г. Томск |
Дело N 07АП-4698/08 |
"24" сентября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2008 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой,
судей: В.А.Журавлевой, В.В.Кресса,
при ведении протокола судебного заседания судьей В.А. Журавлевой,
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
от третьих лиц:
от Инспекции ФНС России по г.Томску: Семенниковой Е.И. по доверенности от 09.01.2008 г.,
от Лушникова А.В.: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.06.2008 года
по делу N А45-6098/2008-52/139 (судья Абаимова Т.В.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Новосибирска к Обществу с ограниченной ответственностью "Юридическая компания"
третьи лица: Лушников А.В., Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску
о признании недействительной государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Новосибирска (далее - ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска, заявитель, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд Новосибирской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Юридическая компания" (далее - ООО "Юридическая компания", Общество) с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества за государственным регистрационным номером 2067017315341 от 15.09.2006 г.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.06.2008 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.06.2008 года отменить, требования удовлетворить, а также обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее - ИФНС России по г. Томску) исключить запись из единого государственного реестра юридических лиц за государственным регистрационным номером 2067017315341.
В обоснование жалобы податель указал на неправильное применение судом первой инстанции нормы материального права.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представлены.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г.Томску возражала против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик - ООО "Юридическая компания" и третье лицо-Лушников А.В. в порядке статьи 123 АПК РФ признаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания по последнему известному суду месту нахождения юридического лица и последнему известному месту жительства гражданина.
В порядке части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся заявителя, ответчика, заинтересованного лица.
Выслушав представителя ИФНС России по г.Томску, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по заявлению Общества 15.09.2006 г. регистрирующим органом произведена государственная регистрация изменений в сведения об ООО "Юридическая компания", касающихся местонахождения юридического лица: г. Новосибирск, пр. Дзержинского, 79, кв. 59, состава участников Общества - единственным участником общества является Лушников А.В.
В связи с изменением адреса нахождения юридического лица, регистрационное дело Общества передано из регистрирующего органа в Инспекцию ФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска.
В ходе проведения проверочных мероприятий налоговым органом установлено, что Лушников А.В. никакого отношения к финансово-хозяйственной деятельности ООО "Юридическая компания" не имеет, что подтверждается протоколом допроса свидетеля от 15.02.2008 г.; по указанному в учредительных документах адресу Общество не находится, о чем свидетельствует акт обследования от 15.02.2008 г.
Налоговый орган, полагая, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений о составе участников Общества, его месте нахождения, является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений в отношении ООО "Юридическая компания", обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.06.2008 г.по делу
N А45-6098/2008-52/139 в удовлетворении требований отказано на том основании, что ИФНС России по г.Томску решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 129 -ФЗ, в связи с чем оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 указанного Закона, у регистрирующего органа не имелось; каких-либо норм права, обязывающих регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений, заявитель не приводит; указанные сведения носят заявительный характер и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей. Кроме того, судом был сделан вывод о том, что право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, у налоговых органов имеется, однако требование о признании недействительной государственной регистрации изменений не может быть предъявлено к Обществу, представившему при обращении в регистрирующий орган недостоверные сведения. Суд первой инстанции также указал на недопустимость возникновения споров между налоговыми органами в процессе исполнения своих задач, разрешаемых в порядке арбитражного судопроизводства, поскольку это противоречит законодательно закрепленному принципу единства системы налоговых органов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Учитывая имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции ошибочными, при этом исходит из следующего.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (положение о Федеральной налоговой службе).
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 16 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей- акты уполномоченного Федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из вышеназванных норм материального права, у налогового органа имеется право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Как установлено статьей 18 Закона N 129-ФЗ, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Отказ в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ допускается в случае:
-непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
-представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
-предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Инспекцией ФНС России по г.Томску решение по государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 129 ФЗ, формально процедура регистрации изменений в учредительные документы данного юридического лица не была нарушена.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 129 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Статья 23 данного Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации обуславливает только непредставление определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в надлежащий регистрирующий орган.
Однако, указанные выше обстоятельства не могут означать, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г., но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений.
Данная позиция апелляционного суда подтверждается сложившейся правоприменительной практикой (постановления ФАС ЗСО от 16.01.2008 г. N Ф04-253/2008(725-А45-40), от 21.11.2007 г. N Ф04-8161/2007(40437-А46-26), от 20.02.2008 г. N Ф04-1021/2008(713-А03-40).
Факт осуществления государственной регистрации изменений на основании документов, содержащих недостоверные данные, подтверждается материалами дела: протокол допроса свидетеля Лушникова А.В. от 15.02.2008 г., протокол допроса свидетеля Лушниковой С.В. от 13.02.2008 года, свидетельство о государственной регистрации права на квартиру от 13.03.2003 года, акт обследования местонахождения ООО "Юридическая компания" по адресу: г. Новосибирск, проспект. Дзержинского, 79, кв. 59, от 15 февраля 2008 года.
Государственная регистрация юридического лица по документам, в которых представлены недостоверные сведения, нарушает права учредителя общества и влечет незаконное возложение на него предусмотренных законом обязанностей, а также нарушает права и законные интересы юридических и физических лиц, вступающих с обществом в финансово-хозяйственные отношения.
Предоставление ООО "Юридическая компания" недостоверных сведений о местонахождении общества, т.е. отсутствие информации о местонахождении Общества, нарушает права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о юридическом лице, а также нарушает права государства в лице налогового органа, Инспекции ФНС России по Дзержинского району г. Новосибирска, связанные с осуществлением налогового контроля в отношении налогоплательщика, установленные статьями 31,82, 83 Налогового кодекса РФ, в том числе по взысканию числящейся за организацией задолженности перед бюджетом РФ, а также проведение других, установленных законом, налоговых проверок.
Несоответствие выводов, изложенных в решении Арбитражного суда Новосибирской области от 23.06.2008 г. по делу N А45-6098/2008-52/139, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, являются основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта в силу пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с ООО "Юридическая компания" в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Новосибирска подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьей 110, статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.06.2008 года по делу N А45-6098/2008-52/139 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение от 15.09.2006 г. N 2067017315341 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменения в сведения о юридическом лице - Общество с ограниченной ответственностью "Юридическая компания".
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Юридическая компания" в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Новосибирска государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6098/2008-52/139
Истец: ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска
Ответчик: ООО "Юридическая компания"
Третье лицо: Лушников Алексей Валерьевич, ИФНС России по г. Томску