г. Воронеж |
|
5 марта 2008 г. |
Дело N А14-8298/2007/563/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 марта 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей: Миронцевой Н.Д.,
Михайловой Т.Л.
при ведении протокола судебного заседания Астаповым С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУ "Черноземуправтодор"(ФГУ "ФУАД "Черноземье") на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.11.2007 года по делу N А14-8298/2007/563/11 (судья - С.В.Протасов) по заявлению ОАО "СГ-Транс"" к ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" о признании недействительным предписания
при участии:
от ФГУ "ФУАД "Черноземье" - Заволожина Е.В., ведущий юрисконсульт, по доверенности N 15/15-615 от 28.02.2007 г.
от ОАО "СГ-Транс" - Карапуз В.М., заместитель директора, по доверенности N 1-8-50 от 4.02.2008 г.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "СГ-Транс" (далее- ОАО "СГ-Транс") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным предписания N 15/13-2897 от 14.08.2007 г. Федерального государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" (далее- ФГУ "ФУАД "Черноземье", ФГУ "Черноземуправтодор") .
Решением арбитражного суда Воронежской области , принятым по рассмотренному заявлению, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГУ "ФУАД "Черноземье" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и просит принять новый судебный акт.
Представитель ОАО "СГ-Транс" возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 26.02.2008 г.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части.
Как установлено судом и следует из материалов дела ОАО "СГ-Транс" является собственником двух автомобильных газовых заправочных станций, расположенных по адресу Воронежская область, Каширский район, автомагистраль М-4 "Дон-1" 575 км + 50 (лево) и 757 км + 500(право).
При строительстве данных АГЗС ФГУ "ФУАД "Черноземье" заявителю были выданы технические условия сроком на один год на примыкание к автомагистрали М-4 "Дон". Технические условия ОАО "СГ-Транс" выполнены.
14 августа 2007 года в адрес акционерного общества Федеральным государственным учреждением ФУАД "Черноземье" было направлено предписание за исх. N 15/13-2897 , согласно которого ОАО "СГ-Транс" предписывалось остановить эксплуатацию принадлежащих объектов дорожного сервиса -АГЗС на 575 км (лево,право) автомобильной дороги М-4 "Дон" до приведения объектов в соответствие с действующим нормами, а также получить новые технические условия, разработать и согласовать схему движения автомобильного транспорта, выполнить работы по устройству переходно-скоростных полос и примыканий за счет своих средств.
Не согласившись с данным предписанием, считая его незаконным, заявитель обратился в суд с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленное требование суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание принято ответчиком с превышением полномочий, в нарушение норм действующего законодательства.
Апелляционная инстанция не может полностью согласиться с указанной позицией суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно п.3 ст.90 Земельного кодекса РФ для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности , обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений им сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения. Собственники земельных участков, землевладельцы и арендаторы земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земельных участков. Порядок установления и использования таких придорожных полос и полос отвода федеральных дорого определяется Правительством РФ.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам , стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам , относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог , проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.10 ст.22 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" строительство переходно-скоростных полос осуществляется владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Согласно Указу Президента ФЗ "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" от 27.06.1998 г. N 727 решения о предоставлении земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования или объектов, находящихся вне этих полос, но требующих для эксплуатации специального доступа к ним, принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию с органами, в функции которых входит управление федеральными автомобильными дорогами.
По Правилам установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1.12.1998 г. N 1420 особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.
Объекты дорожного сервиса, расположенные в пределах придорожных полос, должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги (п.13 Правил).
При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
Причем в силу п.11 Правил строительство и содержание объектов дорожного сервиса , включая площадки для стоянки автомобилей, подъезды и съезды к ним осуществляются за счет средств их владельцев.
Из материалов дела усматривается , что заявитель является собственником земельных участков, на которых находятся принадлежащие ему АГЗС. Земельные участки под АГЗС расположены в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги, в связи с чем согласование размещении АГЗС было проведено с ГУ "Черноземуправтодор".
Технические условия от 21.03.2003 г. были выданы ФГУП "СГ-Транс" (ныне -ОАО "СГ-Транс") на развитие существующего примыкания с устройством переходно-скоростных полос на км 575+500(лево) автомагистрали М-4 "Дон" сроком на один год.
С учетом проводимой реконструкции дорожной трассы, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и исполнения действующих нормативных актов, требуется новое обустройство объектов дорожного сервиса переходно-скоростными полосами.
Проектом предусмотрено строительство переходно-скоростных полос при реконструкции автомагистрали М-4 "Дон".
О проводимой реконструкции ОАО "СГ-Транс" было информировано. Размещение АГЗС было согласовано с учетом реконструкции автомагистрали за счет средств ОАО "СГ-Транс".
В соответствии с пунктами 4, 20 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.98 N 1420, органы управления федеральными автомобильными дорогами осуществляют в пределах своей компетенции контроль за использованием земель в пределах придорожных полос, согласовывают строительство в пределах придорожных полос зданий и сооружений, вносят предложения об отмене решений об отводе земельных участков в пределах придорожных полос или о размещении на этих участках объектов, принятых с нарушением данных Правил и законодательства Российской Федерации, дают предписания собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, в том числе и об устранении в установленные сроки нарушений, связанных с режимом использования этих земель.
К таким органам, в частности, относится Федеральное государственное учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства".
Согласно п.3.3.7 Устава ФГУ "Черноземуправтодор" обеспечивает технический надзор за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос), используемых для специального доступа к объектам дорожного сервиса, размещенным в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог.
Исходя из чего суд апелляционной инстанции находит, что ответчик обладает полномочиями на вынесение предписаний.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения и учитывая изменение схемы доступа к объектам в связи с изменением параметров автодороги М-4 "Дон" после реконструкции заявителю предписано получить новые технические условия.
Возражения заявителя на апелляционную жалобу в данной части не принимаются, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм права. Отклоняются и ссылки на положения Федерального закона N 257-ФЗ от 8.01.2007 г., поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления данный закон не вступил в действие. Вопрос об отнесении расходов по выполнению необходимых работ в связи с реконструкцией автомагистрали не является предметом рассмотрения настоящего
спора. В случае возникновения спора, его разрешение возможно путем обращения с самостоятельными требованиями.
Истечение срока действия технических условий означает прекращение их действия и невозможность производить по ним работы в связи с реконструкцией трассы М-4 "Дон".
Апелляционная инстанция находит предписание в данной части не подлежащим отмене, поскольку оно соответствует приведенным выше нормам действующего законодательства и не нарушает права заявителя на эксплуатацию объектов, находящихся в его собственности, использования земельного участка.
При этом апелляционный суд соглашается с выводами суда области об отсутствии у ФГУ "ФУАД "Черноземье" полномочий на выдачу предписания в части остановки деятельности объектов придорожного сервиса.
Доказательств наличия таких полномочий суду не представлено. В связи с чем обжалуемое решение в данной части следует оставить без изменения.
Расходы по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 268, п. 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области, принятое 20.11.07 г. по делу N А14-8298-2007/563/11 отменить в части.
Признать предписание от 14.08.2007 г. N 15/13-2897 Федерального государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" незаконным в части предписания остановить эксплуатацию принадлежащего ОАО "СГ-Транс" объекта дорожного сервиса - АЗС Воронежский филиал ОАО "СГ-Транс" на км 575+300 (лево),575+200 (право) автомобильной дороги М-4 "Дон" до приведения объекта в соответствии с действующими нормами.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Федерального государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" в пользу Открытого акционерного общества "СГ-Транс" расходы по госпошлине в сумме 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А.Сергуткина |
Судьи |
Н.Д.Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8298-2007/563/11
Истец: ОАО "СГ-Транс"
Ответчик: ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье"