Требование: о признании незаконным отказа в регистрации, о признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации по договору аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
19 января 2009 г. |
Дело N А14-13348/2008/329/22 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей: Сергуткиной В.А.
Шеина А. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.
При участии в судебном заседании:
От ООО "ВоронежПромСтройЛес": Селиванов А.А.: директор, решение от 07.02.08 г., паспорт серии 20 01 N 795283 выдан Новоусманским РОВД Воронежской области 15.03.02 г.,
От УФРС по Воронежской области: Котова В.А. - главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения и судебной защиты по доверенности от 11.01.09 г. N 05-д, паспорт серии 20 03 N 209545 выдан Северным ОВД Коминтерновского района г.Воронежа 07.08.02 г.
От Управления лесного хозяйства Воронежской области: Бирюкова Е.Н. - консультант организационно-правового отдела по доверенности от 11.01.09 г. N 09/01.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение арбитражного суда Воронежской области от 13.11.08 г. по делу N А14-13348/2008/329/22, принятое судьей Ловчиковой Н.В., по заявлению ООО "ВоронежПромСтройЛес" к УФРС по Воронежской области с участием третьего лица: Управление лесного хозяйства Воронежской области, об оспаривании отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВоронежПромСтройЛес" заявлены требования о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы Воронежской области N 1/8/2008-816 от 06.10.2008 г. в государственной регистрации договора аренды лесного участка для заготовки древесины N 169 от 24.04.2008 г. площадью 17593,5 га, заключенного между Управлением лесного хозяйства Воронежской области и ООО "ВоронежПромСтройЛес", а также об обязании зарегистрировать указанный договор аренды.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 13.11.08 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом заявитель жалобы указывает на то, что в данном случае происходит не переоформление действующего договора, а новое предоставление лесного участка на новый срок, что не допустимо в силу п.5 ст.4 ФЗ РФ "О введение в действие Лесного Кодекса РФ" от 04.12.06 г. Предоставление участка лесного фонда на новый срок регламентируется ст.74 Лесного Кодекса РФ и осуществляется на аукционе. Таким образом, Управление полагает, что Управление лесного хозяйства нарушило порядок предоставление участка лесного фонда.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали свою правовую позицию по спору.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 14 по 19 января 2009.
Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между Управлением лесного хозяйства Воронежской области и ООО "ВоронежПромСтройЛес" заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 169 от 25.04.2008 г. сроком на 30 лет.
Согласно указанному договору заявитель является арендатором лесного участка для заготовки древесины площадью 17593,5 га, расположенного по адресу: Воронежская область,
Рамонский район, Воронежское лесничество, Борское участковое лесничество; Краснолесенское участковое лесничество (Борское лесничество, лесной массив Усманского бора (часть), квартала 1-68,70-120,69 (часть, выдела 1-32,36,37,39), площадь 6778.4 га (кадастровый (или условный) номер: 36-25:00-00-00:00:2004-1-208) Краснолесенское лесничество, лесной массив Усманского бора (часть), квартал 1 (часть, выдела 1-14,16- 18),2.4,5,6(часть, выдела 1-4,7-14), 7(часть, выдела 1-6,8-11), 9-11 (часть, выдела 1-6,8-26). 19-22 (часть, выдела 1,2,4-6,8-13), 24-27, 30-33, 38-41, 46-49, 53-56, 60-63, 68-71, 76-79, 80 (часть, выдела 1,2.8-10,18,19.24), 86-89, 90 (часть, выдела 1,5,8-10,14,15), 92-95, 96 (часть, выдела 1-3,9-11,14-16),98-102,104-107, площадь 3357,1 га (кадастровый (или условный) номер: 36:25:00-00-00:00:2004-1-274).
Лесной массив Усманского бора (часть) квартала 12,13,28,34-36,42-44,50,51,57,58 (часть, выдела 1- 22,24,25), 64-66, 72-74, 80 (часть, выдела 3-7,11-17,20-23,25-30), 81,82,90 (часть выдела 2-4,6,7, 11-13,16- 22), 96 (часть, выдела 4-8,12,13,17-23), площадь 1359.9 га (кадастровый (или условный) номер: 36:25:00-00-00:00:2004-1-209).
Лесной массив Усманского бора (часть) квартала
3,8,18,23,29,37,45,52,59,67,75,85,91,97,103 площадь 807 га ( кадастровый (или условный) номер 36:25:00-00-00:00:2004-1-207).
Новоусманский район, Воронежское лесничество, Тресвятское участковое лесничество, (Тресвятское лесничество, лесной массив Усманского бора (часть), квартала 4-9, 15-18, 22-25, 29-32, 36-38, 42-44, 48,49,52-54, 57-59, 62,65,66, 69-71,74-76,79-81,84,85,88 (часть выдела 1-11, 29), площадь 2700,1 га (кадастровый или (условный) номер 36:16:12( 1 ):00-00-00:00:2004-5-38).
