15 января 2009 г. |
Дело N А48-1902/08-11 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Астаповым С.А.,
при участии:
от ООО "Стройальянс": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Верховского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Муниципального образования - поселок городского типа Верховье Верховского района Орловской области в лице администрации поселка городского типа: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Верховского района Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 03.09.2008 года по делу N А48-1902/08-11 (судья Гайдукова Л.Н.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Стройальянс" к Администрации Верховского района Орловской области о признании незаконными действий (бездействий) и обязании предоставить в собственность земельный участок.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройальянс" (далее - ООО "Стройальянс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Администрации Верховского района Орловской области (далее - Администрация) о признании незаконными действий, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность Обществу с ограниченной ответственностью "Стройальянс" земельного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 35 626 кв.м., кадастровый номер: 57:19:001 01 02: 0001, расположенного: Орловская область, Верховский р-н, п.г.т. Верховье, участок Нефтебаза (включая железнодорожный тупик), на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Стройальянс" на праве собственности, а также просит обязать Администрацию Верховского района Орловской области принять постановление о предоставлении в собственность Обществу земельного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 35 626 кв.м., кадастровый номер: 57:19:001 01 02: 0001, расположенного: Орловская область, Верховский р-н, п.г.т. Верховье, участок Нефтебаза (включая железнодорожный тупик), на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Стройальянс" на праве собственности, подготовить и направить ООО "Стройальянс" проект договора купли-продажи выше указанного земельного участка (с учетом уточненных требований).
Определением арбитражного суда от 03.07.2008 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Орловской области и Муниципальное образование - поселок городского типа Верховье Верховского района Орловской области в лице Администрации поселка городского типа Верховье Верховского района Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 03.09.2008 года по делу N А48-1902/08-11 заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в заявленных требованиях Общества. По мнению заявителя жалобы, изложенные в решении суда первой инстанции выводы, не соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация ссылается на то, что судом не учтено то обстоятельство, что межевое дело, кадастровый план земельного участка были выполнены в 2003 г. и данный земельный участок предоставлен ЗАО "Приоксий-Терминал" для конкретного вида деятельности (Нефтебаза). В настоящий момент ООО "Стройальянс" претендует на земельный участок общей площадью 35 626 кв.м., не используя данный земельный участок.
Кроме того, Администрация указывает, что поскольку Общество в своей заявке на предоставление в собственность земельного участка не указывает, какой вид деятельности будет производиться на данном земельном участке, в связи с чем, Администрация не имеет возможности рассчитать площадь земельного участка, занятой зданиями и необходимого для их использования.
ООО "Стройальянс", Администрация Верховского района Орловской области, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Орловской области, Муниципальное образование - поселок городского типа Верховье Верховского района Орловской области в лице администрации поселка городского типа, уведомленные о рассмотрении дела надлежащим образом, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, что в соответствии со статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
В связи с чем, апелляционная жалоба Администрации Верховского района Орловской области рассмотрена по существу в отсутствие представителей лиц, надлежащим образом уведомленных о рассмотрении апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.11.2003 г. между Муниципальным образованием поселок Верховье Верховского района Орловской области (арендодатель) и Закрытым акционерным обществом "Приокский-Терминал" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым, арендодатель обязался сдать, а арендатор принять в аренду земельный участок из земель категории - земли поселения, с кадастровым номером 57:19:001 01 02:0001 площадью 35626 кв.м., расположенный по адресу: Орловская область, Верховский район, поселок Верховье, Нефтебаза (включая железнодорожный тупик). Согласно условиям данного договора, участок предоставлен для обслуживания производственных зданий и сооружений, а также заключен сроком на 49 лет.
Между ЗАО "Приокский-Терминал" (продавец) и ООО "Стройальянс" (покупатель) 02.03.2005 г. был заключен договор купли-продажи N 59/08, в соответствии с которым, продавец передал в собственность покупателя движимое и недвижимое имущество, расположенное по адресу: Орловская область, Верховский район, пос. Верховье, ул. Новосильская, д. 10, в том числе: здание насосной станции, инв. N 102в; блок производственного назначения, инв. N 1-1в; железнодорожный тупик, инв. N 2-3в; благоустройство территории нефтебазы, инв. N 2-1в; благоустройство территории, инв. N 2-65в.
