г. Пермь
11 апреля 2008 г. |
Дело N А60-33251/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Нилоговой Т.С.,
судей Савельевой Н.М.,
Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (Межрайонная ИФНС России N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югра): не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованных лиц (ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга): не явился, извещен надлежащим образомот заинтересованного лица (ООО "Урал Эксперт Консалтинг"): не явился, извещен надлежащим образом рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югра
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 января 2008 года
по делу N А60-33251/2007,
принятое судьей Дмитриевой Г.П.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югра
к ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга, ООО "Урал Эксперт Консалтинг"
о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра (далее - Инспекция N 4, апеллятор) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения предмета требований) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (далее - ИФНС по Железнодорожному району, налоговый орган) от 05.03.2007 г. N 858А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью "Урал Эксперт Консалтинг" (далее - общество) в связи со сменой места нахождения юридического лица.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2008г. (резолютивная часть решения объявлена 15.01.2008 г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция N 4 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новый об удовлетворении заявленных требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы апеллятор ссылается на отсутствие пропуска срока на подачу заявления, предусмотренного ст. 198 АПК РФ, а также на то, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества проведена на основании заявления, содержащего недостоверные сведения об адресе, что влечет ее неправомерность.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, налоговыми органами представлены ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей. В соответствии с п. 3 ст. 156, ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
ИФНС по Железнодорожному району представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому доводы жалобы считает необоснованными, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривает.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 28.02.2007 г. общество представило в ИФНС по Железнодорожному району заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в частности сведений об изменении места нахождения юридического лица: 628260, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Югорск, ул. Попова, 3. К заявлению были приложены соответствующие документы, а именно: решение участника общества о внесении изменений в учредительные документы N4 от 20.02.2007 г., устав ООО "Урал Эксперт Консалтинг" в новой редакции, документ об уплате госпошлины (приложение - л.д.13).
Налоговый орган, рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, 05.03.2007г. принял решение N 858А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в части изменения сведений о месте нахождения общества и внес соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) ИФНС по Железнодорожному району в адрес Инспекции N 4 направлено регистрационное дело общества для постановки его на учет по новому месту нахождения.
В связи с возвратом почтовой корреспонденции, направленной Инспекцией N 4 по новому адресу общества, были проведены мероприятия по обследованию помещения по адресу: 628260, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Югорск, ул. Попова, 3.
В результате проведенной Инспекции N 4 проверки установлен факт отсутствия общества по месту его регистрации, о чем составлен протокол осмотра помещений N 5 от 11.05.2007г. (л.д.31).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обществом для государственной регистрации были представлены все документы, предусмотренные ст. 17 Закона, в связи с чем у ИФНС по Железнодорожному району отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества. Кроме того, суд указал, на отсутствие доказательств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения какому-либо нормативному правовому акту и о нарушении прав и интересов Инспекции N 4 как органа контроля либо прав и интересов третьих лиц, а также на то, что общество не может быть ответчиком по настоящему предмету спора.
Данные выводы суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества (п.4 ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
На основании п. 1 ст. 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Иных правовых оснований применительно к данной ситуации для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, Законом не предусмотрено.
Установив, что обществом в регистрирующий орган были представлены все документы, перечисленные в ст. 17 Закона, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст. 23 указанного Закона, не имелось, государственная регистрация изменений в сведения о юридическом лице была произведена правомерно.
Обязанность указания достоверной информации возложена Законом на заявителя - уполномоченного лица, подписавшего заявление (подп. "а" п. 1 и 2 ст. 17 Закона), при этом регистрирующий орган не наделен полномочиями по осуществлению правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов. Ответственность, установленную законодательством РФ, за предоставление недостоверных сведений, необходимых для включения в государственный реестры, несут юридические лица, в том числе и заявители (п.1 ст. 25 Закона).
Судом правильно отмечено, что регистрирующий орган не вправе осуществлять правовую экспертизу представленных для государственной регистрации документов, в том числе проверять достоверность сведений, указанных в учредительных документах юридического лица.
Для признания недействительной государственной регистрации юридического лица заинтересованной стороне с учетом предмета доказывания и в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо доказать, что для регистрации изменений юридическим лицом не были представлены все необходимые документы.
Однако таких доказательств материалы дела не содержат и заявителем жалобы не представлено.
Результаты проведенных в мае 2007 г. мероприятий по установлению факта отсутствия общества по месту его регистрации не свидетельствует о недостоверности документов, предоставленных на регистрацию 02.03.2007 г. в ИФНС по Верх-Исетскому району, поскольку новый адрес, указанный обществом, является существующим в действительности.
Довод апеллятора о том, что общество при регистрации изменений не имело намерений осуществлять деятельность по новому юридическому адресу, подлежит отклонению, поскольку документально не подтвержден. Данное утверждение Инспекции N 4 основано только на предположении.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее. В случае непредставления юридическим лицом налоговой отчетности и неосуществления операций по банковскому счету в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом (ст.21.1 Закона).
В связи с указанным, ссылки апеллятора на непредставление обществом бухгалтерской отчетности являются несостоятельными. Несостоятельными также являются ссылки на отсутствие информация об открытых (закрытых) счетах общества, в силу п."с" ч.1 ст.5 Закона сведения о банковских счетах содержатся в ЕГРЮЛ и регистрационном деле. Содержащиеся в базах данных налоговых органов записи о расчетных счетах налогоплательщиков вносятся на основании действующего законодательства и ведомственных нормативных актов и отражают состояние счетов (открыт/закрыт).
Довод заявителя жалобы о соблюдении им срока на обжалование апелляционный суд признает обоснованным, вместе с тем ошибочность вывода суда в данной части не привела к принятию неправильного решения.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта апеллятором не приведено. Выводы суда об отсутствии нарушения прав и интересов Инспекции N 4 как органа контроля, а также иных лиц апеллятором не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Урал Эксперт Консалтинг" в рамках рассматриваемого спора не может выступать в качестве ответчика, сторонами не оспаривается, поэтому не исследуется судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2008 года по делу N А60-33251/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т. С. Нилогова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33251/2007-С8
Истец: Межрайонная ИФНС России N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югра
Ответчик: ООО "УралЭкспертКонсалтинг", ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1802/08