г. Пермь
03 марта 2009 г. |
Дело N А71-12801/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е.Ю.
судей Савельевой Н.М., Нилоговой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Дмитриева А. А.: не явился
от заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: не явились
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Дмитриева А. А. (заявителя по делу)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 29 декабря 2008 года
по делу N А71-12801/2008,
принятое судьей Коковихиной Т.С.
по заявлению индивидуального предпринимателя Дмитриева А. А.
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
об оспаривании решения административного органа,
установил:
Индивидуальный предприниматель Дмитриев Андрей Анатольевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 34 от 03.12.2008г., вынесенного Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Министерство), которым заявитель был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 2 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.12.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Дмитриев А. А. (заявитель по делу), не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признав его незаконным.
Доводы жалобы сводятся к тому, что при рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в один день должностным лицом вынесены три постановления N 33, 34, 35 от 03.12.2008г., которые содержат признаки одного правонарушения и подлежат квалификации по ст.8.2.КоАП РФ. Законодательство не предусматривает возможность возбуждения дела об административном правонарушении по каждому выявленному факту, следовательно, основания для привлечения к ответственности за каждый выявленный факт отсутствуют.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ответчик по делу) с апелляционной жалобой не согласно по мотивам, изложенным в письменном отзыве, полагая, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным, обоснованным и полностью соответствующим обстоятельствам дела в связи с доказанностью в действиях предпринимателя состава вменяемого правонарушения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст.ст. 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, в период с 01 ноября 2008 г. по 28 ноября 2008 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР на основании приказа N 547-ГК от 28 октября 2008 г. (л.д.29) проведена плановая проверка деятельности индивидуального предпринимателя Дмитриева А.А. по соблюдению требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что ИП Дмитриев А.А. занимается производством тротуарной плитки и бетонных блоков по адресу: 427790, Удмуртская Республика, г. Можга, ул. Фалалеева, 6.
В результате деятельности ИП Дмитриева А.А. образуются отходы производства и потребления: 1 класс опасности - отработанные ртутные лампы; 3 класса опасности - обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более), отработанные трансмиссионные и моторные масла, аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом, отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (отработанные фильтры, загрязненные нефтепродуктами); 4 класс опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), смет с территории, покрышки отработанные; 5 класс опасности - отходы упаковочной бумаги незагрязненные, отходы упаковочного картона незагрязненные, мусор от уборки территорий и помещений оптово-розничной торговли промышленными товарами отходы полиэтилена в виде пленки, отходы жесткого пенопласта (исключая поливинилхлорид), отработанные накладки тормозных колодок, лом черных металлов, мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный, тара и упаковка, потерявшая потребительские свойства и брак, бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме; деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины.
На территории площадки по адресу: 427790, УР, г. Можга, ул. Фалалеева, 6, организованы места временного накопления и размещения отходов:
- для временного размещения отработанных масел выделено место в помещении автомастерской. Отработанные масла собираются в металлические бочки емкостью 200 л. (2 шт.). Отработанные нефтепродукты используются для смазки форм при изготовлении бетонных блоков;
- лом черных металлов, образующийся при ремонте автотранспорта, размещается на открытой асфальтированной площадке;
- мусор от бытовых помещений организаций несортированный, смет с территории, а также отходы, образовавшиеся при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта (обтирочный материал, загрязненный маслами, отработанные фильтры, тормозные колодки отработанные) размещаются в металлическом контейнере, установленном на открытой асфальтированной площадке. Мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный, тара и упаковка потерявшая потребительские свойства и брак, деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины и др. крупногабаритные отходы собираются на открытой асфальтированной площадке;
- отработанные покрышки, образующиеся при ремонте автотранспорта, размещаются на территории автостоянки.
В результате торговой деятельности ИП Дмитриева А.А., образующиеся отходы 4-5 классов опасности собираются в кипы, полиэтиленовые мешки и вывозятся на городскую свалку.
Для освещения помещений установлены люминесцентные лампы марки ЛБ-20 в количестве 230 шт., ЛБ-40-6 шт. Место временного накопления и хранения отработанных люминесцентных ламп отсутствует.
В акте проверяющим органом сделан вывод о наличии следующих нарушений в деятельности предпринимателя, осуществляющего деятельность по обращению с опасными отходами: 1. отсутствуют паспорта на опасные отходы 1, 3, 4, 5 классов опасности; 2. предпринимателем не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов; 3. деятельность в области обращения с опасными отходами 1, 3, 4, 5 классов опасности ведется в отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в отсутствие лимитов на размещение отходов.