24.06.2005 г. между Администрацией поселка Верховье Верховского района Орловской области (арендодатель) и ООО "Стройальянс" (арендатор) заключен договор аренды земли, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в краткосрочное пользование на условиях аренды земельный участок площадью 35626 кв.м., расположенный по адресу: Орловская область, Верховский район, поселок Верховье, ул. Новосильская, д. 10.
Согласно условиям данного договора, он был заключен на срок одиннадцать месяцев, с 24.06.2005 г. по 24.05.2006 г., арендная плата за 11 месяцев составила 344 859 руб. 68 коп.
28.11.2007 г. ООО "Стройальянс" обратилось к Главе администрации Верховского района Орловской области с заявкой N 119 на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, в которой просило приватизировать (выкупить) земельный участок, находящийся в государственной собственности, площадью 35626 кв.м., кадастровый номер 57:19:0010102:0001, расположенный по адресу: Орловская область, Верховский район, поселок Верховье, Нефтебаза (включая железнодорожный тупик).
04.03.2008 г. ООО "Стройальянс" обратилось к Главе администрации Верховского района с претензией N 10, в которой указало, что в нарушение положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Администрация Верховского района не приняла соответствующего решения в месячный срок по поданной обществом заявке на выкуп земельного участка, в связи с чем, Общество просило устранить допущенные нарушения и в течение 10 дней с момента получения претензии принять решение о предоставлении его в собственность земельного участка согласно заявке от 28.11.2007 г. N 119.
Главой Администрации Верховского района Орловской области в адрес ООО "Стройальянс" 13.03.2008 г. был направлен ответ, согласно которому, претензия Общества признана необоснованной, в связи с тем, что ООО "Стройальянс" необходимо по дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка от 27.11.2003 г. оформить свое право аренды на земельный участок.
Не согласившись с отказом Администрации Верховского района Орловской области в предоставлении в собственность ООО "Стройальянс" земельного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 35626 кв.м., кадастровый номер: 57:19:001 01 02: 0001, расположенного: Орловская область, Верховский р-н, городского типа Верховье, участок Нефтебаза (включая железнодорожный тупик), на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности, ООО "Стройальянс" обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Суд апелляционной инстанции считает, что рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действие (бездействие) может быть признан незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Указанный принцип отражен в пункте 1 статьи 35 ЗК РФ, согласно которому при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Аналогичное правило содержится в пункте 1 статьи 552 ГК РФ, в котором указано, что по договору продажи здания, строения, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Из смысла обеих норм следует, что права на земельный участок, занятый зданием, строением, сооружением, переходят к покупателю при переходе права собственности на здание, строение, сооружение.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что при рассмотрении споров, связанных с применением положений пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющих права покупателя недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, необходимо учитывать следующее.
Покупатель здания, строения, сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
При рассмотрении дела суд установил, что право собственности ООО "Стройальянс" на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке площадью 35626 кв.м., расположенном по адресу: Орловская область, Верховский район, поселок городского типа Верховье, ул. Новосильская, дом 10, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.05.2005 года N 57 АА 283891 на объект: блок производственного назначения, общая площадь 231,20 кв.м., литер А, расположенный по адресу: Орловская область, Верховский район, пос. Верховье, ул. Новосильская, д. 10; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.05.2005 года N 57 АА 283888 на объект: благоустройство территории н/базы, общая площадь 4644,20 кв.м., литер I, расположенный по адресу: Орловская область, Верховский район, пос. Верховье, ул. Новосильская, д. 10; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.05.2005 года N 57 АА 283887 на объект: благоустройство территории, общая площадь 1892,10 кв.м., литер II, расположенный по адресу: Орловская область, Верховский район, пос. Верховье, ул. Новосильская, д. 10; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.05.2005 года N 57 АА 283890 на объект: здание насосной станции, общая площадь 80,10 кв.м., литер Г, расположенный по адресу: Орловская область, Верховский район, пос. Верховье, ул. Новосильская, д. 10; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.05.2005 года N 57 АА 283889 на объект: железнодорожные пути, протяженностью 567 п.м., лит. VI, расположенный по адресу: Орловская область, Верховский район, пос. Верховье, ул. Новосильская, д. 10.
Согласно условиям пункта 1.1 договора купли-продажи N 59/08 от 02.03.2005 г., передаваемое имущество, расположено на участке размером 3,5626 га, находящемся в распоряжении Администрации Верховского района Орловской области.
Частью 3 статьи 552 ГК РФ предусмотрено, что при продаже недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Как подтверждается материалами дела, продавцом недвижимого имущества по договору N 59/03 от 02.03.2005 г. являлось ЗАО "Приокский-Терминал", которое использовало земельный участок, занятый переданной ООО "Стройальянс" недвижимостью, на основании договора аренды земельного участка от 27.11.2003 г.
Следовательно, ООО "Стройальянс" при переходе к нему права собственности на недвижимое имущество по договору N 59/03 от 02.02.2005 г., приобрело право аренды на спорный земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Следовательно, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. При этом право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01.01.2006 г. по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Согласно пункту 7 вышеуказанной нормы права, предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приобретение земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, при приобретении недвижимости в собственность собственник имущества вправе обратиться в уполномоченные органы местного самоуправления с заявлением о выделении земель, находящихся под объектами недвижимости и необходимых для их использования.
Ссылка Администрации на пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", который содержит разъяснение о том, что если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ, обоснованно не принята судом первой инстанции, поскольку указанное Постановление было принято до внесения изменений в п. 4 ст. 28 ЗК РФ Федеральным законом от 10.05.2007 г. N 69-ФЗ.
Кроме того, пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", введенной в действие Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2007 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" предусмотрено, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал, что ООО "Стройальянс" при переходе от ЗАО "Приокский-Терминал" права собственности на недвижимое имущество по договору купли-продажи N 59/03 от 02.03.2005 г., приобрело право на аренду земельного участка общей площадью 35626 кв.м., кадастровый номер 57:19:0010102: 0001, расположенного по адресу: Орловская область, Верховский район, поселок городского типа Верховье, участок Нефтебаза (включая железнодорожный тупик), в связи с чем, вправе приобрести в собственность находящийся у него на праве аренды земельный участок независимо от того обстоятельства, что договор аренды этого земельного участка был заключен ЗАО "Приокский-Терминал" после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 5 - 8 ст. 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно (в случае если недвижимость принадлежит нескольким лицам) обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно положений ст. ст. 33, 35 ЗК РФ заявитель вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.
Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005 г., в соответствии с которой, согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ предельные размеры площади земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорный земельный участок площадью 35626 кв.м., кадастровый номер 57:19:001 01 02: 0001, расположенный по адресу: Орловская область, поселок городского типа Верховье поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый план земельного участка выдан на основании проведенных межевых работ Федеральным государственным унитарным предпримем Орловским землеустроительным проектно-изыскательным предприятием "Орелгипрозем", которое изготовило межевое дело.
Согласно материалов межевого дела, проект границ земельного участка согласован с Комитетом по земельным ресурсам и Землеустройству Верховского района Орловской области, Администрацией поселка Верховье, Верховским районным отделов архитектуры, а также с правообладателями смежных земельных участков. Таким образом, межевое дело и постановка земельного участка на кадастровый учет подтверждают то обстоятельство, что земельный участок является единым объектом землепользования, а по всему периметру площадь участка огорожена бетонным забором.
Фактическое использование ООО "Стройальянс" земельного участка площадью 35626 кв.м. подтверждается внесением Обществом арендной платы за всю площадь земельного участка 35626 кв.м., расположенного по адресу: Орловская область, поселок городского типа Верховье, участок Нефтебаза. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, апелляционная инстанция учитывает, что определением Арбитражного суда Орловской области от 03.07.2008 г., Администрации было предложено представить технико-экономическое обоснование размера земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, с учетом функционального назначения объектов недвижимости со ссылкой на градостроительные нормативы и правила.
Однако, документов, обосновывающих размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих Обществу, Администрацией не представлено.
