г. Владимир |
|
"26" января 2009 г. |
Дело N А38-4082/2008-17-282 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.01.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Москвичевой Т.В.,
судей Рубис Е.А., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.10.2008 по делу N А38-4082/2008-17-282, принятое судьей Лабжания Л.Д. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ариада-Экспорт" о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл.
В судебном заседании принял участие представитель МИФНС N 4 по Республике Марий Эл - Халиулин А.Д. по доверенности от 19.01.2009.
ООО "Ариада-Экспорт", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (почтовое уведомление N 4638), представителя не направило.
УФНС по Республике Марий Эл, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (почтовое уведомление N 4639), представителя не направило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл (далее по тексту - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Ариада-Экспорт" (далее по тексту - Общество) по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налогов и сборов.
По результатам проверки составлен акт от 17.06.2008 N 21.
Исполняющий обязанности начальника Инспекции, рассмотрев материалы проверки, 15.07.2008 вынес решение N 23 о привлечении Общества к налоговой ответственности, в том числе предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 4 816 руб. Данным решением Обществу также доначислен налог на прибыль в сумме 37 017 руб. и соответствующая сумма пеней, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 947 руб. 71 коп.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее по тексту - Управление).
Решением от 22.08.2008 N 86 Управление оставило решение Инспекции от 15.07.2008 N 23 без изменения.
Не согласившись с решениями налоговых органов в указанной выше части, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании их недействительными.
Решением арбитражного суда от 22.10.2008 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Инспекция полагает, что представленные Обществом путевые листы не соответствуют форме, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, следовательно, не подтверждают производственный характер произведенных расходов по ГСМ (горюче-смазочным материалам).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку полномочного представителя не обеспечило.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает правовую позицию Инспекции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации Общество является плательщиком налога на прибыль.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом в статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Как следует из материалов дела, Обществом в подтверждение своих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, были представлены договор аренды транспортного средства от 01.04.2005 и акт сдачи-приемки транспортного средства, путевые листы, акты о списании топлива, чеки АЗС, авансовые отчеты.
Согласно условиям договора аренды автомобиль арендован с целью осуществления транспортных перевозок работников арендатора, при этом арендатор брал на себя обязанность по оплате ГСМ в соответствии с нормами расходования топлива и пройденным расстоянием.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Из пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в этой норме.
Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 утверждена форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", являющаяся унифицированной формой первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте; она распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер для автотранспортных организаций.
Иные организации могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные в пункте 2 статьи 9 ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Такой документ должен содержать следующие данные: наименование, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
При этом первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода.
Представленные Обществом путевые листы оформлялись по форме N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Получение бензина и его оплата документально подтверждены, данный факт судом первой инстанции установлен и Инспекцией не оспаривался.
Путевые листы оформлялись с учетом специфики деятельности организации - оптовой торговли, связанной с экспортом товаров, - один раз в месяц и содержали сведения о километраже и маршрутах необходимых поездок работников организации в течение данного месяца. В актах о списании топлива также указывалось назначение поездок. Путевые листы содержали обязательные реквизиты: наименование, дату составления, наименование организации, от имени которой они составлены. В данных документах указан километраж, показания спидометра, имеются подписи водителя и лица, производящего расчет. В актах о списании топлива осуществлен расчет в денежном выражении с учетом норм расхода топлива.
На основании изложенного суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу, что спорные документы соответствуют требованиям, предъявляемым ФЗ от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" к первичным учетным документам и позволяют судить об осуществленных расходах и их производственном характере.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.10.2008 по делу N А38-4082/2008-17-282 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Марий Эл оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В.Москвичева |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-4082/2008-17-282
Истец: ООО "Ариада-Жкспорт"
Ответчик: МИФНС N4 по Республике Марий Эл
Третье лицо: УФНС России по РМЭ