Согласно протоколу N 34 от 27.11.2008 г. в вину предпринимателю вменено правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами 1, 3, 4, 5 классов опасности при отсутствии паспортов на опасные отходы (нарушение N 1 по акту проверки).
По результатам рассмотрения протокола и иных материалов проверки должностным лицом Министерства вынесено постановление от 03.12.2008г. N 34 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 2 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, предприниматель оспорил постановление в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при вынесении постановления.
Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г., Федеральным законом от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральным законом от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с действующим законодательством, лимиты на размещение отходов устанавливают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Федеральным законом N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации (ст. 14 Закона).
Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 818 от 26.10.2000г. и Приказом Министерства природных ресурсов РФ N 785 от 02.12.2002г. Форма паспорта опасных отходов и инструкция по его заполнению утверждена Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002г. N 785.
В соответствии с п. 5.1, п. 5.8. Методических рекомендаций о порядке осуществления производственного экологического контроля на территории Удмуртской Республики, утвержденные Приказом Министерства природный ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 08 августа 2005 г. N 29 в рамках осуществления производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды от отходов производства и потребления природопользователи обязаны иметь, в том числе паспорт опасных отходов.
Согласно ст. 11 и п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно статье 28 Федерального закона N 89-ФЗ, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, неисполнение индивидуальными предпринимателями требований Федеральных законов "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предъявляемых к деятельности по обращению с опасными отходами, является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в том случае, когда они осуществляют деятельность, в процессе которой образуются такие отходы.
Согласно постановлению N 34 от 03.12.2008г. о привлечении к административной ответственности в вину предпринимателю вменено совершение правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении деятельности по обращению опасными отходами 1, 3, 4, 5 классов опасности при отсутствии паспортов на опасные отходы.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель осуществляет производственную деятельность, в процессе которой образуются производственные отходы, относящиеся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом МПР России от 02.12.2002 г. N 786, к 1,3,4,5 классу отходов. Факт отсутствия на момент проверки паспортов опасных отходов предпринимателем не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств того, что предпринимателем принимались меры, направленные на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, которые позволили бы судить об отсутствии его вины, в материалах дела не имеется, арбитражному апелляционному суду не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что материалами дела событие административного правонарушения подтверждено и привлечение к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ произведено при наличии на то законных оснований, является верным.
Также суд первой инстанции обоснованно отметил отсутствие нарушений в процедуре привлечения к ответственности. Материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении от 27.11.2008г. N 34 составлен в присутствии предпринимателя, о чем имеется соответствующая запись. Постановление о назначении административного наказания от 03.12.2008г. N 34 вынесено также в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, при его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения административного дела. Наказание применено административным органом в размере 2 000 руб., т.е. в минимальном размере санкции, установленном для индивидуальных предпринимателей ст. 8.2 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.5 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого постановления со ссылкой на то обстоятельство, что по одному акту проверки было вынесено три постановления (кроме оспариваемого N 34, вынесены постановления - N 33 по факту осуществлении деятельности при отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также лимитов на размещение отходов и N 35 по факту отсутствия учета опасных - отходов л.д. 10-11, 15-18) подлежат отклонению.
По настоящему делу оспаривается постановление N 34 от 03.12.2008г., которым предпринимателю вменено в вину осуществление деятельности по обращению опасными отходами 1, 3, 4, 5 классов опасности при отсутствии паспортов на опасные отходы. Законность постановлений N 33 и N 35 предметом настоящего судебного спора не являлась.
Поскольку вменяемое нарушение правильно квалифицировано административным органом по ст.8.2 КоАП, наличие нарушения и вина предпринимателя установлены, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспариваемого постановления N 34 незаконным.
Кроме того, аналогичный довод был заявлен предпринимателем в суде первой инстанции и ему была дана надлежащая правовая оценка. Вывод суда о наличии трех фактов (событий) административных правонарушений и правомерности наложения штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ соответствует материалам дела и нормам ч. 1 ст. 2.1, ч. 1 ст. 28.2, ст. 4.1, ст. 4.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 29.12.2008г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дмитриева А. А. - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29 декабря 2008 года по делу N А71-12801/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дмитриева А. А. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е. Ю. Ясикова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12801/2008-А31
Истец: Дмитриев Андрей Анатольевич
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-952/09