г. Владимир |
|
08 апреля 2008 г. |
Дело N А11-10050/2007-К2-21/514 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.04.2008.
В полном объеме постановление изготовлено 08.04.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.12.2007, принятое судьей Устиновой О.В. по заявлению индивидуального предпринимателя Леонтьевой Елены Витальевны о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области от 17.07.2007 N 161.
В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области - Киселева О.В. по доверенности от 13.02.2008 N 2.3-30/3, Фадеева Ю.В. по доверенности от 05.12.2007 N 2.3-30, Гудскова Е.А. по доверенности от 03.03.2008 N 2.16; индивидуального предпринимателя Леонтьевой Елены Витальевны - Калинин В.В. по доверенности от 03.03.2008.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
индивидуальный предприниматель Леонтьева Елена Витальевна (далее по тексту - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области (далее по тексту - инспекция, заявитель) от 17.07.2007 N 161 в части начисления:
- налога на доходы физических лиц за 2004-2005 годы в размере 111 132 рублей, 14 535 рублей 60 копеек соответствующих пеней, штрафа в размере 22 553 рублей 40 копеек;
- единого социального налога за 2004-2005 годы в размере 17 057 рублей 27 копеек, 16 753 рублей 49 копеек соответствующих пеней, штрафа в размере 4 053 рублей 50 копеек;
- налога на добавленную стоимость в размере 18 669 рублей, 5 515 рублей 99 копеек соответствующих пеней, штрафа в размере 117 рублей 60 копеек.
Суд первой инстанции решением от 21.12.2007 заявленные предпринимателем требования частично удовлетворил. Решение налогового органа признано недействительным в части начисления:
- налога на доходы физических лиц в размере 111 132 рублей, пеней в размере 14 535 рублей 68 копеек, штрафа в размере 22 553 рублей 40 копеек;
- единого социального налога в размере 17 097 рублей 27 копеек, пеней в размере 16 759 рублей 49 копеек, штрафа в размере 4 053 рублей 50 копеек;
- штрафа в размере 46 210 рублей 20 копеек в связи со смягчающими ответственность обстоятельствами.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что решение принято судом первой инстанции в результате неправильного применения норм материального права. Кроме того, выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению налогового органа, по дилерскому договору от 01.11.2003 N 29-Д налогоплательщик продавал и передавал SIM-карты, приобретенные у Фирмы (открытое акционерное общество "Вымпелком-регион"). Согласно пункту 4.1 указанного договора предприниматель (дилер) обязан продавать SIM-карты по тарифам и внутреннему курсу Фирмы, следовательно, предприниматель не несла расходов.
Инспекция считает, что по договору от 01.11.2003 вознаграждение предприниматель получал не только за каждую проданную, но и за переданную SIM-карту, поэтому расходы по приобретению у Фирмы SIM-карт, бесплатно переданных абонентам при проведении различных рекламных кампаний, не должны уменьшать полученные агентом доходы в виде вознаграждения и являются экономически неоправданными.
По мнению налогового органа, при определении размера налога на доходы физических лиц и единого социального налога инспекцией обоснованно не приняты расходы в размере 854 863 рублей 61 копейки в виде разницы между стоимостью купленных у Фирмы SIM-карт и стоимостью реализованных абонентам SIM-карт, поскольку раздельный учет реализованных SIM-карт предпринимателем не велся.
Кроме того, заявитель не согласен с уменьшением судом налоговых санкций до 25 000 рублей, поскольку налоговым органом при принятии решения учтены смягчающие ответственность обстоятельства, а именно совершение правонарушения впервые.
Представив дополнение к апелляционной жалобе, инспекция считает, что заявленная предпринимателем сумма расходов включена судом первой инстанции в состав расходов (профессиональных вычетов) при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога, подлежащих уплате за 2004- 2005 годы, без распределения ее по налоговым периодам (годам).
Налоговый орган также утверждает, что заявленные предпринимателем суммы расходов документально не подтверждены.
По мнению инспекции, расходы в размере 854 863 рублей 61 копейки должны уменьшать сумму дохода, полученную предпринимателем от реализации SIM-карт абонентам, а не сумму вознаграждения.
В судебном заседании представители инспекции поддержали апелляционную жалобу и дополнения к ней по доводам в них изложенным.
Предприниматель, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал позицию налогоплательщика.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов в дела, предприниматель зарегистрирована администрацией г. Коврова Владимирской области 19.10.1995.
В период с 27.11.2006 по 08.05.2007 инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 30.09.2006.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 09.06.2007 и принято решение от 17.07.2007 N 161 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением предпринимателю, в частности, начислены налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость в общей сумме 367 552 рублей 67 копеек, а также 82 734 рубля 26 копеек пеней за просрочку уплаты данных налогов.
Кроме того, предприниматель привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 37 817 рублей 10 копеек за неуплату, неполную уплату налога на добавленную стоимость за 4-й квартал 2004 года, июнь 2005 года, 3-й квартал 2005 года, за неполную уплату единого социального налога за 2004, 2005 годы, за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2004, 2005 годы и за непредставление деклараций по единому социальному налогу за 2004 год.
