18 августа 2008 г. |
Дело N А08-131/08-20 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Башкатовой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чаплыженский элеватор" на решение арбитражного суда Белгородской области от 06.06.2008 г. (судья Хлебников А.Д.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Чаплыженский элеватор" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области об обязании возвратить 388 904,09 руб.
при участии в судебном заседании:
от налогоплательщика: Бацан Н.А., представителя по доверенности б/н от 25.01.2006 г.;
от налогового органа: Гончарова В.А., начальника отдела по доверенности N 04-08/07016 от 17.04.2008 г.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Чаплыженский элеватор" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением об обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области (далее - инспекция, налоговый орган) возвратить 388 904, 09 руб., списанных со счета налогоплательщика в безакцептном порядке.
Решением от 06.06.2008 г. арбитражный суд Белгородской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой на него, ссылаясь на неполное выяснение судом фактических обстоятельств дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на нарушение инспекцией установленного порядка направления требования и принятия решения о взыскании спорной суммы за счет денежных средств налогоплательщика, а также установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации двухмесячный срок для бесспорного взыскания недоимки. По мнению общества, факт неправомерного бесспорного списания денежных средств в сумме 388 904,09 руб. установлен решением управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области N 120 от 23.07.2007 г., этим же решением требование и решение инспекции, на основании которых было произведено взыскание денежных средств, отменены.
Таким образом, общество считает, что списание инспекцией с его счета денежных средств в сумме 388 904,09 руб. на основании инкассового поручения от 28.03.2007 г. N 1243 является незаконным и, следовательно, денежные средства сумме 388 904,09 руб. подлежат возврату в порядке статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации как излишне взысканные.
Представитель налогового органа возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие у общества переплаты в спорной сумме в связи с возникновением у него задолженности по уплате восстановленной суммы пени после утраты обществом права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды и проведением налоговым органом зачета списанной с расчетного счета общества суммы 388 904,09 руб. в счет погашения этой задолженности
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области на основании заявления открытого акционерного общества "Чаплыженский элеватор" от 17.12.2001г. вынесено решение от 24.12.2001г. N 19 о предоставлении обществу права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, пеням и штрафам. В соответствии с данным решением, налогоплательщику предоставлена рассрочка погашения задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 1 137 981 руб., а также 15-ти процентов задолженности по пеням и штрафам в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 129 959 руб.
01.02.2002 г. инспекцией принято уточненное решение о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, пеням и штрафам N 19 в отношении задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в сумме 1 701 513 руб.
В соответствии с данным решением, налогоплательщику предоставлена рассрочка погашения задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды по страховым взносам в сумме 1 137 981 руб. (в том числе Пенсионный фонд - 1 043 722 руб., Фонд социального страхования - 87 942 руб., Государственный фонд занятости - 6 317 руб.), по пеням и штрафам в сумме 84 529 руб. - 15 процентов от суммы задолженности по пеням и штрафам 563 532 руб. (в том числе Пенсионный фонд - 69 240 руб., Государственный фонд занятости - 2 910 руб., федеральный фонд ОМС - 1 314 руб., территориальный фонд ОМС - 11 058 руб.). В отношении суммы 479 003 руб. - 85 процентов от суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе Пенсионный фонд - 392 400 руб., Государственный фонд занятости - 16 492 руб., федеральный фонд ОМС - 7 449 руб., территориальный фонд ОМС - 62 662 руб.) обществу представлена отсрочка уплаты до момента погашения рассроченной задолженности.
Как следует из уточненного решения инспекции от 01.02.2002 г., погашение задолженности должно было осуществляться обществом в течение пяти лет в соответствии с установленными графиками, в том числе задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 1 043 722 руб. подлежала погашению поквартально с 2002 г. по 2006 г. равными частями в размере 52 186,10 руб., задолженность по пеням и штрафам в Пенсионный фонд в сумме 69 240 руб. - поквартально с 2002 г. по 2006 г. равными частями в размере 3462 руб. Срок уплаты рассроченных платежей устанавливался не позднее 15 числа последнего месяца квартала, т.е. последний платеж по графику реструктуризированных платежей приходился на 15.12.2006 г.
Сумма задолженности по пеням и штрафам 479 003 руб., отсроченная к уплате до момента погашения рассроченной задолженности, по истечении 5 лет подлежала списанию при условии выполнения налогоплательщиком условий реструктуризации.
26.01.2007 г. инспекцией принято решение N 3127-10/09/01228 о прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам.
Основанием принятия указанного решения, как это следует из его текста, послужило наличие у налогоплательщика задолженности по графику погашения задолженности по платежам в Пенсионный фонд по сроку 15.12.2006 г. в сумме 8 899, 71 руб. В принятом решении налоговый орган указал на обязанность налогоплательщика уплатить указанную сумму задолженности, а также пени по платежам в Пенсионный фонд в сумме 388 904,09 руб., восстановленной к уплате в бюджет вследствие утраты налогоплательщиком права на реструктуризацию.
До принятия решения о прекращении действия решения о реструктуризации налоговым органом было направлено налогоплательщику требование N 310 от 15.01.2007 г. с предложением уплатить задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 15 748, 39 руб. и пени в сумме 461 698, 67 руб. в срок до 25.01.2007 г.
В связи с неисполнением требования N 310 от 15.01.2007 г. инспекцией было принято решение N 1516 от 28.03.2007 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в сумме 464 270, 14 руб., в том числе, налогов в сумме 8 899,71 руб., пени в сумме 455 370, 43 руб., на основании которого инкассовым поручением N 1243 от 28.03.2007 г. со счета налогоплательщика в Белгородском ОСБ N 8592 была списана сумма 388 904, 09 руб.
Общество, не согласившись с указанными ненормативными актами инспекции, в результате принятия которых с его расчетного счета были списаны денежные средства в сумме 388 904,09 руб., обратилось в порядке статьи 139 Налогового Кодекса Российской Федерации в управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области с жалобой, в которой просило отменить требование N 310 от 15.01.2007 г. и решение N 1516 от 28.03.2007 г. и признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области по бесспорному списанию со счета общества денежных средств.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области N 120 от 23.07.2007 г. названные ненормативные акты отменены, действия налогового органа признаны незаконными.
Посчитав сумму 388 904, 09 руб. излишне взысканной, общество 14.08.2007 г. обратилось в инспекцию с заявлением о возврате указанной суммы, в удовлетворении которого ему отказано письмом от 23.08.2007 г. по причине отсутствия факта излишней уплаты.
Полагая, что действия инспекции противоречат законодательству о налогах и сборах, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Рассматривая возникший спор, суд первой инстанции установил факт нарушения налогоплательщиком условий реструктуризации и наличие у него по состоянию на 31.12.2006 г. задолженности по уплате реструктуризированных страховых взносов в Пенсионный фонд в сумме 5 547 руб., реструктуризированной пени в сумме 7 720,1 руб.
Наличие указанной задолженности, как выяснил суд, обусловлено разногласиями между налоговым органом и налогоплательщиком относительно назначения платежей, произведенных по платежным поручениям N 669 от 15.12.2003 г. в сумме 5547 руб., N 271 от 21.04.2004 г. в сумме 21 846,94 руб., N 802 от 26.09.2005 г. в сумме 3 352,71 руб.
Проанализировав представленные налоговым органом и налогоплательщиком документы об уплате реструктуризированной задолженности по платежам в Пенсионный фонд и основываясь на сведениях о назначении платежа, указанных в соответствующих полях платежных поручений, суд пришел к выводу, что сумма 5547 руб. уплачена налогоплательщиком в счет погашения реструктуризированной задолженности по пене, сумма 3 352,71 руб. - в счет погашения реструктуризированной задолженности по страховым взносам, а сумма 21 846,94 руб. не имеет отношения к погашению реструктуризированной задолженности, так как в назначении платежа налогоплательщиком было указано на уплату пени за 2001 г., не включенной в реструктуризированную задолженность.
Отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что спорная сумма не является излишне взысканной, так как в связи с нарушением обществом графика платежей реструктуризированной задолженности оно утратило право на реструктуризацию задолженности и не подало заявление о восстановлении права на реструктуризацию после того, как узнало об отмене решения о реструктуризации. В связи с этим, по мнению суда первой инстанции, у общества возникла обязанность по уплате 392 340 руб. пени, подлежащей списанию лишь при исполнении налогоплательщиком условий реструктуризации задолженности.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанной позицией суда области.
Взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, является мерой принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренной статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Данный порядок применяется также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 9 статьи 46 Налогового кодекса).
Таким образом, Налоговый кодекс устанавливает определенный порядок принудительного взыскания налоговым органом недоимок по налогам, сборам, пеням во внесудебном порядке, при этом, возбуждение процедуры принудительного взыскания непосредственно связано с направлением налогоплательщику требования об уплате налога (сбора, пени).
Основанием направления налогоплательщику требования об уплате налога является, в силу статей 45, 70 Налогового кодекса (в соответствующих редакциях), неисполнение обязанности по уплате налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок или ненадлежащее исполнение обязанности в установленный срок.
Статьей 61 Налогового кодекса предусмотрена возможность изменения установленного срока уплаты налога путем переноса его уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации" утвержден порядок проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001 г. (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Постановления от 01.10.2001 г. N 699, реструктуризации подлежала задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001 г., но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, а также задолженность по пеням и штрафам, начисленным на имеющуюся по состоянию на 01.01.2001 г. задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 г. по дату принятия решения о реструктуризации задолженности.
Согласно пункту 2 Порядка, реструктуризация задолженности в отношении одной организации проводится одновременно во все государственные социальные внебюджетные фонды на основании решения налогового органа о рассрочке погашения задолженности в полном объеме по страховым взносам и 15 процентов - по начисленным пеням и штрафам на срок не более 5 лет, а также о списании 85 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Пунктом 6 Постановления от 01.10.2001 г. N 699 устанавливалось, что реструктуризация задолженности осуществляется по графикам, предусматривающим погашение задолженности равными частями, уплата которых, согласно пункту 4 Порядка, должна производиться не реже 1 раза в квартал.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате авансовых платежей по единому социальному налогу (взносу), если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10. 2001 г. N 699.
Согласно пункту 6 Порядка в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных абзацем первым пункта 5 Порядка, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия и о принятии предусмотренных законодательством мер к взысканию задолженности.
Таким образом, реструктуризация, предоставляемая налогоплательщикам на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2001г. N 699, по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового Кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога. Последствия неисполнения налогоплательщиком условий отсрочки или рассрочки уплаты налога предусмотрены статьей 68 Налогового кодекса.
В силу пунктов 4, 5 статьи 68 Налогового Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007 г.) при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из изложенного следует, что невыполнение налогоплательщиком условий реструктуризации задолженности влечет утрату им права на реструктуризацию и, соответственно, возникновение обязанности по уплате задолженности, право на реструктуризацию которой утрачено, не автоматически, как на это указал суд области, а после принятия налоговым органом соответствующего решения, причем, указанное решение может быть принято не позднее месячного срока с момента нарушения налогоплательщиком условий реструктуризации, а начало течения срока для добровольного исполнения обязанности по уплате восстановленной задолженности налоговое законодательство связывает с моментом получения налогоплательщиком извещения о прекращении действия отсрочки, рассрочки (в рассматриваемом случае - о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности).