Довод Администрации о том, что поскольку Общество в своей заявке на предоставление в собственность земельного участка не указывает, какой вид деятельности будет производиться на данном земельном участке, в связи с чем, Администрация не имеет возможности рассчитать площадь земельного участка, занятой зданиями и необходимого для их использования, отклоняется апелляционной инстанцией ввиду следующего.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 года N 370 и не содержит документов, указывающих, какой вид деятельности будет производиться на приобретаемом земельном участке.
При таких обстоятельствах, учитывая, что из содержания пункта 5 статьи 36 ЗК РФ не следует права уполномоченных органов, по результатам рассмотрения заявления о выкупе земельного участка, принимать решение об изменении его границ, при условии предоставления заявителем кадастрового плана земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку, до подачи заявления на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка, данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, уменьшение его площади является неправомерным.
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и абзацу 2 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 г., рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность является для органов местного самоуправления обязательным.
Как усматривается из материалов дела, спорный земельный участок, на котором расположены объекты недвижимого имущества ООО "Стройальянс" на праве собственности, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, что также было подтверждено Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Орловской области.
Поскольку, наличие кадастрового плана земельного участка не является доказательством разграничения государственной собственности на земельный участок, так как изготовление межевого дела, постановка участка на государственный кадастровый учет, изготовление кадастрового плана границ земельного участка являются действиями, связанными с определением местоположения и установлением границ земельного участка, в связи с чем, довод Администрации о том, что государственная собственность на спорный земельный участок разграничена, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 14.02.2006 года и участок является муниципальной собственностью городского поселения Верховье, несостоятелен.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 г. N 106-ФЗ) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, право распоряжения земельным участком общей площадью 35626 кв.м., кадастровый номер 57:19:001 01 02: 0001, расположенным по адресу: Орловская область, Верховский район, поселок городского типа Верховье, участок Нефтебаза, принадлежит органу местного самоуправления муниципального района, а именно Администрации Верховского района Орловской области,
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Администрации Верховского района Орловской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность ООО "Стройальянс" земельного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 35626 кв.м., кадастровый номер 57:19:001 01 02: 0001, расположенного по адресу: Орловская область, Верховский район, поселок городского типа Верховье, участок Нефтебазы (включая железнодорожный тупик), на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Стройальянс" на праве собственности, являются незаконными и нарушающими права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Довод Администрации о том, что ООО "Стройальянс" пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, не может быть принят апелляционной инстанцией ввиду следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Отсутствие причин к восстановлению срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.03.2008 г. ООО "Стройальянс" обратилось в Администрацию с претензией, на которую 13.03.2008 г. Администрацией Верховского район подготовлен ответ, содержащий отказ в предоставлении в собственность земельного участка, обжалуемый Обществом.
Следовательно, трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, следует исчислять с 13.03.2008 г. Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением 19.05.2008 года, то есть в пределах срока, установленного законом.
Согласно п. 5 и п. 6 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм, Администрацией не представлены доказательства законности и обоснованности действий, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность Обществу с ограниченной ответственностью "Стройальянс" земельного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 35626 кв.м., кадастровый номер 57:19:001 01 02: 0001, расположенного по адресу: Орловская область, Верховский район, поселок городского типа Верховье, участок Нефтебазы (включая железнодорожный тупик), на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет, как несостоятельные, неподтвержденные материалами дела и основанные на неправильном толковании норм материального права, а также, поскольку они являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов суда, представленных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Орловской области от 03.09.2008 года по делу N А48-1902/08-11 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Верховского района Орловской области без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине с учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы подлежат перераспределению и относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ответчика.
Поскольку, при подаче апелляционной жалобы Администрацией Верховского района Орловской не была уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб., то указанная государственная пошлина подлежит взысканию с Администрации Верховского района Орловской в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 03.09.2008 года по делу N А48-1902/08-11 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Верховского района Орловской области - без удовлетворения.
Взыскать с Администрации Верховского района Орловской области, находящейся по адресу: Орловская область, п.г.т. Верховье, ул. 7-е Ноября, д. 6 в доход федерального бюджета расходы по государственной пошлине в размере 1000 руб.
На взыскание госпошлины выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1902/08-11
Заявитель: ООО "Стройальянс"
Ответчик: Администрация Верховского района
Третье лицо: ТУФА УФИ по Орловской области, МО п. г. т. Верховье Верховского района Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4874/08