООО "Голден 5", относится к лесному фонду и находится в исключительной собственности Российской Федерации.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что в силу постановления Администрации Воронежской области от 26.12.2006 года N 1067 "Об утверждении положения об управлении лесного хозяйства Воронежской области" полномочиями по обеспечению прав пользования и распоряжения лесами на территории Воронежской области наделено управление лесного хозяйства Воронежской области, а не Главное управление государственного имущества Воронежской области.
По мнению Управления, нахождение участка лесного фонда в черте городского поселения не свидетельствует о переводе его в иную категорию - земли населенных пунктов, для чего необходимо соответствующее решение Правительства Российской Федерации.
Управление Лесного хозяйства Воронежской области в представленном отзыве доводы апелляционной жалобы поддержало, считая, что спорный участок входит в состав участка лесного фонда, а также, что согласно проекту организации и ведения лесного хозяйства Новоусманского лесхоза за период 1989 года по 2004 год отвод земель лесного фонда для строительства АЗС в Новоусманском лесничестве Новоусманского лесхоза не производился.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области возражает против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представило отзыв. Полагает, что земельный участок не должен был попасть в лесной фонд по материалам лесоустройства в 2003 году, поскольку в 1999 году Управлением главного архитектора проведен отвод данного земельного участка и в 2003 году зарегистрировано право собственности на сооружение (АЗС), расположенное на этом земельном участке по адресу: г.Воронеж, ул.Дубровина, 26.
ООО "Голден 5" в судебном заседании и в представленном отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, полагая, что заявителем при обращении в суд первой инстанции срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) пропущен. Поскольку земельный участок находится в границах населенного пункта город Воронеж, то в силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не может относится к категории земель "земли лесного фонда". По мнению общества, невозможно сделать вывод о вхождении спорного земельного участка в состав участка лесного фонда, на который зарегистрировано право федеральной собственности, так как последний на государственный кадастровый учет не поставлен, вследствие чего отсутствует описание его границ. ООО "Голден 5" полагает, что письмо филиала ФГУП "Рослесинфорг "Воронежлеспроект" от 15.09.2008 года N 1167-исх. не может служить доказательством отнесения спорного земельного участка к землях лесного фонда, так как не является официальным актом уполномоченного органа и не подтверждено документально.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Постановлением исполнительного комитета администрации г.Воронежа от 30.03.1999 года N 161 акционерному обществу закрытого типа "Парма" (далее - АОЗТ "Парма") был предоставлен земельный участок площадью 0,2 га под проектирование и строительство АЗС. Между Администрацией города и АОЗТ "Парма" был заключен договор аренды земельного участка от 04.08.1999 года N 129-99-03/мз сроком на 5 лет.
11.11.2004 года Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Воронежской области (в настоящее время - Управление Роснедвижимости по Воронежской области) было утверждено землеустроительное дело спорного земельного участка и 25.11.2004 года ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием категории - земли населенных пунктов. Земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет под номером 36:34:03 47 001:0007.
10.03.2005 года закрытое акционерное общество "Парма" (далее - ЗАО "Парма", правопреемник АОЗТ "Парма") в установленном законом порядке зарегистрировало право собственности на АЗС, расположенную на вышеуказанном земельном участке, которому присвоен адрес: г.Воронеж, ул.Дубровина, 26.
14.12.2005 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда, расположенный по адресу: Воронежская область, город Воронеж, Новоусманский лесхоз, Новоусманское лесничество, урочище "Никольское", квартал 25-27; 28ч (выдела 8-27); 29-34.; площадью 404,5 га.
По договору купли-продажи от 22.08.2006 года N 22/18 право собственности на АЗС перешло к ООО "Голден 5" и зарегистрировано за обществом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.08.2006 года.
16.05.2007 года ГУГИ Воронежской области издан приказ N 659-з о предоставлении в собственность ООО "Голден 5" земельного участка, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Дубровина, 26, площадью 2000 кв.м, кадастровый номер 36:34:03 47 001:0007 (предыдущий кадастровый номер 36:34:03 47 001:0001). 27.06.2007 года между ГУГИ Воронежской области и ООО "Голден 5" заключен договор N217/07-3 купли-продажи данного земельного участка, который сторонами исполнен фактически. Право собственности ООО "Голден 5" на землю зарегистрировано УФРС по Воронежской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.08.2007 года.
Не согласившись с приказом ГУГИ Воронежской области от 16.05.2007 года N 659-з, считая, что его вынесением ГУГИ Воронежской области нарушило права и законные интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности, а также экономические интересы заявителя как лица, управомоченного на распоряжение федеральной собственностью, ТУ ФАУГИ по Воронежской области обратилось в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что заявителем не представлены доказательства отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, а также нарушения ГУГИ Воронежской области при принятии приказа от 16.05.2007 года N 659-з норм права, прав и законных интересов Российской Федерации, заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, либо которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В качестве основания приобретения Управлением права собственности на участок лесного фонда свидетельство о государственной регистрации прав содержит ссылку на статью 19 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего на тот момент.
Статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок, предусматривалось, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.07.2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего на момент регистрации за Российской Федерацией права собственности на участок лесного фонда, основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, является включение земельных участков в состав земель лесного фонда.
При этом, исходя из положений статей 8-10 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего на указанный период, к участкам лесного фонда относятся участки леса, участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель, за исключением лесов, не входящих в лесной фонд, в том числе, лесов, расположенных на землях городских поселений, - городских лесов.
Таким образом, леса, расположенные на землях городских поселений, не входят в лесной фонд и, следовательно, не относятся к исключительной федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: г.Воронеж, ул.Дубровина, 26, и предоставленный в собственность ООО "Голден 5" на основании оспариваемого приказа, прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 36:34:03 47 001:0007 ранее 14.12.2005 года, то есть даты регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда. Из кадастрового плана данного земельного участка видно, что участок относится к категории земель населенных пунктов и находится в границах городского округа город Воронеж.
Уставом городского округа город Воронеж, принятым постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 года N 150-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.06.2007 года) определено, что территорию городского округа город Воронеж составляют все земли, входящие в состав городского округа город Воронеж, в том числе рекреационные зоны, земли, необходимые для развития города и другие земли в границах городского округа независимо от форм собственности и целевого назначения.
Картой города Воронежа (приложение к Уставу городского округа город Воронеж), постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 года N 244 "Об установлении городской черты г. Воронежа", Решением Воронежского облисполкома от 24.06.1991 года N 325 подтверждается нахождение спорного земельного участка в границах населенного пункта - город Воронеж.
Следовательно, к моменту установления городской черты городского округа город Воронеж спорный земельный участок не относился к землям лесного фонда.
Таким образом, леса, расположенные на участке указанного городского поселения, не входят в лесной фонд и не являются объектами права федеральной собственности, возникающего в силу закона.
Доказательств того, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, не входит в границы населенного пункта, не представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций.
Ссылка в обоснование расположения земельного участка, предоставленного в собственность ООО "Голден 5", на землях Новоусманского лесхоза на письмо филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" от 15.09.2008 года N 1167-исх. арбитражным судом отклоняется исходя из следующего.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего в момент регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда, пункту 2 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Письмо от 15.09.2008 года, ссылаясь на материалы лесоустройства, само по себе материалом лесоустройства не является, носит лишь информационный характер.
Имеющиеся в материалах дела план лесонасаждения Новоусманского лесничества Новоусманского лесхоза Воронежской области 2003 года, таксационное описание (по состоянию на 01.01.2004 года) не могут быть приняты в качестве материалов лесоустройства в связи с несоответствием их требованиям пункта 1.2.2 Приказа Рослесхоза от 15.12.1994 года N 265 "Об утверждении инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России". Данной нормой предусмотрено, что проекты организации и ведения лесного хозяйства и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.
Указанные выше документы не содержат сведений об утверждении их государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации.
Иных документов, отвечающих признакам материалов лесоустройства, в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 02.01.2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент регистрации за Российской Федерацией права собственности на участок лесного фонда, государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
При этом на основании абзаца 3 статьи 1 указанного закона государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Следовательно, в случае невнесения в государственный земельный кадастр данных о границах земель лесного фонда земельный участок не получает характеристики, позволяющие однозначно выделить его из других земельных участков.
Исходя из изложенного, в материалы дела не представлено доказательств расположения спорного земельного участка на территории участка лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерацией.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Главное управление государственного имущества Воронежской области не наделено полномочиями по обеспечению прав пользования и распоряжения лесами на территории Воронежской области, относящимися к компетенции управления лесного хозяйства Воронежской области, в связи с чем распоряжение должно было осуществляться последним, отклоняется арбитражным судом, поскольку указанное полномочие по обеспечению прав пользования и распоряжения не связано с полномочием по предоставлению земельных участков в собственность.
Согласно Закону Воронежской области от 28.06.2006 года N 59-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Воронеже", действовавшему на момент принятия оспариваемого приказа, Постановлению Администрации Воронежской области от 29.06.2006 года N 514 "О первоочередных мерах по реализации полномочий Воронежской области в сфере земельных отношений" и Постановлению Администрации Воронежской области от 15.07.2005 года N630 "Об утверждении положения о главном управлении государственного имущества Воронежской области" Главное управление государственного имущества Воронежской области осуществляет распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в городском округе город Воронеж.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2008 по делу N А14-5853/2008/220/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Сергуткина В.А. |
Судьи |
Семенюта Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5853/2008/220/10
Заявитель: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по В.О.
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Третье лицо: Управление Роснедвижимости по Воронежской области, Управление лесного хозяйства Воронежской области, ООО "Голден"
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6039/08