Не согласившись с принятым инспекцией ненормативным правовым актом в указанной части, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные предпринимателем требования, признав решение налогового органа недействительным в части начисления:
- налога на доходы физических лиц в размере 111 132 рублей, пеней в размере 14 535 рублей 68 копеек, штрафа в размере 22 553 рублей 40 копеек;
- единого социального налога в размере 17 097 рублей 27 копеек, пеней в размере 16 759 рублей 49 копеек, штрафа в размере 4 053 рублей 50 копеек;
- штрафа в размере 46 210 рублей 20 копеек в связи со смягчающими ответственность обстоятельствами.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 236, пунктом 3 статьи 237 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, при этом состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных главой 25 Кодекса.
В силу статей 210, 221 Кодекса налоговая база для начисления налога на доходы физических лиц представляет собой денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, при этом индивидуальный предприниматель вправе получить профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных или документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением доходов.
Согласно статье 252 Кодекса расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с условиями договора N 29-Д от 01.11.2003 (т.3 л.д. 123-127) и дополнительных соглашений к нему предприниматель (дилер) в 2004-2005 годах от имени и по поручению Фирмы совершал юридические и иные действия по продвижению на рынок услуг сотовой радиотелефонной связи Би Лайн GSM, в том числе продавал и передавал абонентам приобретенные у Фирмы SIM-карты (препейд в комплекте), за что получал соответствующее вознаграждение.
При этом материалами дела подтверждается и не оспаривается инспекцией, что доход предпринимателя в виде вознаграждения зависит от количества подключенных к сети Би Лайн GSM абонентов и не связан с фактом оплаты абонентами приобретенных SIM-карт (препейд в комплекте).
В соответствии с пунктом 5.8 договора размер вознаграждения дилеру за выполнение своих обязательств определяется исходя из расчета за одну проданную дилером SIM-карту, а также из расчета за одну переданную SIM-карту, при условии регистрации дилером оформленных абонентских договоров в административно-биллинговой системе Фирмы. За переданные бесплатно абонентам SIM-карты (подключение) вознаграждение также начислялось в соответствии с условиями договора, что подтверждается дополнительным соглашением N 20 к договору N 29-Д от 01.11.2003 (т.4 л.д.29).
Для выполнения договора поручения Фирма продавала SIM-карты дилеру (пункт 3.2 договора) с условием продавать и передавать SIM-карты абонентам только при выполнении предпринимателем пункта 4.2 договора, предусматривающего заключение абонентских договоров от имени Фирмы. При этом дилер обязан продавать SIM-карты по тарифам и внутреннему курсу Фирмы.
Как пояснил в суде представитель предпринимателя и не оспаривается инспекцией, SIM-карты приобретались у Фирмы по фиксированной цене, безвозмездно предпринимателю они не передавались. Материалами дела, в частности платежными поручениями, подтверждается оплата приобретенных предпринимателем у Фирмы SIM-карт.
В целях выполнения условий договора и возможности получения дилерского вознаграждения предпринимателем SIM-карты продавались с наценкой не более одного процента от закупочной цены, кроме того, с учетом цен, складывающихся на рынке данных услуг, реализация покупателям SIM-карт производилась либо по закупочной цене, а также ниже стоимости их приобретения, либо SIM-карты передавались безвозмездно.
Исходя из представленного предпринимателем расчета разница между стоимостью закупленных у Фирмы SIM-карт и реализованных абонентам SIM-карт, составила в 2004 году 359 369 рублей 03 копейки, а в 2005 году- 495 494 рубля 59 копеек, которые являются расходами, связанными с реализацией SIM-карт абонентам, то есть направленными на получение дохода в виде дилерского вознаграждения.
В связи с этим судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что разница между ценой приобретения и стоимостью переданных и реализованных предпринимателем SIM-карт относится к расходам, направленным на получение предпринимателем дохода в виде вознаграждения, и поэтому должна учитываться в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.
Позиция инспекции о том, что предприниматель в связи с выполнением условий дилерского договора не несет никаких расходов, изложенная в отзывах на заявление предпринимателя (т.2 л.д. 30-35), не основана на материалах дела.
Не принимается во внимание суда довод об отсутствии документального подтверждения расходов, связанных с приобретением предпринимателем SIM-карт в связи с отсутствием раздельного учета переданных безвозмездно и реализованных SIM-карт ввиду следующего.
Оказание услуг по продвижению на рынок услуг сотовой радиотелефонной связи Би Лайн GSM, в том числе реализация абонентам SIM-карт (препейд в комплекте), подпадает под общую систему налогообложения. Как установлено проверкой инспекции, в проверяемом периоде предпринимателем осуществлялась также розничная торговля сотовыми телефонами и аксессуарами к ним, доходы по которой учитывались в целях уплаты единого налога на вмененный доход. Поскольку реализация абонентам SIM-карт не подпадала под режим налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход и является самостоятельным видом деятельности, у предпринимателя не существовало обязанности по ведению раздельного учета доходов и расходов в пределах одного вида деятельности.