По истечении месячного срока для добровольной уплаты восстановленной задолженности налоговый орган вправе возбудить процедуру принудительного взыскания задолженности, начинающуюся направлением требования об уплате налога, под которым статьей 69 Налогового кодекса понимается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Поскольку основанием для направления требования об уплате налога в данном случае является неисполнение обязанности по добровольной уплате задолженности, право на реструктуризацию которой утрачено, в требовании об уплате налога, направленном налогоплательщику, налоговый орган, согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса, обязан указать сумму подлежащей уплате в связи с этим обстоятельством задолженности, срок уплаты налога, определяемый в порядке, установленном пунктами 4, 5 статьи 68 Налогового кодекса, основание взимания налога, которым в данном случае является решение о прекращении действия решения о реструктуризации, иные сведения, установленные пунктом 4 статьи 69 Кодекса.
Возбуждение указанной процедуры до наступления срока на принудительное взыскание задолженности, равно как и нарушение установленного порядка взыскания является основанием для признания соответствующих действий и распорядительных документов налогового органа, которыми они оформлены, незаконными (недействительными).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налогоплательщиком в течение срока действия решения о реструктуризации нарушались сроки уплаты квартальных платежей в Пенсионный фонд, т.е., уплата производилась позднее 15 числа последнего месяца соответствующего квартала; в первом-третьем кварталах 2005 г. не производилась уплата пени в Пенсионный фонд по графику платежей; по состоянию на 15.12.2006 г. - последний срок уплаты реструктуризированных платежей по графику - допущена неуплата основной задолженности в сумме 5547 руб. и пени в сумме 7 720,1 руб.
Указанное обстоятельство является основанием для прекращения действия реструктуризации путем принятия соответствующего решения, и, поскольку последнее нарушение допущено налогоплательщиком 15.12.2007 г., такое решение подлежало принятию не позднее 16.01.2007 г.
Фактически решение о прекращении действия решения о реструктуризации кредиторской задолженности общества по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам N 3127-10/09/01228 инспекция приняла 26.01.2007 г., то есть по истечении установленного срока его принятия.
Кроме того, инспекция не представила суду доказательств направления в адрес налогоплательщика извещения об отмене решения о предоставлении права реструктуризации задолженности по страховым взносам от 01.02.2002 г. N 19 в срок, установленный пунктом 5 статьи 68 Налогового кодекса. В материалах дела имеется письмо от 13.09.2007 г. N 10-09/18203 и копия почтового конверта, из которых следует, что данное решение было направлено налогоплательщику лишь 16.09.2007 г. и получено им 18.09.2007 г.
При таких обстоятельствах, у инспекции не имелось оснований ни для направления налогоплательщику 15.01.2007 г. требования N 310 с предложением уплатить задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 15 748, 39 руб. и пени в сумме 461 698, 67 руб., ни для принятия 28.03.2007 г. решения N 1516 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика суммы 464 270, 14 руб., включая страховые платежи в сумме 8 899,71 руб. и пени в сумме 455 370, 43 руб., ни для выставления к счету налогоплательщика инкассового поручения N 1243 от 28.03.2007 г.
Поскольку все указанные действия по принудительному взысканию задолженности совершены налоговым органом с нарушением установленных сроков и порядка, списание денежных средств со счета налогоплательщика в Белгородском ОСБ N 8592 в сумме 388 904, 09 руб. является незаконным.
Также незаконным является отказ налогоплательщику в возврате денежных средств, списание которых с его расчетного счета произведено с нарушением установленного порядка.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Налогового кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей. При наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, возврат налогоплательщику производится после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом Российской Федерации в определении N 503-О от 27.12.2005 г. относительно конституционно-правового истолкования положений абзаца первого пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, денежные средства, перечисленные налогоплательщиком в бюджет на основании признанного впоследствии незаконным (недействительным) требования об уплате налога, подлежат безусловному возврату налоговым органом. Данное толкование применимо и к ситуации, когда денежные средства списаны налоговым органом на основании требования, отмененного впоследствии.
Указывая на возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате пени в сумме 392 340 руб. в связи с утратой им права на реструктуризацию и на право налогового органа произвести зачет списанной им суммы в счет погашения восстановленной суммы пени, суд области не учел, что такая обязанность могла возникнуть у налогоплательщика не ранее даты получения им решения об отмене права на реструктуризацию (18.09.2007 г.) при условии своевременного принятия налоговым органом такого решения.
