г. Владимир |
|
17 апреля 2008 г. |
Дело N А79-6681/2007 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Урлекова В.Н., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Заглазеевой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования Чебоксарский авиационно-спортивный клуб им. А.В. Ляпидевского Совета Чувашской Республиканской организации Общероссийской общественной организации "Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.02.2008, принятое судьей Кузьминой О.С. по заявлению Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования Чебоксарский авиационно-спортивный клуб им. А.В. Ляпидевского Совета Чувашской Республиканской организации Общероссийской общественной организации "Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары от 15.05.2007 N 20-26/363/3259/3260.
В судебном заседании приняли участие представители Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования Чебоксарский авиационно-спортивный клуб им. А.В. Ляпидевского Совета Чувашской Республиканской организации Общероссийской общественной организации "Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО" - Денисов А.И. по доверенности от 01.02.2008; Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары - Владимиров А.А. по доверенности от 09.01.2008 N 05-22/011.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования Чебоксарский авиационно-спортивный клуб им. А.В. Ляпидевского Совета Чувашской Республиканской организации Общероссийской общественной организации "Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары (далее - инспекция, налоговый орган) от 05.03.2007 N 20-26/363/3259/3260 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 357 097 рублей 20 копеек за неуплату земельного налога за 2006 год, начислении к уплате земельного налога за 9 месяцев 2006 года в размере 1 785 486 рублей, земельного налога за 2006 год в размере 1 785 486 рублей, соответствующих пеней в размере 176 167 рублей 95 копеек.
Решением суда от 05.02.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. Считает, что суд неправильно применил нормы материального права, неполно исследовал представленные документы, обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 388, статьи 17, 38, 389, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, статьи 1, 22, пункт 6 статьи 19, пункт 3 статьи 14, пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", пункт 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N660, статьи 128, 130, 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 68-70 Земельного кодекса Российской Федерации, учреждение считает, что приобретение каких-либо прав на земельный участок возможно только после проведения кадастрового учета. Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, в срок не позднее 1 марта того же года.
По мнению заявителя, инспекция при проведении проверочных мероприятий в соответствии с приказом Минфина России от 20.06.2005 N 75н имеет все данные о налогооблагаемом объекте и возникновении обязательств по уплате земельного налога.
Учреждение, ссылаясь на Указ Президента Чувашской Республики от 03.10.2006 N 80 "О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике", указало, что на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике возложена обязанность к 01.07.2008 завершить разграничение собственности на землю и межевание земель с присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В соответствии с планом мероприятий по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике, утвержденным распоряжением Кабинета министров Чувашской Республики от 30.10.2006 N 295-р, в срок с 2006 года по второй квартал 2007 года администрация муниципальных районов и городских округов, Управление Роснедвижимости по Чувашской Республике, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Чувашской Республике" обязаны поставить земельные участки и объекты недвижимости на государственный кадастровый учет и государственный технический учет.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал изложенные доводы. Пояснил, что спорный земельный участок находился в пользовании спортивного клуба, его собственником являлись органы местного самоуправления. Земельный участок спортивным клубом оформлен не был, то есть участку не был присвоен кадастровый номер, он не был внесен в Единый государственный реестр земель, кадастровая стоимость земельного участка не была определена.
Считает, что доначисление инспекцией земельного налога за первые девять месяцев 2006 года, а также штрафных санкций произведено неправомерно, так как на момент проведения налоговой проверки земельный участок надлежаще оформлен не был, а значит, он не являлся объектом налогообложения.
До 01.01.2006 спортивный клуб был освобожден от земельного налогообложения. В связи с изменением законодательства земельный участок, находившийся в постоянном (бессрочном) пользовании необходимо было переоформить: выкупить или заключить договор аренды.
Буклетом "Кадастровая стоимость земельных участков на территории муниципального образования г. Чебоксары по состоянию на 01.01.2006" налоговый орган воспользовался необоснованно, так как участок не состоял на кадастровом учете
Инспекция, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, решение суда - законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель зарегистрирован постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары 25.01.1995.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка учреждения на основании расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2006 года и 2006 год и установлено, что на основании представленных учреждением расчета и декларации сумма налога к уплате в бюджет отсутствует.
Между тем согласно выданному учреждению свидетельству N ЧР-01-000219 постановлением Главы администрации г. Чебоксары от 02.08.1994 N 704/1 земельный участок площадью 111,82 га. предоставлен его в бессрочное (постоянное) пользование для военно-патриотического воспитания молодежи. Сведений об ограничении в обороте данного участка не имеется. Ставка земельного налога составляет 0,5 процента.