Тресвятское лесничество, лесной массив Усманского бора (часть), квартала 1-3,12-14,19-21,26-28,33-35,39-41,45-47,50,51,55,56, 60 -64,67,68,72,73,77,78,82,83,86-89 (часть, выдела 1-12,20), 90 (часть, выдела1-11), площадь 2204,4 га (кадастровый (или условный) номер: 36:16:12( 1 ):ОО-ОО-ОО:ОО:2004- 5-37).
Тресвятское лесничество, лесной массив Усманского бора (часть) квартала 89 (часть выдела 13-19,21-25), 90 (часть, выдела 12-33), 92,94,95,96, площадь 251,6 га (кадастровый (или условный) номер:36:16:12( 1 ):00-00-00:00:2004-5-40).
Верхнехавский район, Воронежское лесничество, Тресвятское участковое лесничество(Тресвятское лесничество, урочище "Сычёво", квартал 10, площадь 135 га (кадастровый (или условный) номер: 36:07:00-00-00:00:2004-02-100).
Участок лесного фонда передан Истцу по акту от "25"апреля 2008 г.
05.06.2008 г. ООО "ВоронежПромСтройЛес" обратилось в УФРС по Воронежской области для регистрации вышеуказанного договора аренды лесного участка.
Однако 6 октября 2008 г. письмом N 01/8/2008-816, УФРС отказало ООО "ВоронежПромСтройЛес" в государственной регистрации договора аренды N 169 от 25.04.2008 г., заключенного в порядке приведения в соответствие с Лесным Кодексом Российской Федерации, сроком на 30 лет, сославшись на то, что у сторон договора не имелось оснований для изменения срока аренды, установленного в договоре от 07.11.2006.
Не согласившись с указанным отказом, ООО "ВоронежПромСтройЛес" обратилось за судебной защитой.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого акта в виду следующего.
Право заинтересованного лица обжаловать в арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации либо уклонение от регистрации предусмотрено ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 198 АПК РФ, ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" /далее - Закон и государственной регистрации/. При рассмотрении требования об обжаловании отказа в государственной регистрации прав действия регистрирующего органа подлежат проверке с точки зрения соответствия названному Закону.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 9 упомянутого Закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком , установленным статьей 13, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Из пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации следует, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им(ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. Кроме того, согласно пункту 2 данной статьи к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен статьей 17 Федерального Закона N 122-ФЗ от 21.07.97 (с изменениями), является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной (власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.97).
Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ закреплены основания для отказа в государственной регистрации прав.
Из материалов дела усматривается, что сообщением от 06.10.08 г. N 01/8/2008-816 в государственной регистрации отказано со ссылкой на абзац 4 п.1 ст.20 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку ранее заключенный договор аренды был заключен на срок 5 лет. По мнению регистрирующего органа для приведения договора аренды от 07.11.2006 г. в соответствие лесному законодательству договор аренды N 169 от 25.04.2008 г. должен был быть заключен на срок - 10 лет.
В силу ст. 26 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора.
Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 72 Лесного Кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса, на срок до сорока девяти лет, а в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 настоящего Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.
Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Перезаключение договора аренды участка лесного фонда с указанием его срока в 30 лет не привело к нарушению прав третьих лиц.
В соответствии со ст.4 Федерального Закона РФ о введении в действие Лесного Кодекса РФ N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Согласно Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом МПР России от 04.10.2007 N 258 Решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (далее - решение) должно содержать:
сведения о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество гражданина, в том числе гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем);
местоположение и площадь лесного участка;
вид использования лесов;
срок договора аренды лесного участка, срок действия договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (п.8 Порядка).
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2793), или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком (п.9 Порядка).
Судом установлено, что Решением Управления лесного хозяйства Воронежской области N 170 от 25.04.2008 г. ООО "ВоронежПромСтройЛес" вышеназванный лесной участок предоставлен в аренду сроком до 24.04.2038 г. (30 лет).
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что с учетом положений п. 3 ст. 72 Лесного Кодекса РФ срок договора аренды N 169 от 25.04.2008 г. - 30 лет определен в пределах срока, установленного действующим лесным законодательством.
Учитывая изложенное, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд области обоснованно указал на представление заявителем всех необходимых для регистрации договора аренды документов и на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации.
Действующее законодательство в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество не предоставляет права регистрирующему органу вмешиваться в договорные отношения сторон по сделке и давать оценку условиям договора .
В соответствии с частью первой статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
В соответствии с п. 6 Постановления от 01.07.96 Пленума ВАС РФ N 8, Пленума Верховного Суда РФ N 6 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Установив, что отказ в государственной регистрации договора противоречит требованиям закона и нарушает права заявителя, апелляционная инстанция признает отказ в государственной регистрации незаконным.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам участвующих в деле лиц дана надлежащая оценка, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Воронежской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Расходы по госпошлине в силу ст.110 АПК РФ относятся на ответчика, который при обращении с жалобой перечислил 1000 руб. госпошлины платежным поручением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266-268, п.1 ст.269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 13.11.08 г. по делу N А14-13348-2008/329/22 - следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Миронцева Н.Д. |
Судьи |
Шеин А.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13348/2008-329/22
Заявитель: ООО "ВоронежПромСтройЛес"
Ответчик: УФРС по Воронежской области
Третье лицо: Управление лесного хозяйства Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5926/08