г. Пермь
01 апреля 2009 г. |
Дело N А50-6574/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С. Н.,
судей Гуляковой Г.Н., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Келлер О.В.,
при участии:
от истца Насыровой Э. А.: представителя Бачурина Д.Л. (удостоверение N 2179, доверенность от 02.12.2008),
от ответчиков Департамента имущественных отношений администрации г. Перми: представителя Ялалова Ю.З. (удостоверение N 1408, доверенность от 08.12.2008 N 240),от МУ "Жилищная служба Индустриального р-на г. Перми": представителя Губайдуллиной А.Р. (паспорт 5708 N 287329, доверенность от 05.12.2008),от МУ "Пермское городское имущественное казначейство", Управления федерального казначейства по Пермскому краю, Администрации г. Перми: не явились,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца индивидуального предпринимателя Насырова Э. А.
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 января 2009 года
по делу N А50-6574/2008,
принятое судьей Удовихиной В.В.
по иску индивидуального предпринимателя Насыровой Э. А.
к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, МУ "Жилищная служба" Индустриального р-на г. Перми, МУ "Пермское городское имущественное казначейство", Управлению федерального казначейства по Пермскому краю, Администрации г. Перми
о взыскании 780 270,98 руб.,
установил:
Индивидуальный предприниматель Насырова Эллина Азмугаяновна (далее - истец, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском (с учетом принятого судом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ - т.2, л.д. 128-130) к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Перми (далее - Департамент) о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 336 071,04 руб. по акту о приеме выполненных работ за апрель 2006 года, 313 704,4 руб. по акту о приеме выполненных работ за июль 2006 года, 1095,87 руб. по состоянию на 01.01.2007, 380 146,65 по состоянию на 01.10.2008, процентов от указанных сумм основного долга, образовавшиеся в период с 01.05.2006 по 02.12.2008 в размере 91 344,1 руб., в размере 76 951,69 руб. за период с 01.08.2006 по 02.12.2008, за период с 01.01.2007 по 02.12.2008 в размере 221,25 руб., 7869,03 руб. за период с 01.10.2008 по 02.12.2008, а также процентов с указанных сумм основного долга за период с 02.12.2008 по день вынесения судебного решения, сумму 17 537,02 руб. уплаченную в виде госпошлины при подаче искового заявления.
Определением суда от 26.12.2008 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены МУ "Жилищная служба" Индустриального района г. Перми, МУ "Пермское городское казначейство", Управление федерального казначейства по Пермскому краю, Администрация г.Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе истец приводит следующие доводы.
Ремонт в помещении был проведен в рамках договорных отношений, то есть в рамках договора аренды N 1558-05И, действующего в 2005 году. При этом позиция истца основана на том, что, поскольку следующий договор N1785-06И, подписанный между сторонами на срок с 01.08.2006, не прошел государственную регистрацию, права и обязанности сторон регулируются ранее заключенным договором аренды. Также истец не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что безусловная компенсация затрат на капитальный ремонт договором не предусмотрена. Необоснованно, по мнению истца, отклонены и его доводы о том, что компенсация арендодателем частично затрат на капитальный ремонт (в сумме 470 969,11 руб.) являются дополнительным соглашением к договору аренды. Выводы суда первой инстанции об отсутствии доказательств того, что проведенный капитальный ремонт не связан с хозяйственной деятельности предпринимателя, по мнению истца, не имеет правового значения для разрешения рассматриваемого спора. Истец указывает, что размер затрат на ремонт подтвержден строительно-технической экспертизой, первоначально Департаментом компенсировались затраты на ремонт имущества. Действий по регистрации договора аренды N 1785-06И Департамент не предпринимал. Департамент, без установленных законом или сделкой оснований, улучшил принадлежащее ему имущество за счет истца, что свидетельствует о неосновательном обогащении и подлежит взысканию в пользу истца.
От ответчика Департамента поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта. В частности, Департамент ссылается на то, что довод истца о пролонгации договора аренды N 1558-05И от 27.04.2005 на неопределенный срок исследован судами в рамках судебного дела N А50-652/2008 и отклонен как необоснованный.
От Муниципального учреждения "Содержание объектов инженерной инфраструктуры" правопреемника муниципального учреждения "Пермское городское имущественное казначейство" поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. К данному заявлению приложены копии постановления администрации г. Перми от 29.08.2008 N 828, постановления администрации г. Перми от 24.12.2008 N 1231, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.
Управление Федерального казначейства по Пермскому краю (ответчик) направило заявление от 25.03.2009 N 12-12/3100 о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, Администрация г. Перми, муниципального учреждения "Пермское городское имущественное казначейство" извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили, что в соответствии с ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. 48 АПК РФ, произведена замена ответчика - муниципальное учреждение "Пермское городское имущественное казначейство" - на правопреемника Муниципальное учреждение "Содержание объектов инженерной инфраструктуры" на основании п. 1 постановления администрации г. Перми от 29.08.2008 N 828, постановления администрации г. Перми от 24.12.2008 N 1231, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 59 N 003724725.
В судебном заседании истец доводы апелляционной жалобы поддержал, на отмене судебного акта настаивал, пояснил суду, что капитальный ремонт помещений проведен в связи с тем, что арендуемое имущество передано в неудовлетворительном состоянии. Документов, подтверждающих аварийное состояние объекта, не имеет.
Ответчики Департамент и МУ "Жилищная служба" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в их письменных отзывах.
Департамент пояснил суду, что данному спору предшествовал судебная тяжба по иску Департамента имущественных отношений администрации г. Перми к предпринимателю Насыровой Э.А. о взыскании 846 956,49 руб. неосновательного обогащения и 35 200,87 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за пользование без правовых оснований недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Экскаваторная, д.58 за период с октября 2006 года по сентябрь 2007 года. На данный момент спорное помещение передано в аренду ООО "ТРЭК".
По устному ходатайству Департамента к материалам дела приобщены копии актов приема-передачи объекта муниципального арендного фонда от 01.03.2005, от 01.08.2006, копия постановления Федерального арбитражного суда Уральского круга от 07.08.2008 по делу N А50-652/2008.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между предпринимателем (Арендатор), Департаментом имущественных отношений Администрации г.Перми (Арендодатель), МУ "Жилищная служба Индустриального района" (Балансодержатель) 27.04.2005 заключен договор аренды N 1558-05И встроенного нежилого помещения на 1-м этаже в пристрое к 5-ти этажному жилому дому, находящегося по адресу: г.Пермь, ул.Экскаваторная, д.58 для использования объекта "торговля, производство продуктов питания, закусочная, склад" на срок с 01.03.2005 по 27.02.2006 (т.1 , л.д.10-18).Помещение передано по акту от 01.03.2005.
В апреле и июле 2006 года предпринимателем в указанном помещении произведен ремонт капитального характера.
08.09.2006 истцом (Арендатор), Департаментом имущественных отношений Администрации г. Перми (Арендодатель), МУ "Жилищная служба Индустриального района" (Балансодержатель) был подписан договор N 1785-06И аренды встроенного нежилого помещения на 1-м этаже в пристрое к 5-ти этажному жилому дому, находящегося по адресу: г.Пермь, ул.Экскаваторная, д.58 (л.д.10-18 т.1) для использования объекта "торговля, производство продуктов питания, закусочная, склад" на срок с 01.08.2006 по 01.08.2011. 01.08.2006 помещение передано предпринимателю по акту.
Договор N 1785-06И на момент подачи иска не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями ст.651 ГК РФ.
Истец, полагая, что капитальный ремонта произведен в рамках пролонгированного договора аренды от 27.04.2005 N 1558-05И (ввиду отсутствия регистрации последующего договора от 08.09.2006 N 1785-06И) обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Департамента имущественных отношений Администрации г. Перми неосновательного обогащения в сумме стоимости ремонта, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.
В удовлетворении иска судом первой инстанции отказано, при этом указанные доводы истца отклонены по следующим основаниям.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договор аренды от 27.04.2005 прекратил свое действие в связи с подписанием сторонами нового договора аренды от 08.09.2006. На момент подписания договоров аренды истец знал о недостатках передаваемого в аренду имущества, а также что обязанность по проведению капитального ремонта возложена договором не на арендодателя. Истцом не представлено достаточных доказательств в подтверждение доводов о возникновении у Департамента обязанности по возмещению затрат на проведение работ по капитальному ремонту.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, заслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как видно из материалов дела, первоначально помещение по адресу: г.Пермь, ул.Экскаваторная, д.58 по передано предпринимателю по акту от 01.03.2005.
27.04.2005 с предпринимателем заключен договор аренды данного имущества N 1558-05И на срок с 01.03.2005 по 27.02.2006 (т.1 , л.д.10-18).
Отсутствие факта пролонгации данного договора установлено судами при рассмотрении дела N А50-652/2008 по иску Департамента имущественных отношений администрации г. Перми к предпринимателю Насыровой Э.А. о взыскании 846 956,49 руб. неосновательного обогащения и 35 200,87 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами (постановление кассационной инстанции от 07.08.2008 N Ф09-5033/08-С6).
Данный вывод в силу положений ст. 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение при разрешении настоящего спора и не подлежит доказыванию (установлению) вновь.
Таким образом, договор аренды N 1558-05И прекратил свое действие 27.02.2006.
Подписанный сторонами в последующем договор аренды от 08.09.2006 N 1785-06И содержит условия о сроке аренды более 1 года. Данный договор не зарегистрирован в установленном законом порядке, то есть в соответствии с положениями п. 2 ст. 609, п. 3 ст. 433 ГК РФ не является заключенным, а значит, не порождает прав и обязанностей сторон, в частности по компенсации арендодателем затрат на проведение капитального ремонта в соответствии со ст.612 ГК РФ, а также обязанности по передаче имущества в надлежащем состоянии.
В исковом заявлении истец указывает, что капитальный ремонт произведен на основании достигнутой договоренности в период действий первого договора между Департаментом и истцом. При этом истец ссылается на письмо Департамента то 16.05.2005 N 19.10.15526. Указанное письмо в материалах дела отсутствует.
При этом, поскольку договор аренды от 08.09.2006 N 1785-06И является незаключенным, соответственно, любая переписка между истцом и ответчиком не может расцениваться как заключение дополнительного соглашение к нему, данный довод истца противоречит смыслу, содержащемуся в ст. 453 ГК РФ.
Согласно имеющимся в материалах дела актов о приемке выполненных работ капитальный ремонт в спорных помещениях произведен в апреле и июле 2006 года, то есть по истечении срока договора аренды N 1558-05И.
Из приведенных обстоятельств следует, что на момент ремонта помещений истец и Департамент не состояли арендных отношениях. Доказательств заключения между истцом и ответчиками соглашения о компенсации расходов на ремонт в материалах дела отсутствует.
В таком случае к рассматриваемым отношениям подлежат применению положения ст. 1108 ГК РФ, регулирующей право приобретателя (в данном случае истца, пользовавшегося муниципальным имуществом без заключения договора аренды) на возмещение понесенных необходимых затрат на содержание и сохранение имущества с того времени, с которого он обязан возвратить доходы (статья 1106) с зачетом полученных им выгод.
Из рабочего проекта реконструкции пристроенных нежилых помещений к 5-этажному жилому дому следует, что реконструкция производилась здания магазина под мини-пекарню.
Во встроенном нежилом помещении на 1-м этаже в пристрое к 5-ти этажному жилому дому, находящегося по адресу: г.Пермь, ул.Экскаваторная, д.58, предпринимателем организован диско-бар.
Из акта приема-передачи спорного имущества от 01.03.2005 следует имущество передано предпринимателю в удовлетворительном состоянии, данная оценка отражена, в том числе в отношении системы электроснабжения, водоснабжения, осветительных приборов. В графе необходимость проведения ремонтных работ сделана отметка "идет ремонт". Удовлетворительное состояние объекта следует и из акта от 01.08.2006.
Экспертом ООО "Пермский центр независимых экспертиз" Федотовой О.И. в ходе назначенной судом строительно-технической экспертизы установлено, что в помещении произведена реконструкция с целью изменения назначения помещения, стоимость электромонтажных работ, проведенных при реконструкции здания, в ценах на день обращения в суд составляет 1 031 017,96 руб., в том числе электромонтажные работы - 441 427,60 руб., отделочные работы - 589 590,36 руб. Данные улучшения являются неотделимыми (т. 1, л.д. 121).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ремонт осуществлен предпринимателем в целях получения личной выгоды, а именно получения дохода от деятельности Диско-бара. Доказательств того, что ремонт производился в целях содержания имущества в надлежащем состоянии и его сохранения истцом не представлено.
Сам факт компенсации Департаментом части понесенных предпринимателем расходов на ремонт помещения, что подтверждается письмом Департамента имущественных отношений г. Перми от 07.11.2007 N 19-19-9748 (т. 1, л.д. 68), не может расцениваться судом как согласие на оплату всего произведенного ремонта.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец не доказал возникновение у Департамента обязанности на возмещение понесенных истцом расходов на капитальный ремонт в заявленной сумме.
Не доказано истцом и возникновение обязанности по возмещению расходов иными ответчиками - Муниципальное учреждение "Содержание объектов инженерной инфраструктуры", МУ "Жилищная служба" Индустриального р-на г. Перми, Управление федерального казначейства по Пермскому краю, Администрацией г. Перми.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что истцом не доказана сумма расходов, подлежащей взысканию.
Согласно заключению эксперта Федотовой О.В. стоимость работ, проведенных при реконструкции здания, в ценах на день обращения в суд, составляет 1 031 017,96 руб., в том числе электромонтажные работы - 441 427,60 руб., отделочные работы - 589 590,36 руб.
Данная сумма с учетом увеличения заявленных требований порядке ст. 49 АПК РФ заявлена истцом к взысканию с ответчиков.
Из письма Департамента имущественных отношений от 07.11.2007 N 19-19-9748 следует, что истцу компенсированы затраты на проведенный ремонт объекта муниципального фонда по адресу ул. Экскаваторная, 58 в размере 470 969,11 руб. (л.д. 68). Данное обстоятельство истцом не оспаривается, подтверждается в исковом заявлении.
При этом позиция истца основана на том, что заявленная сумма расходов понесена сверх компенсированной суммы, однако соответствующих доказательств не представлено.
Оценив в совокупности указанные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истец в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказал размер понесенных и не возмещенных расходов.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда от 26.01.2009 и удовлетворения апелляционной жалобы.
С учетом результатов судебного разбирательства, оснований для возмещения истцу в порядке ст. 110 АПК РФ расходов в размере 1000 руб., понесенных при подаче апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26.01.2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С. Н. Сафонова |
Судьи |
Г. Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6574/2008-Г12
Истец: Насырова Элина Азмугаяновна
Ответчик: Управление федерального казначейства по Пермскому краю, МУ "Содержание объектов инженерной инфраструктуры", МУ "Пермское городское имущественное казначейство", МУ "Жилищная служба Индустриального р-на г. Перми", Департамент имущественных отношений администрации г. Перми, Администрация г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1709/09