г. Ессентуки |
Дело N А22-211/08/10-23 |
10 ноября 2008 г. |
регистрационный номер |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2008 г.,
полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2008 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.
Судей Мельникова И.М., Фриева А.Л.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Афанасьевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия
на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.09.2008
по делу N А22-211/08/10-23
по иску: КФХ "ИЦЛ" к Министерству сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия
третьи лица:
- Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия,
- Министерство финансов Республики Калмыкия.
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
о признании действий по уменьшению суммы субсидии незаконными и взыскании субсидии в сумме 878290 руб. (судья В.И. Токарева)
при участии в судебном заседании:
от КФХ "ИЦЛ" - глава КФХ Берсанова Я.В., Налышева Т.П. по доверенности от 01.03.2008, Вазирханов А.Я. по доверенности от 05.11.2008
от Министерства сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия - Мукубенов В.П. по доверенности от 22.09.2008 N 02-8/3086, Бадма-Гаряев Э.Л. по доверенности от 21.04.2008 N 02-7/1144
от Управления Федерального казначейства Республики Калмыкия - не явились, извещены (уведомление N 02139)
от Министерства финансов Республики Калмыкия - не явились, извещены (уведомление N 02137, 02136)
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - не явились, извещены (уведомление N 02138)
УСТАНОВИЛ:
Крестьянское (фермерское) хозяйство "ИЦЛ" (далее - КФХ "ИЦЛ") обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к Министерству сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия (далее - Минсельхоз РК) с привлечением третьих лиц: Управления федерального казначейства по Республики Калмыкия, Министерства финансов Республики Калмыкия о признании действий ответчика по отказу в выплате в полном размере субсидии незаконными и взыскании субсидии в сумме 878 290 руб.
Определением суда от 09.07.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора на стороне ответчика, привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования (дополнительное исковое заявление и ходатайство), заявив о признании действий ответчика по необоснованному уменьшению суммы субсидии, выделенной из федерального бюджета на возмещение ущерба сельскохозяйственному товаропроизводителю КФХ "ИЦЛ", нанесенного в результате засухи в 2007 году с 518,19 тыс. руб. до 58,09 тыс. руб. незаконными, признании недействительным п.26 Реестра по субсидии для возмещения ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям в связи с гибелью посевов сельскохозяйственных культур и многолетних плодовых насаждений вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2007 г. от 10.12.2007 за подписью и.о.министра сельского хозяйства Демкина О.В. и зам. начальника Управления ЭиФ Убушеева Э.Э. и взыскании недополученной субсидии в сумме 460,10 тыс. руб.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.09.2008 по делу N А22-211/08/10-23 иск удовлетворен; признаны действия Министерства сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия по уменьшению субсидии, выделенной из федерального бюджета на возмещение ущерба сельскохозяйственному товаропроизводителю КФХ "ИЦЛ", нанесенного в результате засухи в 2007 году незаконными, п. 26 Реестра по субсидии для возмещения ущерба от 10 декабря 2007 года за подписью и.о. Министра сельского хозяйства О.В. Демкина и зам. начальника Управления ЭиФ Э.Э. Убушеева недействительным. С Минсельхоза и продовольствия Республики Калмыкия за счет казны Республики Калмыкия в пользу крестьянского (фермерского) хозяйства "ИЦЛ" взыскано 460,10 тыс. руб. убытков, а также в доход федерального бюджета 2000 руб. государственная пошлина по первому требованию и 10 702 руб. с суммы иска.
Судебный акт мотивирован тем, что оказание помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от засухи за счет средств выделенных из федерального бюджета осуществлялось с нарушением действующего Порядка, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства от 29 ноября 2007 года N 597 и без учета фактически нанесенного ущерба. В результате незаконных действий уполномоченного органа по распределению субсидии, выраженных в форме реестра истцу причинены убытки в размере недополученной субсидии, которая согласно расчету, представленному истцом составляет 460,10 тыс. руб. Суд исходил из того, что факт причинения истцу убытков и причинная связь между действиями Минсельхоза и продовольствия РК подтверждены материалами дела доказаны, требование о возмещении убытков в сумме 460,10 тыс. руб.
Не согласившись с принятым решением, заявитель - Минсельхоз РК обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель указывает, что экспертная оценка, которая отражена в Акте N 11/1 от 24.09.07, носит рекомендательный характер и необязательна к применению. Минсельхоз РК, как уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенный правом по отбору получателей субсидии и определению причитающихся им сумм, законно и обоснованно осуществил расходование бюджетных средств согласно Реестру, исходя из эффективного и экономного использования бюджетных средств, а также ввиду отсутствия информации об объемах производства, результатах деятельности за предыдущий период.
