город Ессентуки |
|
09 января 2008 г. |
|
09 января 2008 объявлена резолютивная часть постановления.
09 января 2008 постановление изготовлено в полном объеме
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Винокуровой Н.В., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Капикранян А.А.,
при участии:
от заявителя апелляционной жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю: - не явились, извещены;
от Управления Федеральной антимонопольной службы Ставропольского края: - Золина Г.В. представитель по доверенности от 24.12.2007 N 03/4245 сроком до 31.12.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.11.2007 по делу N А63-10322/07-С7-21 по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы Ставропольского края о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю о наложении административного взыскания N 607-п от 21.08.2007.
Дело рассматривала судья: Кузьмина М.Н.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - УФАС, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю (далее - служба защиты, апеллянт) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении УФАС к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о наложении административного взыскания N 607-п от 21.08.2007.
Решением от 13.11.2007 Арбитражного суда Ставропольского края заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю N 607-п от 21.08.2007 о привлечении УФАС к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное решение мотивировано тем, что УФАС не является организацией, занимающейся какими-либо иными видами коммерческой деятельности и не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ. Служба защиты не наделена полномочиями по проверке государственного органа. Обжалуемое постановление принято службой защиты за пределами полномочий.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, служба защиты направила в Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.11.2007 по делу А63-10322/07-С7-21 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Апеллянт ссылается на то, что не подтверждено нормами материального права отсутствие полномочий у службы защиты на проверку государственного органа.
Апеллянт полагает, что имеет право проводить проверку всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.
УФАС представило отзыв на жалобу, в котором возражало против удовлетворения апелляционной жалобы
Служба защиты, будучи надлежащим образом, извещенной о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в суд полномочных представителей не направила.
На основании п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без представителя службы защиты.
Представитель УФАС в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями и#S, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из пояснений заявителя и доводов, содержащихся в а
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения N 2524р от 29.06.2007 осуществлена проверка соблюдения Управлением ФАС по СК г. Ставрополь требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В отношении Управления ФАС по СК был составлен акт N 193-в от 26.07.2007, протокол об административном правонарушении N 760 от 08.08.2007, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ.
Было установлено, что в помещениях УФАС СК по адресу: г.Ставрополь, ул.Ленина, 384 выявлены следующие нарушения СанПиН 2.2.2/2.41340-03
- в кабинетах N 318/3; 314/1; 317 светильники искусственного освещения не имеют рассеивателей и экранирующих решеток (п.6.11 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03);
- все рабочие места пользователей ЭВМ не оборудованы подставками для ног (п. 10.5 СанПиН2.2.2/2.4.1340-03);
- в кабинетах N 318/1; 318/2; 318/3; 314/1; 317 конструкция рабочего стула (кресла) не обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПВЭМ (п.9.6 и 10.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03);
- в кабинете N 314/1 расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов составляет 50-70 см, при нормируемом 120 см (п.9.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В акте и протоколе указано, что выявленные нарушения могут оказать вредное воздействие на сотрудников УФАС, что предусматривает административную ответственность по ст.6.3 КоАП РФ.
21.08.2007 службой защиты вынесено постановление N 607-п о привлечении УФАС к административной ответственности в виде штрафа в сумме 10.000 руб.
Не согласившись с наложенным взысканием, УФАС обратилось с заявлением в суд.
В соответствие со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий - влечет наложение на юридических лиц наложение штрафа от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю создано в результате реорганизации в форме слияния территориального управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю и территориального управления Государственной инспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей Министерства экономического развития торговли по Ставропольскому краю является их правопреемником в соответствии с законодательством РФ (п. Положения о Территориальном управлении Роспотребнадзора по Ставропольском краю, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.03.2005 N 245 и зарегистрировано ИМНС РФ по Промышленному району Ставропольского края 15.03.2005).
Статья 23.13 (Глава 23) КоАП РФ относит к компетенции органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3. КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 22.3 КоАП РФ в случае преобразования, иной реорганизации указанных в Главе 23 КоАП РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, до внесения в кодекс соответствующих изменений, дополнений подведомственные им дела об административных правонарушения рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.
В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
5.1.1. государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
Положение о Территориальном Управлении Роспотребнадзора, утвержденное Приказом ФС от 03.03.2005 N 245 предусматривает, что в функции управления входит осуществление государственного контроля и надзора за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, а также в установленном порядке проведение проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, оказания услуг.
В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения относятся: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения; государственный санитарно- эпидемиологический надзор; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и др.
Статья 11 указанного закона предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению и пр.
Согласно Санитарно-эпидемиологических правила и нормативов "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года, санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда.
Требования Санитарных правил направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ.
Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:
- разработку, производство и эксплуатацию ПЭВМ, производственное оборудование и игровые комплексы на базе ПЭВМ;
- проектирование, строительство и реконструкцию помещений, предназначенных для эксплуатации ПЭВМ в промышленных, административных общественных зданиях, а также в образовательных и культурно-развлекательных учреждениях (п. 1.7).
Индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться производственный контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил (1.8).
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта о том, что УФАС является субъектом ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ:
Федеральная антимонопольная служба в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 331, является уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти. ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Ставропольское УФАС России является территориальным органом Федерального органа исполнительной власти. Таким образом, попытки проведения контрольных мероприятий в отношении Ставропольского УФАС России на основании Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 8.08.2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" нарушает нормы Российского законодательства, поскольку Федеральные органы власти (их территориальные органы) не упомянуты в названных законах в качестве субъектов, в отношении которых могут осуществляться мероприятия по контролю.
Однако, заявитель не является организацией, выполняющей работы. оказывающей услуги либо занимающейся какими-либо иными видами коммерческой деятельности и не является субъектом ответственности по ст.6.3 КоАП РФ.
Несостоятелен довод службы защиты о наделении их полномочиями по проверки государственного органа.
Частью 2 "Полномочия" Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 и частью 4 "Полномочия территориального управления" Положения о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по СК, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.03.2005 N 245. Роспотребнадзору (его территориальному органу) не предоставлено право на осуществление контрольных мероприятий в отношении федеральных органов исполнительной власти.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" установлено, что проведение государственного контроля (надзора) может осуществляться уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти.
Следовательно, ссылка в распоряжении от 29.06.2007 N 2524р заместителя руководителя Управления Роспотребналзора по СК Терзян Л.К. на Федеральный закон от 30.06.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положение об Управлении -Роспотребнадзора но СК и на письмо Федеральной службы Роспотребнадзора от 25.06.2007 N 0800/6441-07-32, не правомочна.
Служба защиты не наделена полномочиями по проверке государственного органа -Федеральной антимонопольной службы, в частности ее территориального управления. Тот факт, что заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица не из изменяет существа спора, так как в соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ от 15.08.2007 - Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю является учреждением; органом, зарегистрировавшим создание юридического лица является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявления о признании незаконным постановления о привлечении УФАС. к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена, в связи с чем, вопрос о ее распределении не решался в суде.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13 ноября 2007 года по делу А63-10322/07-С7-21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Афанасьева Л.В. |
Судьи |
Винокурова Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10322/2007-С7-21
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю
Хронология рассмотрения дела:
09.01.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2106/07