г. Пермь
22 апреля 2009 г. |
Дело N А50-2412/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.,
при участии:
от заявителя - ООО "Уральский лес": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края: Суслова Е.И., паспорт, доверенность от 17.04.2009г.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица-
Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 февраля 2009 года
по делу N А50-2412/2009,
принятое судьей Швецовой О.А.,
по заявлению ООО "Уральский лес"
к Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ООО "Уральский лес" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об отмене постановления Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края (далее - заинтересованное лицо) N 4-Л от 26.01.09г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В обоснование жалобы указывает на то, что состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, доказан административным органом, заявителем нарушены требования пунктов 7, 8 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР России от 16.07.2007г. N 184, на момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении срок для привлечения к ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
Представитель инспекции в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие вины общества и истечение срока давности привлечения к ответственности, учитывая, что длящимся вменяемое правонарушение не является.
ООО "Уральский лес" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Уральский лес" имеет лесорубочный билет N 143, выданный Соликамским лесхозом 13.12.06г., в соответствии с которым ему разрешено вырубить 2175 куб.м растущей древесины в делянке N 1 квартала N 60 Уральского участкового лесничества. Срок окончания заготовки и вывозки установлен 13.12.07г.
На основании ст. 96 Лесного кодекса РФ государственным краевым учреждением "Соликамское лесничество" проведено освидетельствование места вырубки в квартале N 60 делянки N 1 по названному лесорубочному билету, в ходе которого выявлены допущенные ООО "Уральский лес" нарушения Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ N 184 от 16.07.07г., о чем составлен акт от 30.06.08г.
По факту выявленных нарушений в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ Березниковским межрайонным природоохранным прокурором в отношении ООО "Уральский лес" принято постановление от 25.12.08г. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ - нарушение правил заготовки древесины. При этом прокурором установлено, что обществом при разработке лесосеки в нарушение п. 8 Правил заготовки древесины уничтожено подроста и молодняка, подлежащих сохранению, на площади 0,7 га и оставлено недорубов в объеме 60 куб.м.
26.01.09г. ответчиком в соответствии с компетенцией, установленной ст. 23.24 КоАП РФ, принято постановление N 4-Л. Данным постановлением заявитель привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ за нарушение правил заготовки древесины в виде штрафа в сумме 15 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ООО "Уральский лес" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом пропущен срок привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктов 7, 8 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР РФ от 16.07.2007г. N 184 рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог.
Изменение сроков рубки лесных насаждений и вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.
При заготовке древесины: а) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог; б) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, захламление лесов промышленными и иными отходами; в) требуется сохранять и приводить в надлежащее состояние нарушенные дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, реки; г) требуется производить снос возведенных построек, сооружений, установок и приспособлений, рекультивацию занятых ими земель в течение 6 месяцев после окончания вывоза древесины с лесосеки; д) запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению; е) запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях; ж) запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев, за исключением погибших.
Из текста оспариваемого постановления следует, что основанием для привлечения ООО "Уральский лес" к административной ответственности явились нарушения пунктов 28, 53 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 551 от 01.06.98г, а также пунктов 7, 8 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР России от 16.07.07г. N 184, а именно: оставление недорубов, отдельно стоящих деревьев, подлежащих рубке, в объеме 60 куб.м.; оставление срубленной, но не вывезенной древесины на лесосеке в объеме 10 куб.м.; уничтожение подроста и молодняка.
В силу ст. 28.2, ст. 28.4 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, а прокурором выносится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в которых указывается, в том числе событие административного правонарушения.
По факту оставления срубленной, но не вывезенной древесины протокол об административном правонарушении не составлялся и в постановлении прокурора это нарушение не указано, поэтому оно не может являться основанием для привлечения к ответственности, следовательно, вменяется заявителю неправомерно.
Вместе с тем уничтожение подроста и молодняка, подлежащих сохранению, на площади 0,7 га и оставление недорубов в объеме 60 куб.м в нарушение п. 8 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР России от 16.07.07г. N 184, которым установлено, что при заготовке древесины запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность по соблюдению правил заготовки древесины возлагается законом на лесопользователей, которым в данном случае является ООО "Уральский лес". Данных о том, что в период, предшествовавший выявлению правонарушений, общество предпринимало какие-либо действия, направленные на устранение допущенных нарушений, судом не установлено.
В данном случае общество должно было и имело возможность соблюсти установленные Правилами заготовки древесины требования, а несоблюдение таких правил не связано с обстоятельствами, не зависящими от заявителя.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие события и вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что нарушение данных Правил могло быть допущено только в период действия лесорубочного билета с 13.12.06г. по 13.12.07г., поскольку в материалах административного дела не отражено, что заготовка древесины на делянке N 1 квартала N 60 Уральского участкового лесничества осуществлялась заявителем после 13.12.07г. (срок окончания заготовки и вывозки).
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть принято по истечении двух месяцев со дня его совершения, а за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды - по истечении одного года со дня его совершения.
В рассматриваемом случае нарушение правил заготовки древесины не является длящимся правонарушением, поскольку обществу определен срок, в течение которого он был вправе и обязан с соблюдением требований действующего законодательства произвести заготовку древесины. По окончании же срока действия лесорубочного билета общество не вправе было производить какие-либо действия по заготовке древесины. Контролирующий же орган мог по окончании срока действия лесорубочного билета провести мероприятия контроля с целью соблюдения лесозаготовителем требований Правил.
Таким образом, нарушения совершены и закончены обществом в период до 13.12.07г., следовательно, срок для привлечения к ответственности за данное правонарушение истек 13.12.08г.
Довод апеллятора в обоснование того, что правонарушение является длящимся, в связи с тем, что нарушения не устранены до настоящего времени, подлежит отклонению, поскольку устранение нарушений является следствием их допущения, сами же действия, образующие состав административного правонарушения по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, окончены.
На основании изложенного доводы подателя апелляционной жалобы о том, что срок для привлечения к ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек, подлежат отклонению.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 26.01.2009г., то есть за пределами установленного срока давности, что является основанием для признания его незаконным и отмены.
Нарушений порядка производства по административному делу, установленного ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ, заинтересованным лицом не допущено. О времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела прокурором и рассмотрения дела заявитель был извещен надлежащим образом, что им не оспаривается.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 февраля 2009 г. по делу N А50-2412/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2412/2009-А12
Истец: ООО "Уральский лес"
Ответчик: Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2456/09