Представители Минсельхоза РК - Мукубенов В.П. и Бадма-Гаряев Э.Л. доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснили, что субсидия выделена КФХ "ИЦЛ" не в полном объеме в виду того, что КФХ "ИЦЛ" не предоставляло отчетность по расходованию бюджетных средств.
КФХ "ИЦЛ" при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования, заявив отказ от иска в части требований о признании недействительным пункта 26 реестра по субсидиям из федерального бюджета от 10.12.2007 за подписью и.о.министра сельского хозяйства Демкина О.В. в части выделения КФХ "ИЦЛ" субсидий в сумме 58, 09 тыс. руб. В остальной части требования истец поддерживает.
Суд с учетом статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял отказ истца от иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
Производство по делу в части требований о признании недействительным пункта 26 реестра по субсидиям из федерального бюджета от 10.12.2007 за подписью и.о.министра сельского хозяйства Демкина О.В. в части выделения КФХ "ИЦЛ" субсидий в сумме 58, 09 тыс. руб. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
КФХ "ИЦЛ" в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Представители КФХ "ИЦЛ" - глава Берсанова Я.В., Налышева Т.П. и Вазирханов А.Я. доводы отзыва с учетом уточнений исковых требований поддержали, представили дополнительные документы для приобщения их к материалам дела, а именно: справку от 29.10.2008 N 53 и соглашение N 203 от 26.02.2007. Суд с учетом части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщил представленные документы к материалам дела в качестве доказательств.
Управление Федерального казначейства Республики Калмыкия просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом решения, ходатайствует о рассмотрении дела без участия его представителя. Суд удовлетворил ходатайство.
Министерство финансов Республики Калмыкия доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме, ходатайствует о рассмотрении дела без участия его представителя. Суд удовлетворил ходатайство.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отзыва не представило, будучи уведомленным надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Правильность решения суда от 08.09.2008 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.09.2008 по делу N А22-211/08/10-23 является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия заключено Соглашение о взаимодействии по финансированию мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства от 31.01.2007 N 16/17.
Согласно п.1.1 предметом соглашения является осуществление сторонами совместных действий по долевому финансированию расходов на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Республики Калмыкия.
Согласно п. 1.2 Соглашения Минсельхоз России в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 19 декабря 2006 года N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" должен был направлять Республике Калмыкия денежные средства, выделяемые из федерального бюджета по коду главы 082 по разделу 1100 "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на условиях долевого финансирования расходов, в форме субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса всех форм собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям потребительской кооперации, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Согласно п.1.3 Соглашения уполномоченный орган (Минсельхоз РК) перечисляет Бюджетные средства, указанные в п.1.2 Соглашения, получателям в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации и Минсельхозом России в пределах годовых объемов Бюджетных средств, утвержденных Республике Калмыкия.
Согласно подпункту "г" (дополнительное Соглашение от 30.11.2007 N 1425/17) пункта 2.2.1 Соглашения Уполномоченный орган использует Бюджетные средства для перечисления Получателям для возмещения ущерба, нанесенного сельскохозяйственным производителям в связи с гибелью посевов сельскохозяйственных культур и многолетних плодовых насаждений вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2007 году.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 597 утвержден Порядок предоставления в 2007 году из средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям в связи с гибелью посевов сельскохозяйственных культур и многолетних плодовых насаждений вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2007 году (далее по тексту Порядок).
Согласно п. 4 Порядка субсидии предоставляются для осуществления выплат по частичному возмещению ущерба в связи с гибелью посевов.
Пунктом 5 Порядка установлено, что определение получателей целевых средств и причитающихся им сумм целевых средств осуществляется уполномоченным органом на основании оформленных в установленном порядке первичных документов, подтверждающих гибель посевов сельскохозяйственных культур и многолетних плодовых насаждений из-за аномальных гидрометеорологических условий в 2007 году; результатов экспертизы, проведенной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, по уточнению данных о гибели посевов сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2007 году.
По поручению Правительства Российской Федерации от 04.09.2007 N МФ-П9-4349 Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр по чрезвычайным ситуациям в агропромышленном комплексе (ФГУП "РосНТЦагроЧС") проведена экспертная оценка ущерба на объектах растениеводства, пострадавших от чрезвычайной ситуации "Засуха" в республике Калмыкия.
Экспертиза проведена по документам, представленным Правительством Республики Калмыкия.
По результатам экспертизы необходимая финансовая помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Калмыкия из федерального бюджета была определена в сумме 121371,88 тыс. руб.