Раздельный учет доходов и расходов обеспечивается в целях их определения применительно к разным видам деятельности. Иного из актов законодательства о налогах и сборах не следует.
Кроме того, представленный предпринимателем в материалы дела сводный отчет о движении товарно-материальных ценностей отражает доход от реализации SIM-карт (т.2 л.д.56-57) по каждому месяцу в 2004-2005 годах. Сведения, указанные в сводном отчете инспекцией не опровергнуты, в судебном заседании представителями инспекции подтверждено, что относительно полученных предпринимателем доходов спор отсутствует.
Решением инспекции установлено, что доходы предпринимателя в 2004 году составили 1 838 262 рубля 61 копейку, расходы, связанные с извлечением дохода составили 334 773 рубля 61 копейку, а налоговая база для исчисления единого социального налога составила 1 503 509 рублей, исходя из которой рассчитана сумма подлежащего уплате налога.
Также решением инспекции установлено, что доходы предпринимателя в 2005 году составили 3 430 599 рублей 69 копеек, расходы, связанные с извлечением дохода составили 1 073 602 рубля 49 копеек, а налоговая база для исчисления единого социального налога составила 2 356 997 рублей 20 копеек.
Из анализа представленных в материалы дела документов (счетов-фактур на оплату, платежных поручений) следует, что предпринимателем в 2004 году приобретено SIM-карт на сумму 882 084 рубля 42 копейки, из которых оплачено на сумму 592 665 рублей 52 копейки, а в 2005 году приобретено SIM-карт на сумму 1 355 446 рублей 63 копейки, из них оплачено на сумму 996 825 рублей 86 копеек, что подтверждается инспекцией.
Таким образом, общая сумма расходов по приобретению реализованных абонентам SIM-карт составила за 2004-2005 годы 1 589 491 рубль 38 копеек (592 665 рублей 52 копейки + 996 825 рублей 86 копеек), что значительно превышает сумму расходов, заявленную предпринимателем и не принятую инспекцией в составе его расходов (854 863 рубля 61 копейка) в целях определения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.
Как пояснил в суде апелляционной инстанции представитель предпринимателя, представленный им в суд первой инстанции расчет сумм налогов и пени свидетельствует о том, что налоговая база, рассчитанная им, превышает налогооблагаемую базу, исчисленную инспекцией при проверке.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции исходит из недоказанности инспекцией обстоятельств, на основании которых сделан вывод об отсутствии документального подтверждения расходов предпринимателя по приобретению у Фирмы SIM-карт и невозможности отнесения расходов в сумме 854 863 рублей 61 копейки на затраты.
При таких обстоятельствах начисление предпринимателю налога на доходы физических лиц в размере 111 132 рублей, пеней в размере 14 535 рублей 68 копеек, штрафа в размере 22 553 рублей 40 копеек, единого социального налога в размере 17 097 рублей 27 копеек, пеней в размере 16 759 рублей 49 копеек не обосновано.
Первый арбитражный апелляционный суд также не принимает во внимание довод заявителя о неправомерности уменьшения судом первой инстанции налоговых санкций до 25 000 рублей в силу следующего.
Статьей 112 Кодекса установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. При этом предусмотренный перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса суд или налоговой орган вправе признать в качестве смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи.
Пункт 3 статьи 114 Кодекса предусматривает возможность снижения размера штрафов, налагаемых на основании Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Суд при рассмотрении дел, связанных с проверкой законности и обоснованности решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе о признании такого решения недействительным, проверяет соблюдение налоговым органом требований статьи 112 Кодекса при определении размера налоговых санкций, подлежащих применению в отношении налогоплательщика.
Таким образом, суд первой инстанции, установив в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, наличие у предпринимателя несовершеннолетнего ребенка и неработающего ребенка студента, правомерно уменьшил сумму штрафа до 25 000 рублей.
Снижение инспекцией штрафа не свидетельствует об отсутствии у суда права признать смягчающими иные основания и снизить с их учетом размер подлежащих взысканию штрафов.
Снижение судом размера штрафа до 25 000 рублей основано на законодательстве и принято судом с учетом наличия обстоятельств, которые суд признал смягчающими ответственность.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение налогового органа от 17.07.2007 N 161 в части начисления:
- налога на доходы физических лиц в размере 111 132 рублей, пеней в размере 14 535 рублей 68 копеек, штрафа в размере 22 553 рублей 40 копеек;
- единого социального налога в размере 17 097 рублей 27 копеек, пеней в размере 16 759 рублей 49 копеек, штрафа в размере 4 053 рублей 50 копеек.
Суд первой инстанции обоснованно снизил размер штрафа, подлежащего взысканию с предпринимателя, с 46 210 рублей 20 копеек до 25 000 рублей в связи наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на инспекцию.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.12.2007 по делу N А11-10050/2007-К2-21/514 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с даты принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-10050/2007-К2-21/514
Истец: Леонтьева Елена Витальевна
Ответчик: МИФНС N2 по Владимирской области