г. Владимир |
|
19 февраля 2008 г. |
Дело N А11-8419/2007-К2-20/447 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2008.
В полном объеме постановление изготовлено 19.02.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Втормет" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.11.2007, принятое судьей Шеногиной Н.Е. по заявлению закрытого акционерного общества "Втормет" о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира от 28.05.2007 N 1646 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В судебном заседании участвуют представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира - Инькова Т.И. по доверенности от 09.01.2008 N 09-17-01, Кузина И.Г. по доверенности от 21.01.2008 N 09-17-53, закрытого акционерного общества "Втормет" - Кабин Г.Л. по доверенности от 12.10.2007 N 2968/23.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
закрытое акционерное общество "Втормет" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира (далее по тексту - инспекция, налоговый орган) от 28.05.2007 N 1646 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 06.11.2007 заявленные обществом требования удовлетворены частично. Решение инспекции признано недействительным в части начисления пеней в сумме 150 рублей 49 копеек и налога на добавленную стоимость в размере 5 236 рублей 29 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме.
По мнению заявителя, при принятии решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, а именно, неправильно истолкованы статьи 169, 171, 172, Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс), кроме того, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод суда о том, что обществом не представлены первичные учетные документы, подтверждающие фактическую передачу металлолома поставщиками - обществами с ограниченной ответственностью "Компания Резерв-Инвест", "Универсал", "Трогснаб", ошибочен, не основан на нормах материального права, а также не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Общество также указывает в апелляционной жалобе, что ни налоговым органом, ни судом не установлено нарушений порядка, установленного пунктом 5 статьи 169 Кодекса при составлении и выставлении счетов-фактур указанными поставщиками лома.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по доводам в ней изложенным.
Налоговый орган, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, решение суда - законным и обоснованным.
В заседании суда представители инспекции поддержали позицию налогового органа.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира 10.04.2006.
22.01.2007 предприятием в инспекцию была представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 года, в которой сумма налога, исчисленного с реализации товаров (работ, услуг) составила 35 781 220 рублей, налоговые вычеты в размере 33 021 237 рублей, исчислена сумма налога к уплате в бюджет в размере 2 759 983 рублей.
В ходе камеральной проверки данной декларации, инспекция выявила факт завышения налоговых вычетов на 1 448 929 рублей и соответственно, занижение налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет на данную сумму.
По результатам проверки обществу доначислен к уплате в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 1 448 929 рублей.
28.05.2007 заместителем начальника инспекции принято решение N 1646 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением предприятию начислены пени в размере 40 271 рубля 23 копеек, а также предложено уплатить налог на добавленную стоимость за спорный налоговый период в размере 1 448 929 рублей.
Посчитав, что данное решение нарушает права и законные интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, на основании статей 169, 171, 172 Кодекса пришел к выводу о необоснованности применения обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 1 443 692 рублей 71 копейки, в связи с отсутствием у налогоплательщика товарно-транспортных накладных на перевозку лома и отходов черных металлов.
Вместе с тем, ссылаясь на отсутствие у инспекции правовых оснований для отказа обществу в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 5 236 рублей 29 копеек, суд первой инстанции удовлетворил требование налогоплательщика в указанной части, признал недействительным оспоренное решение инспекции в части начисления налога на добавленную стоимость в размере 5 236 рублей 29 копеек, а также пеней в сумме 150 рублей 49 копеек.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в обжалуемой обществом части, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в редакции от 03.11.2006) "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Указанный закон, а также иные законодательные акты не содержат определения первичных документов, также как и не содержат исчерпывающего перечня документов, которые могут рассматриваться в качестве таковых.
Представленные в дело приемо-сдаточные акты оформлены в полном соответствии с требованиями Федерального закона "О бухгалтерском учете", заполненные реквизиты указанных первичных документов содержат все необходимые сведения, им предусмотренные.
Факт оприходования обществом лома и отходов цветных металлов на основании указанных приемо-сдаточных документов инспекцией не отрицается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 утверждены "Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения". В разделе 3 указанных правил определен порядок приема и учета лома и отходов черных металлов. В соответствии с пунктом 10 раздела 3 прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов черных металлов приемо-сдаточного акта, по форме, согласно приложению N 1.
Данные нормы не содержат указаний на обязанность покупателя осуществлять учет приобретенной продукции по данным, внесенным в товарно-транспортные документы.
Инспекцией не представлено в материалы дела доказательств ненадлежащего оформления обществом указанных приемо-сдаточных актов. Во всех представленных в дело приемо-сдаточных актах имеются подписи лиц, сдающих лом, а также подписи (с расшифровкой подписи) ответственных за приемку лома работников общества.
Как следует из обжалуемого решения инспекции, основанием к отказу в праве на вычет уплаченного налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным обществом с ограниченной ответственностью "Универсал" в сумме 689 655 рублей 96 копеек, обществом с ограниченной ответственностью "Торгснаб" в сумме 354 226 рублей 86 копеек, обществом с ограниченной ответственностью "Компания Резерв-Инвест" в сумме 399 809 рублей 88 копеек, послужило отсутствие товарно-транспортных накладных, подтверждающих реальность поставки лома от указанных поставщиков.
Суд первой инстанции в качестве обоснования правомерности отказа инспекцией в предоставлении обществу вычетов по указанным поставщикам исходил из факта отсутствия первичных документов - товарно-транспортных накладных, что, по мнению суда, свидетельствует об отсутствии реальных поставок лома указанными поставщиками.
Вместе с тем, судом первой инстанции не дана правовая оценка материалам встречных проверок в отношении общества с ограниченной ответственностью "Универсал", общества с ограниченной ответственностью "Торгснаб", общества с ограниченной ответственностью "Компания Резерв-Инвест", проведенных в рамках камеральной проверки декларации, представленной обществом.
Решением инспекции подтверждено, что указанными поставщиками операции по реализации лома обществу отражены в учете организаций, счета фактуры от них содержат полные, достоверные и не противоречивые сведения, организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Факт оплаты поставленного лома, отражение операций в первичных учетных документах и книгах покупок общества инспекцией не оспаривается, и доказательств обратного в материалы дела инспекцией не представлено.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что при наличии реальных взаимоотношений указанных организаций с обществом, отсутствие товарно-транспортных накладных не имеет правового значения при применении статей 171 и 172 Кодекса, и не является безусловным основанием для вывода инспекции об отсутствии у общества права на вычет уплаченного налога на добавленную стоимость.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене в части отказа обществу в праве на вычет налога на добавленную стоимость за декабрь 2006 года в сумме 1 443 692 рублей 71 копейки, в том числе, уплаченного по счетам-фактурам общества с ограниченной ответственностью "Универсал" в сумме 689 655 рублей 96 копеек, общества с ограниченной ответственностью "Торгснаб" в сумме 354 226 рублей 86 копеек, общества с ограниченной ответственностью "Компания Резерв-Инвест" в сумме 399 809 рублей 88 копеек, пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 40 090 рублей 74 копеек.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в части отказа обществу в признании недействительным решения инспекции о начислении налога на добавленную стоимость в размере 1 443 692 рублей 71 копейки, пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 40 090 рублей 74 копеек, на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на инспекцию.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.11.2007 по делу N А11-8419/2007-К2-20/447, отменить в части отказа в признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира о начислении налога на добавленную стоимость в размере 1 443 692 рублей 71 копейки, пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 40 090 рублей 74 копеек.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира от 28.05.2007 N 1646 признать недействительным в части начисления налога на добавленную стоимость в размере 1 443 692 рублей 71 копейки, пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 40 090 рублей 74 копеек.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира в пользу закрытого акционерного общества "Втормет" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 992 рублей 80 копеек.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с даты принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-8419/2007-К2-20/447
Истец: ЗАО "Втормет"
Ответчик: ИФНС по Ленинскому району г.Владимира
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4551/07