Налогоплательщик с заявлением о возврате незаконно списанной денежной суммы обратился в налоговый орган 14.08.2007 г., указанное заявление получено инспекцией 15.08.2007 г. На приведенную дату у налогоплательщика не было обязанности по уплате восстановленной суммы пени.
Также судом не учтено, что зачет, исходя из анализа статьи 45, пункта 7 статьи 46, пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса, является одним из способов принудительного исполнения обязанности по уплате налога, следовательно, взыскание инспекцией задолженности по налогам (сборам) пени путем проведения зачета в порядке статьи 78 Налогового кодекса возможно только при условии соблюдения в отношении указанной задолженности порядка и сроков ее принудительного взыскания, установленных налоговым законодательством.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области N 120 от 23.07.2007 г. требование инспекции N 310 от 15.01.2007 г. и решение N 1516 от 28.03.2007 г. отменены в связи с несоответствием их налоговому законодательству.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).
В силу статьи 140 Налогового кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007 г.) по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе отменить акт налогового органа, по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение налогового органа - вправе отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение. Принятое решение обязательно для налогового органа, принявшего обжалуемый акт.
Следовательно, в силу отмены вышестоящим налоговым органом требования N 310 от 15.01.2007 г. и решения N 1516 от 28.03.2007 г., инспекцией порядок принудительного взыскания налога, необходимый для проведения зачета, не соблюден.
Кроме того, несоблюдение установленного порядка принудительного взыскания подтверждается следующим.
В нарушение пункта 5 статьи 69 Налогового Кодекса в требовании N 310 от 15.01.2007 г. в качестве основания для его направления в адрес общества отсутствует указание на решение от 26.01.2007 г. об отмене реструктуризации кредиторской задолженности общества, так как данное решение на момент вынесения требования N 310 от 15.01.2007 г. еще не было принято инспекцией. То есть, требование N 310 от 15.01.2007 г. вынесено инспекцией до наступления срока уплаты задолженности и пени, определяемого по правилам статьи 68 Налогового Кодекса, что противоречит статьям 69, 45 Налогового Кодекса.
Срок исполнения требования, указанный в нем - 25.01.2007 г., требование, в нарушение статей 69, 70 Налогового Кодекса, было вручено налогоплательщику 12.04.2007 г.
Решение N 1516 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в размере 464 270, 14 руб., принято инспекцией 28.03.2007 г., то есть по истечении двухмесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового Кодекса, что свидетельствует о его недействительности.
Таким образом, материалами дела доказан факт незаконного списания со счета налогоплательщика суммы 388 904,09 руб., факт поступления которой в бюджет налоговым органом не оспаривается.
Доказательств наличия у налогоплательщика задолженности по уплате платежей в бюджет того же уровня, в отношении которой налоговым органом соблюден установленный порядок ее взыскания, в материалах дела не имеется.
Исходя из изложенного, отказ налогового органа в возврате списанной со счета налогоплательщика денежной суммы 388 904,09 руб. является незаконным.
Вывод суда области об отсутствии оснований для возврата из бюджета спорной суммы не соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан с неправильным применением норм материального права.
Указанное обстоятельство является основанием для отмены судебного акта и для удовлетворения требований налогоплательщика.
Исходя из результатов рассмотрения спора, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом при обращении в арбитражный суд первой и апелляционной инстанции в сумме 10 278 руб., подлежат возмещению за счет налогового органа.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чаплыженский элеватор" удовлетворить, решение арбитражного суда Белгородской области от 06.06.2008 г. отменить.
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области возвратить открытому акционерному обществу "Чаплыженский элеватор" 388 904 руб. 09 коп. излишне взысканных денежных средств.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области в пользу открытого акционерного общества "Чаплыженский элеватор" 10 278 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-131/08-20
Заявитель: ОАО "Чаплыженский элеватор"
Ответчик: МИФНС РФ N8 по Белгородской области