г. Пермь
21 января 2008 г. |
Дело N А50-11990/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Савельевой Н.М., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ромашкиной И.А.,
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Ива"):Сахибгареев О.Р. - представитель по доверенности от 12.07.2007г., Мауль О.А. - представитель по доверенности от 12.10.2007г., Сахибгареев Р.Х. - руководитель, предъявлены паспорта;
от заинтересованных лиц (Администрации г. Перми, Департамента планирования и развития территории г. Перми): извещены надлежащим образом, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Ива"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2007 года
по делу N А50-11990/2007,
вынесенное судьей Зверевой Н.И.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ива"
к Администрации г. Перми, Департаменту планирования и развития территории г. Перми
о признании незаконными действий (бездействия),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ива" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации г.Перми, Департаменту планирования и развития территории г.Перми (с учетом уточнения предмета спора - л.д.57) о признании бездействия Администрации г.Перми, выразившегося в непринятии решения о предоставлении заявителю в аренду земельного участка площадью 23019кв.м. в Кировском районе г.Перми по ул.5-я Каховская - Волгодонская - Калинина - Кировоградская незаконным и обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, передав в аренду указанный земельный участок.
Определением арбитражного суда от 24 октября 2007 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент планирования и развития территории гг. Перми.
Решением арбитражного суда от 13 ноября 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Заявитель по делу обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой и просит принятый судом первой инстанции судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений Земельного кодекса РФ и Федерального Закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из обстоятельств дела, между сторонами возник спор о наличии у заявителя права на заключение договора аренды на земельный участок, соглашение об использовании которого в целях жилищного строительства было подписано Обществом и Администрацией г.Перми 30 ноября 2004 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у заявителя прав на земельный участок, подтвержденных соответствующими документами.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении спора установлены следующие обстоятельства.
30.11.2004 года Администрацией г.Перми и ООО "Ива" было заключено соглашение, которым Обществу предоставлено право осуществлять комплексную застройку территории жилого микрорайона "Нижняя Курья" в Кировском районе г.Перми в границах улиц 5-я Каховская - Волгодонская - Калинина - Кировоградская.
До заключения названного соглашения постановлением Администрации г.Перми N 3382 от 26.11.2003г. (л.д.7) Обществу было разрешено проведение работ по корректировке проекта планировки и разработке проекта застройки микрорайона, в котором предполагалось осуществление строительства.
Акт выбора земельного участка для согласования условий строительства от 15.01.2005г. был согласован с необходимыми службами (частично) (л.д.28), однако окончательное решение вопроса о предоставлении земельного участка под строительство было отложено до проведения зонирования территории города Перми, что отражено в протоколе совещания, проведенного Департаментом планирования и развития территории города Перми 22.05.2006г. (л.д.83).
11.04.2007г. Общество, ссылаясь на условия соглашения от 30.11.2004г., направило в Департамент планирования и развития территории города Перми письмо с просьбой о предоставлении земельного участка для планируемого строительства жилых домов и детского сада (л.д.30).
Письмом от 18.05.2007г. Департамент планирования и развития территории города Перми сообщил о том, что земельный участок в случае изменения его целевого назначения будет реализован на торгах.
8.08.2007г. Общество обратилось в управление земельных отношений Администрации г.Перми с заявлением о выделении земельного участка в аренду и заключении соответствующего договора аренды. Решения о предоставлении земельного участка принято не было.
Полагая, что бездействие заинтересованных лиц, результатом которого явилось непринятие соответствующего решения о выделении земельного участка, нарушает его права и законные интересы, препятствует осуществлению предпринимательской деятельности, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора руководствовался следующими нормами права.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов регламентирован Земельным кодексом РФ.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст.30 Кодекса. Названной статьей предусмотрено, что указанные земельные участки предоставляются для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. В случае если предварительное согласование места размещения объекта не производилось, участок может быть предоставлен под строительство исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в аренду.
Согласно положениям п.15 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ до 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительств, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным с органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено до 30 декабря 2004 года и предусматривает осуществление лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
До 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Данных о том, что испрашиваемый Обществом земельный участок в установленном законодательством порядке сформирован, в материалах дела нет, решение о предварительном согласовании места размещения жилых объектов в порядке, предусмотренном ст.29 Земельного кодекса РФ, органом местного самоуправления не принималось.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона (абз.5 п.15 ст.3 Федерального Закона N 137-ФЗ от 25.10.2001г.).
Следовательно, при сложившихся обстоятельствах решение о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства жилых объектов не могло быть принято органом местного самоуправления в силу действующего на момент такого обращения законодательства.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что соглашение от 30.11.2004г. не отвечает условиям, наличие которых в совокупности необходимо для решения органом местного самоуправления вопроса о предоставлении земельного участка в аренду для строительства жилых объектов без проведения торгов.
Данный вывод суда является правильным, поскольку положениями абз.2 п.15 ст.3 вышеназванного Федерального закона предусмотрено не только обязательное наличие в соглашении обязательств лица, которому земельный участок предоставлен, о передаче жилых помещений, сносе объектов капитального строительства либо строительстве объектов коммунальной или социальной инфраструктуры, но и полное исполнение данных обязательств на момент заключения договора аренды.
В соглашении от 30.11.2004г. предусмотрено обязательство Общества о строительстве объекта социальной инфраструктуры - детского сада, однако доказательств исполнения данного обязательства в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения заявленных требований
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от 13 ноября 2007 года по делу N А50-11990/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Ива" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л. Х. Риб |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11990/2007-А4
Истец: ООО "Ива"
Ответчик: Департамент планирования и развития территории г. Перми, Администрация г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9252/07