В соответствии со сведениями, предоставленными МУ "Земельное управление по г. Чебоксары", кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 428 388 680 рублей, кадастровая стоимость 1 кв.м. составляет 1 277 рублей 40 копеек.
По результатам проверки инспекцией оформлен акт от 04.04.2007 N 20-12/242/50/51, принято решение от 15.05.2007 N20-26/363/3259/3260 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 357 097 рублей 20 копеек за неуплату земельного налога за 2006 год, начислении к уплате земельного налога за 9 месяцев 2006 года в размере 1 785 486 рублей, земельного налога за 2006 год в размере 1 785 486 рублей, соответствующих пеней в размере 176 167 рублей 95 копеек.
Не согласившись с принятым инспекцией решением, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции на основании статей 17, 387, 389, 393, 396, пункта 1 статьи 388, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 3, 9 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", опубликованных в газете "Чебоксарские новости" от 01.03.2006 N33, постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 02.02.2006 N 18 "О порядке доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков", постановления администрации г. Чебоксары от 27.02.2006 N 33 "О внесении изменений в постановление администрации г. Чебоксары от 02.02.2006 N 18" пришел к выводу, что в 1, 2 кварталах 2006 года учреждение обладало спорным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и обязано было уплачивать спорный налог.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Статья 23 Кодекса предусматривает обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами, в том числе и свидетельством о государственной регистрации прав, которое выдается правообладателю земельных участков.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 12 указанной статьи установлено, что предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Согласно государственному акту N ЧР-01-000219 учреждению с 02.08.1994 в постоянное (бессрочное) пользование передан земельный участок площадью 111,82 га.
Следовательно, учреждение в спорный период являлось плательщиком земельного налога за указанный участок.
На основании пункта 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога определена кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 393 Кодекса).
В силу пунктов 1, 3 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пунктам 2, 6, 14 статьи 396 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Кодекса налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Земельный налог на территории Чувашской Республики установлен Положением о вопросах налогового регулирования в г. Чебоксары, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 10.06.2004 N 1287.
Главной Х Положения установлены налоговые льготы и ставка земельного налога, которая в 2006 году составила 0,5%.
Из имеющейся в материалах дела брошюры общедоступного пользования (том 3), изданной во исполнение постановления администрации г. Чебоксары от 02.02.2006 N 18 "О порядке доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков", усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка N У21:01:03 06 03:0056 составила 1569374794,8853 рубля.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра спорному участку в 2007 году присвоен кадастровый номер 21:01:03 06 03:0030.
Наличие у спорного участка условного кадастрового номера в 2006 году и присвоение кадастрового номера в 2007 году не влияет на обязанность учреждения по уплате спорного налога. Спор относительно идентификации данного участка отсутствует. Присвоение участку условного кадастрового номера не свидетельствует о его изъятии из соответствующей мониторинговой базы и о нераспространении на него кадастрового учета.
Материалами дела подтверждается, что 2006 году у заявителя имелась совокупность условий для соблюдения законодательства в области уплаты спорного налога
Согласно пунктам 10.4.1, 10.4.2 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 N 1287 в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Налогоплательщики - организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 5 дней по окончании срока представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу; уплачивают налог по истечении налогового периода не позднее 10 дней по окончании срока, установленного для представления налоговой декларации по налогу; по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налогоплательщики организации, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Обязанность по уплате спорного налога учреждением в установленный срок не исполнена.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о правомерности решения инспекции в данной части является верным.
В силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно начисление пеней в сумме 1 76167 рублей 95 копеек.
Как установлено в решении инспекции по состоянию на 15.05.2007, переплата по налогу у учреждения отсутствует.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления сумм налога или других неправомерных действий (бездействий) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Ввиду неуплаты заявителем земельного налога в установленный законом срок начисление инспекцией пеней и привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа является правомерным.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на учреждение.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.02.2008 по делу N А79-6681/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования Чебоксарский авиационно-спортивный клуб им. А.В. Ляпидевского Совета Чувашской Республиканской организации Общероссийской общественной организации "Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО" - без удовлетворения.
Взыскать с Негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования Чебоксарский авиационно-спортивный клуб им. А.В. Ляпидевского Совета Чувашской Республиканской организации Общероссийской общественной организации "Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6681/2007
Истец: НГОУ НПО "Чебоксарский АСК "РОСТО"
Ответчик: ИФНС по г. Чебоксары
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-952/08