01 августа 2008 г. |
Дело N А14-311-2008/35/26 город Воронеж |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2008 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С.А.,
при участии:
от Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - Маликин С.А., начальник отдела, доверенность N 03-д от 09.01.2008г., удостоверение ТОN 015129 от 20.12.2006 года;
от Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области - Мишуков А.В., представитель, доверенность N 11 от 09.01.2008г., паспорт серии 20 03 N 884495 выдан Борисоглебским ГРОВД Воронежской области 17.07.2003 года; Шамшин А.В., адвокат, доверенность N 3605 от 25.07.2007г., удостоверение адвоката N 1619 от 14.10.2005 года, регистрационный номер 36/1585,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.05.2008 года по делу N А14-311-2008/35/26 (судья Федосеева И.В.),
УСТАНОВИЛ:
Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее - УФРС) об отказе в государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием Борисоглебский городской округ на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Рубежная, д.19, кв.5; обязании произвести государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.05.2008 года по делу N А14-311-2008/35/26 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, УФРС обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Администрации отказать. По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.09.2007г. Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области обратилась в УФРС по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Рубежная, д.19, кв.5.
В качестве документа - основания для государственной регистрации права собственности заявителя на указанную квартиру была представлена выписка из реестра муниципальной собственности Борисоглебского городского округа Воронежской области от 09.10.2007г. N 27, где основанием для включения в реестр спорного имущества указано Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Сообщением УФРС по Воронежской области от 16.10.2007г. N 05/030/2007-223 Администрации было отказано в государственной регистрации права собственности на указанную квартиру в связи с тем, что представленные на регистрацию документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества не свидетельствует о наличии прав муниципального образования на данный объект недвижимого имущества.
По утверждению регистрирующего органа основанием для регистрации собственности муниципального образования на объекты недвижимости, полученные при разграничении государственной собственности, служит Перечень объектов, составленный и утвержденный в соответствии с распоряжением Президента РФ от 18.03.1993г. N 114-рп, а также выписка из реестра объектов муниципальной собственности.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации права собственности, посчитав, что его совершением УФРС по Воронежской области нарушило его права, как собственника объекта недвижимости, Администрация обратилась в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Администрация указывает на предоставление на регистрацию всех необходимых документов; отсутствие указания в статье 17 Федерального закона РФ от 21.07.1997г. N 122-ФЗ на необходимость представления на регистрацию в качестве документа-основания перечня объектов, составленного и утвержденного в соответствии с действующим законодательством; отнесение жилищного фонда, находящегося в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, к муниципальной собственности в силу закона.
По мнению суда апелляционной инстанции, рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 21.07.1997г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 17 данного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с абзацами 4, 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997г. в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; а также если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию заявитель представил выписку из реестра объектов муниципального жилищного фонда Борисоглебского городского округа Воронежской области от 09.08.2007г. N 27.
Как указано в выписке, основанием внесения записи в реестр послужило Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N 3020-1 "О разграничении федеральной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998г. N 8 субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Таким образом, выписка из реестра объектов муниципального жилищного фонда Борисоглебского городского округа Воронежской области от 09.08.2007г. N 27 является правоустанавливающим документом в отношении квартиры, расположенной по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул. Рубежная, д.19, кв.5.
По мнению суда апелляционной инстанции, довод ответчика о непредставлении заявителем доказательства соблюдения порядка передачи данного объекта права в муниципальную собственность, а именно: не были представлены на регистрацию права собственности спорной квартиры ни Перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, ни доказательства утверждения данного Перечня представительным органом местного самоуправления, ни доказательства передачи для утверждения данного Перечня в Комитет по управлению имуществом Воронежской области, правомерно не принят судом первой инстанции в силу следующего.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются в пунктах 2, 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Приложении N 3 к данному постановлению.
В соответствии пунктом 1 Приложения N 3 объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации).
Порядок передачи имущества в муниципальную собственность и порядок оформления его как муниципальной собственности был установлен Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992г. N 114-рп.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1.
Поскольку соответствующие объекты являются объектами муниципальной собственности на основании положений названного постановления Верховного Совета Российской Федерации, спорная квартира должна рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности не свидетельствует о том, что данная квартира не является объектом муниципальной собственности.
Данная позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.07.1998г. N 80/98.
Исходя из изложенного, у УФРС по Воронежской области отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на заявленную квартиру за муниципальным образованием Борисоглебский городской округ.
По мнению суда апелляционной инстанции, при указанных обстоятельствах, удовлетворение судом первой инстанции заявленных Администрацией требований, правомерно.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушение норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на УФРС по Воронежской области. При подаче апелляционной жалобы Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области платежным поручением N 1635 от 27.06.2008г. уплачена государственная пошлина в сумме 1000 (одна тысяча) рублей. В связи с чем, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.05.2008 года по делу N А14-311-2008/35/26 оставить без изменения, апелляционную Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.Е. Шеин |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-311-2008/35/26
Заявитель: Администрация Борисоглебского ГО Воронежской области
Ответчик: УФРС по Воронежской области