г. Томск |
Дело N 07АП-6735/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: А. В. Солодилова,
С. Н. Хайкиной,
при ведении протокола судебного заседания судьей помощником судьи И. М. Казариным,
при участии:
от заявителя: без участия, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: без участия, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.09.2008 года по делу N А27-6713/2008-2 (судья С. Е. Петракова)
по заявлению закрытого акционерного общества "Новая аптека" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области о признании недействительным требования N 7472 от 14.05.2008 г. и обязании возвратить незаконно взысканные пени,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Новая аптека" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным требования N 7472 от 14.05.2008 г. в части незаконно предъявленных к взысканию пеней в размере 1 127,73 рублей и об обязании возвратить незаконно взысканные пени в размере 1 127,73 рублей.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.09.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением суда, налоговый орган обратился в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает на то, что пени были начислены обществу в связи с несвоевременной уплатой налога; что несоответствие требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа положениям статьи 69 НК РФ не является безусловным основанием для признания его недействительным; что судом неверно распределена взыскиваемая госпошлина.
Общество и налоговый орган, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили. Суд считает возможным в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
14.05.2008 г. налоговым органом в адрес общества было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 7472, в соответствии с которым обществу надлежало уплатить в бюджет единый налог на вмененный доход (срок уплаты 25.04.2008 г.) в размере 9 946 рублей и пени по состоянию на 11.05.2008 г. в размере 1 323,47 рублей.
17.06.2008 г. с расчетного счета общества были списаны денежные средства в уплату требования N 7472.
Не согласившись с указанным требованием, общество оспорило его в судебном порядке и с учетом уточнений просило признать недействительным требование N 7472 от 14.05.2008г. в части начисленных пени в размере 1127,73 рублей и обязать налоговый орган перечислись на расчетный счет заявителя указанную сумму.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что, во-первых, у налогового органа отсутствовали законные основания для предъявления данного требования; во-вторых, требование налогового органа не соответствует положениям статьи 69 Налогового кодекса РФ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поэтому пени начисляются в случае просрочки уплаты налогоплательщиком налога.
Налоговым органом было выставлено требование N 7472, в соответствии с которым обществу подлежало уплатить пени, исчисленных за несвоевременную уплату ЕНВД за период с 1 квартала 2006 г. по 1 квартал 2008 г.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что начисление пени за указанный период осуществлено инспекцией безосновательно.
Так, согласно решению Арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2008 г. по делу N А27-11155/2007-6, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.08.2008 г. по делу N Ф04-5029/2008(9976-А27-29), были установлены обстоятельства, указывающие на отсутствие оснований для начисления пеней обществу за 1 квартал 2006 г.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ указанные обстоятельства не доказываются вновь.
Согласно выписке из лицевого счета общества, сформированной налоговым органом и не оспоренной им, задолженность по ЕНВД за период со 2 квартала 2006 г. по 4 квартал 2007 г. была уплачена обществом 14.02.2008 г.
Учитывая, что пени были начислены обществу по состоянию на 11.05.2008 г. подлежит отклонению довод апеллянта о том, что пени были начислены обществу в связи с несвоевременной уплатой налога.
Кроме того, выставленное налоговым органом требование N 7472 от 14.05.2008 г. не соответствует положениям статьи 69 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Из пункта 8 статьи 69 Налогового кодекса РФ следует, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога (пени), а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Как следует из вышеприведенных положений данные об основаниях взимания налога, а равно пени, должны содержать как минимум указание на налоговый период, за который образовалась недоимка по налогу (задолженность по пене), и размер неисполненной налогоплательщиком обязанности (в данном случае пенеобразующей суммы), поскольку в противном случае невозможно будет определить, какие именно обязанности по уплате налогов либо пени предлагается исполнить налогоплательщику.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны содержаться сведения о размере недоимки, дате, с которой начисляются пени, и ставка пени, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности их начисления.
Следовательно, налогоплательщик, исходя из содержания требования об уплате налога, пени, должен быть в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме должен внести обязательные платежи.
Судом первой инстанции обоснованно установлено и подтверждено материалами дела, что в оспариваемом требовании инспекцией не отражены: периоды образования недоимок, периоды начисления сумм пеней, а также отсутствуют подробные данные об основаниях взимания пеней.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что представленный налоговым органом подробный расчет пеней от 29.08.2008 г. N 16-03-11 по требованию N 7472 не подтверждает сумму пени, указанную в самом требовании N 7472, в связи с чем не представляется возможным проверить правильность исчисленного налоговым органом размера пени.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что требование N 7472 от 14.05.2008 г. не соответствует положениям статьи 69 Налогового кодекса РФ.
Арбитражный апелляционный суд признает необоснованным довод налогового органа о том, что судом неверно была распределена взыскиваемая госпошлина.
Общество обратилось в суд первой инстанции с требованиями о признании недействительным требования N 7472 от 14.05.2008 г. в части незаконно предъявленных к взысканию пеней в размере 1 127,73 рублей и об обязании возвратить незаконно взысканные пени.
Таким образом, заявление общества содержит два самостоятельных требования: неимущественного (о признании недействительным требования) и имущественного (об обязании возвратить незаконно взысканные пени) характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче организацией заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 2 000 рублей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 50000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 500 рублей.
Таким образом, при предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины обществу с налогового органа подлежит взысканию в бюджет сумма государственной пошлины в размере 2 500 рублей.
Учитывая совокупность установленных судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятое Арбитражным судом Кемеровской области решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение жалобы апелляционным судом подлежат взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.09.2008 года по делу N А27-6713/2008-2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области в бюджет сумму государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 250 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
А. В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6713/2008-2
Истец: ЗАО "Новая аптека"
Ответчик: МРИ ФНС России N5 по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6735/08