Вместе с тем, согласно приложению N 63 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2007 год" Республике в 2007 году из федерального бюджета было выделено 71398,6 тыс. рублей или 59% от суммы ущерба.
С учетом этого выделенные средства подлежали распределению между получателями субсидий в размере 59% от суммы ущерба в соответствии с Порядком предоставления субсидий на основании первичных документов и результатов экспертизы.
Актами на списание, актом экспертной оценки N 11/1 от 24.09.2007 подтверждается и не оспаривается сторонами, что ущерб КФХ "ИЦЛ" от стихийного бедствия определен в размере 878,29 тыс. руб. Возмещение ущерба КФХ "ИЦЛ" должно было быть выделено 518,19 тыс. руб., что составляет 59% от суммы ущерба.
Согласно реестру по субсидии и данным отчета об использовании целевых средств по Республике Калмыкия КФХ "ИЦЛ" в частичное возмещение ущерба перечислено только 58,09 тыс. руб. или 6.6%.
Суд правомерно указал на необходимость соблюдения пропорционального равенства интересов хозяйств, понесших ущерб в результате засухи.
Ссылка Минсельхоза РК на то, что при выделении КФХ "ИЦЛ" были учтены иные критерии распределении финансовой помощи, не может быть принята судом во внимание, поскольку это противоречит Порядку и выводам экспертизы.
Довод заявителя о том, что экспертная оценка, которая отражена в Акте N 11/1 от 24.09.07, носит рекомендательный характер и необязательна к применению, является необоснованным и подлежит отклонению.
Определение получателей целевых средств и причитающихся им сумм установлено пунктом 5 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза N 597, то есть нормативным актом. Согласно указанному пункту Порядка предоставления субсидии одним из оснований для определения ее получателей являются результаты экспертизы.
В результате незаконных действий уполномоченного органа по распределению субсидии, выраженных в форме реестра истцу причинены убытки в размере недополученной субсидии, которая согласно расчету, представленному истцом составляет 460,10 тыс. руб. Расчет произведен исходя из того, что возмещению подлежал ущерб в размере 59% от суммы ущерба согласно экспертной оценки Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Право лица на возмещение причиненных ему убытков предусмотрено статьями 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт причинения КФХ "ИЦЛ" убытков и причинной связи между действиями Минсельхоза и продовольствия РК и неблагоприятными последствиями подтвержден материалами дела.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Министерства сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия по уменьшению субсидии, выделенной из федерального бюджета на возмещение ущерба сельскохозяйственному товаропроизводителю КФХ "ИЦЛ", нанесенного в результате засухи в 2007 году являются незаконными, нарушающими Соглашение о взаимодействии по финансированию мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства от 31.01.2007 N 16/17 и Порядок предоставления в 2007 году из средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям в связи с гибелью посевов сельскохозяйственных культур и многолетних плодовых насаждений вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2007 году, утвержденный Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 597.
Требования КФХ "ИЦЛ" о возмещении причиненных ему убытков в сумме 460,10 тыс. руб. являются правомерными и подлежат удовлетворению в порядке статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации
Поскольку субсидии были перечислены Минсельхозу РК в полном объеме, суд правомерно взыскал ущерб, причиненный КФХ "ИЦЛ" с Минсельхоза РК.
Доводы жалобы о том, что субсидия выделена КФХ "ИЦЛ" не в полном объеме в виду того, что КФХ "ИЦЛ" не предоставляло отчетность по расходованию бюджетных средств, отклоняется, поскольку указанным Порядком не предусмотрено такое условие отказа в предоставлении финансовой помощи хозяйству, как непредставление отчетности. Суд также учитывает, что КФХ "ИЦЛ" предоставляет отчетность в статистические органы и в налоговую инспекцию. Сведений о нарушении КФХ "ИЦЛ" порядка использования бюджетных средств суду не представлено. Вся информация об объемах производства, результатах деятельности за предыдущий период отражена в заключении эксперта.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и установил доказательства, выводы суда в целом соответствуют обстоятельствам и материалам дела, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 49, 150, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ Крестьянского (фермерского) хозяйства "ИЦЛ" от иска в части требований о признании недействительным пункта 26 реестра по субсидиям из федерального бюджета от 10.12.2007 за подписью и.о.министра сельского хозяйства Демкина О.В. в части выделения КФХ "ИЦЛ" субсидий в сумме 58, 09 тыс. руб.
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.09.2008 по делу N А22-211/08/10-23 в этой части отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.09.2008 по делу N А22-211/08/10-23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
И.М. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-211/08/10-23
Истец: КФХ "Ицл"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия
Третье лицо: Управление Федерального казначейства Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации