г. Чита |
Дело N А10-2907/08 |
"10" марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Лешуковой Т.О., Ячменева Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аюшиновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ООО "Селенга Строй" на Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04.12.2008 года по делу N А10-2907/08, по заявлению ООО "Селенга Строй" к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка недействительным (суд первой инстанции Дружинина О.Н.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Тыхренов Е.Ю. (доверенность от 03.03.2009г. б/н);
от ответчика: не явился, извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Селенга Строй" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ о признании недействительным решения об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом N 00221395 от 14.07.2008г.
Решением от 04 декабря 2008 года суд отказал в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указав, что заявление о предоставлении ООО "Селенга Строй" земельного участка для строительства было подано в Комитет после 01 марта 2007 г., следовательно, отказ Комитета в предоставлении земельного участка, оформленный письмом N 00221395 от 14.07.2008г., является законным и не влечет нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Селенга Строй" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Утверждают, что заявителем были выполнены все необходимые и зависящие от него условия, предусмотренные действующим законодательством, для предоставления ему земельного участка под строительство малоэтажного жилого дома. Заявителем было подано заявление о предоставлении права аренды на земельный участок, находящийся по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Тобольская, 28, 27.07.2006г., до истечения срока, установленного п.15 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ. Осуществление прав юридического лица не должно ставиться в зависимость от того, что ответчиком несвоевременно рассмотрено заявление общества от 27.07.2006г.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что отношения по предоставлению земельного участка возникли с момента первоначального обращения общества с заявлением в 2005 году, по результатам которого принято постановление Администрации г. Улан-Удэ от 28.07.2005г. N 280 "О предварительном согласовании мест размещения объектов на территории г. Улан-Удэ", принято Решение КУИ Администрации г. Улан-Удэ от 07.09.2005 года N ПГ-774 "Об утверждении проекта границ находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка." 27 июля 2006 года общество обратилось в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство малоэтажного дома в установленном порядке с приложением необходимых документов. 01 июля 2008 года общество повторно обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка. 14 июля 2008 года в удовлетворении заявления обществу отказано. Тексты заявлений и перечни прилагаемых документов от 27 июля 2006 года и от 01 июля 2008 года идентичны. При таких обстоятельствах у ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении указанного земельного участка. Просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 26.02.2009г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Актом выбора земельного участка для строительства от 06.10.2004 г. произведен выбор места расположения земельного участка для строительства малоэтажного жилого дома ООО "Селенга Строй" в 40 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ.
Постановлением Администрации г.Улан-Удэ N 280 от 28.07.2005г. "О предварительном согласовании мест размещения объектов на территории г. Улан-Удэ" предварительно согласовано место размещения малоэтажного жилого дома на земельном участке ориентировочной площадью 0,08 га в 40 квартале Октябрьского района и утвержден акт о выборе земельного участка для строительства от 06.10.2004т.
Решением КУИ г.Улан-Удэ от 07.09.2005г. N ПГ-774 утвержден проект земельного участка площадью 800 кв.м., предназначенного для строительства малоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Улан -Удэ, Октябрьский район, 40 квартал, ООО "Селенга Строй".
27.07.2006г. ООО "Селенга Строй" обратилось к КУИ и землепользованию г. Улан-Удэ с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство малоэтажного дома.
Данное заявление было получено КУИ и землепользованию г. Улан-Удэ 27.07.2006г., о чем свидетельствует штамп на заявлении (вх.N 00323472).
01.07.2008г. ООО "Селенга Строй" повторно обращается в КУИ и землепользованию г. Улан-Удэ с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство малоэтажного дома.
Письмом от 14.07.2008 г. N 00221395 Комитет сообщил обществу, что правовые основания для заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка с ООО "Селенга Строй" отсутствуют. С вступлением в силу Федерального закона от 08.12.2006г. N 232 - ФЗ земельные участки с предварительным согласованием места размещения объектов (без проведения торгов) для жилищного строительства с 1 марта 2007 года не предоставляются.
Не согласившись с решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом N 00221395 от 14.07.2008г., ООО "Селенга Строй" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 того же Кодекса.
Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Частью 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение 3-х лет.
В соответствии со статьей 26 названного Закона до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Статья 7 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25. 10. 2001 г. N 137 - ФЗ (в редакции от 22. 07. 2008 г.) также установлено, что до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, указал, что заявление о предоставлении ООО "Селенга Строй" земельного участка было подано в Комитет - 27.07.2008г., т.е. после 01 марта 2007 г., следовательно, отказ Комитета в предоставлении земельного участка, оформленный письмом N 00221395 от 14.07.2008г., является законным и не влечет нарушение прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ООО "Селенга Строй" обратилось к КУИ и землепользованию г. Улан-Удэ с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство малоэтажного дома - 27.07.2006г. (л.д.15).
Таким образом, ООО "Селенга Строй" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство малоэтажного жилого дома 27.07.2006г., то есть до срока, установленного пунктом 15 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ - 01.03.2007.
Постановление Администрации г.Улан-Удэ N 280 "О предварительном согласовании мест размещения объектов на территории г. Улан-Удэ", которым предварительно согласовано место размещения малоэтажного жилого дома на земельном участке ориентировочной площадью 0,08 га в 40 квартале Октябрьского района и утвержден акт о выборе земельного участка для строительства от 06.10.2004т., принято - 28.07.2005г.
Таким образом, Постановление Администрации г.Улан-Удэ от 28.07.2005г. N 280 "О предварительном согласовании мест размещения объектов на территории г. Улан-Удэ" принято в срок, предусмотренный пунктом 15 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, до 01.10.2005, с момента его принятия и до обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка прошло менее трех лет, что соответствует требованиям вышеназванной нормы права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что обществом были выполнены все необходимые и зависящие от него условия, предусмотренные действующим законодательством, для предоставления ему земельного участка под строительство малоэтажного жилого дома.
Осуществление прав юридического лица не должно ставиться в зависимость от того, что муниципальный орган не рассмотрел документы, представленные юридическим лицом до истечения срока, установленного абзацем 4 пункта 15 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ в срок до 01.03.2007.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у Администрации не имелось правовых оснований для отказа в предоставлении обществу испрашиваемого для строительства малоэтажного жилого дома земельного участка.
Учитывая, что решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом N 00221395 от 14.07.2008г., препятствует осуществлению обществом строительной деятельности на закрепленном за ним земельном участке, а также влечет для общества необоснованные расходы, понесенные в связи с необходимостью получения земельного участка под строительство, суд полагает, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из вышеназванной нормы закона, при рассмотрении дел о признании недействительным ненормативного акта суд должен установить совокупность двух условий - соответствует ли оспариваемый ненормативный акт Закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ли оспариваемый ненормативный акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку именно с наличием такого нарушения связывается возможность признания акта недействительным.
Принимая во внимание, что решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ об отказе в предоставлении земельного участка, оформленное письмом N 00221395 от 14.07.2008г., не соответствует нормам Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" и Земельного Кодекса РФ, а также нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, суд апелляционной инстанции считает, что оно подлежит признанию недействительным, а решение суда первой инстанции отмене на основании п.3 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
Доводы Комитета о том, что заявление общества поступило 01.07.2008г., т.е. после того, как истек пресекательный срок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов без проведения торгов, т.к. после 01.03.2007г., подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам.
Доводы Комитета о том, что заявление общества от 27.07.2006г. нельзя рассматривать как заявление о предоставлении земельного участка в аренду т.к. не содержало приложенной к нему кадастровой карты земельного участка, более того не отвечало требованиям к форме заявления, а также, что предметом разбирательства послужил ответ Комитета от 14.07.2008г. в ответ на обращение заявителя от 01.07.2008г., а не на обращение от 27.07.2006г., не могут быть приняты во внимание.
Из материалов дела следует, что заявления общества от 27.07.2006г. и от 01.07.2008г. по форме и содержанию идентичны.
В соответствии с п.4.7.6 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г.Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденного решением Городского совета депутатов от 20.10.2005 N 272-32, действовавшим в спорный период, решение о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное срочное пользование и постоянное (бессрочное) пользование принимается Комитетом по управлению имуществом г. Улан-Удэ в двухнедельный срок на основании заявления заинтересованного лица, оформленного в соответствии с формой, утвержденной Комитетом по управлению имуществом г. Улан-Удэ. К заявлению прилагается кадастровая карта (план) земельного участка.
Никакого решения по заявлению общества от 27.07.2006г. Комитетом, в том числе в связи с несоблюдением формы или непредставлением кадастровой карты, не принималось.
Кроме того, из заявления от 27.07.2006г. следует, что кадастровый план земельного участка был к заявлению приложен.
Доказательств, что кадастровый план земельного участка не был приложен к заявлению, в том числе акты об отсутствии документов, Комитет не представил.
В письме Комитета от 14.07.2008г., указано, что "рассмотрев Ваше обращение по вопросу заключения договора аренды земельного участка_" Из указанного письма не следует, что ответ дан именно на обращение общества от 01.07.2008г., а не на обращение от 27.07.2006г.
Иных доводов в отзыве на апелляционную жалобу Комитетом не приводилось.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявленные требования общества являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене на основании п.3 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
При подаче заявления и апелляционной жалобы общество уплатило госпошлину в сумме 3000 руб. На основании ст.333.40 Налогового Кодекса РФ, учитывая, что Комитет освобожден от уплаты госпошлины, уплаченная госпошлина в сумме 3000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04.12.2008г., принятое по делу N А10-2907/08, отменить, принять новое решение.
Признать недействительным решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ об отказе в предоставлении ООО "Селенга Строй" земельного участка, оформленное письмом от 14.07.2008г. N 00221395, и не соответствующим Федеральному закону от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" и Земельному Кодексу РФ.
Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Селенга Строй".
2.Возвратить ООО "Селенга Строй" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб. Выдать справку на возврат госпошлины.
3.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
4.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2907/08
Заявитель: ООО "Селенга Строй"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом г. Улан-Удэ
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-105/09