г. Чита |
Дело N А78-5028/2008 С2-28/235 |
25 декабря 2008 года
04АП-3940/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Доржиева Э.П., Ячменева Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хлебас Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Росжелдорпроект" в лице Читинского проектно-изыскательского института "Забайкалжелдорпроект" - филиала ОАО "Росжелдорпроект" на решение Арбитражного суда Читинской области от 31 октября 2008 года по делу N А78-5028/2008 С2-28/235 по заявлению Открытого акционерного общества "Росжелдорпроект" в лице Читинского проектно-изыскательского института "Забайкалжелдорпроект" - филиала ОАО "Росжелдорпроект" к Забайкальскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об оспаривании решения N551 от 05.08.2008г.,
(суд первой инстанции: Литвинцев А.Б.)
при участии в судебном заседании:
от общества: Дементьевой Ю.Н., по доверенности от 20.05.2008г.,
от ФСС: Прохорова Д.А., по доверенности N 09-К от 27.03.2008г.,
Заявитель - Открытое акционерное общество (ОАО) "Росжелдорпроект" - обратился в суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 551 от 05.08.2008г. "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части включения в налогооблагаемую базу выплаты ежемесячных пособий матерям на детей в возрасте до 3-х лет, выплаченных сверх установленной законодательством РФ нормы, в сумме 41337 руб. и доначисления страховых взносов в 2007 г. в сумме 82,67 руб., в связи с чем уменьшить сумму штрафа до 958,40 руб.
Решением суда от 31 октября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о том, что неначисление страхователем страховых взносов на ежемесячные пособия матерям на детей в возрасте до 3-х лет, выплаченные сверх установленной законодательством РФ нормы, является неправомерным, так как противоречит вышеназванным нормативным правовым актам. Следовательно, решение Фонда N 551 от 05.08.2008г. в оспариваемой части является законным и обоснованным.
Общество, не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что объект обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен в статье 3 Федерального закона от 24.07.1998г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", при этом не указано, что в объект обложения страховыми взносами включаются любые выплаты в пользу физического лица, за исключением тех, что указаны в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999г. N 765 (с изм. от 05.10.2006г.) "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонд социального страхования Российской Федерации".
Названный Закон ограничивает объект обложения страховыми взносами выплатами при оплате труда. Перечень устанавливает исключение не из любых выплат, полученных работником, а только из выплат, начисленных работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей.
Ежемесячные пособия матерям на детей в возрасте до 3-х лет, выплаченные сверх установленной законодательством РФ нормы, не относятся к доходу работника, полученному в результате выполнения им трудовых функций, не входят в систему оплаты труда и не учитываются при расчете среднего заработка в целях выплаты страхового возмещения. Указанные выплаты никаким образом не зависят от результатов труда работника. Расходы на выплаты пособий матерям на детей в возрасте до 3-х лет, выплаченные сверх установленной законодательством РФ нормы, не учитываются в налогообложении, поскольку не являются обязательными выплатами в пользу работника, производятся страхователем по своему усмотрению и за счет чистой прибыли.
В связи с этим оснований отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель фонда апелляционную жалобу общества оспорил по мотивам, изложенным в отзыве, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст.266 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена выездная документальная проверка ОАО "Росжелдорпроект" по вопросам соблюдения законодательства по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой составлен акт N 551 н/с от 04.07.2008г. и принято решение, которым общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 975,00 руб. Кроме того, обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 4874,64 руб. и пени в размере 28,18 руб.
19.08.2008г. обществу вручено требования N 551 от 19.08.2008г. об уплате недоимки в сумме 4874,64 руб., пени в размере 28,18 руб. и штрафа в размере 975 руб.
05.09.2008г. Фондом вынесено решение N 551 о взыскании с ОАО "Росжелдорпроект" недоимки в сумме 4874,64 руб., пени в размере 28,18 руб., штрафа в размере 975 руб.
Фонд в обоснование вынесенного решения сослался на то, что в налогооблагаемую базу для начисления страховых взносов в 2007 г. обществом не включено 24373424 руб., в том числе 41337 руб. - выплаты матерям на детей в возрасте до 3- лет сверх установленной законодательством РФ нормы.
Не согласившись с указанным решением в части, общество обратилось в суд.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным и не подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ от 24.07.1998г. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В соответствии со ст.5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ от 24.07.1998г. страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно статье 20 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999г. N 165-ФЗ расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 4 этой статьи предусмотрено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
В силу п.3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 184 от 02.03.2000г. страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
В соответствии с п.4 указанных Правил, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 765 от 07.07.1999г., за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов. Указанный Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно пунктам 2, 5 Перечня страховые взносы социального страхования Российской Федерации не начисляются на государственные пособия гражданам, имеющим детей, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также на компенсации, выплачиваемые работнику (одному из родителей, родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком), находящемуся в соответствии с законодательством Российской Федерации в отпуске по уходу за ребенком.
Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлен ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В названной норме, в частности, предусмотрена выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994г. N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" с 01.01.2001г. установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб. матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам - военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
Таким образом, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются только на государственные пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС России, и на установленную Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994г. N 1110 компенсацию в размере 50 руб. до достижения ребенком трехлетнего возраста.
На иные виды выплат матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, подлежат начислению страховые взносы.
Действующее законодательство не ставит обязанность по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимость от источников произведенных выплат.
С учетом изложенных норм, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что общество не исполнило обязанность по включению в налогооблагаемую базу для исчисления страховых взносов в 2007 году выплат матерям на детей в возрасте до 3-х лет в размере 41337 руб.
В соответствии со статьей 19 Закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов
Таким образом, решение Фонда социального страхования о привлечении к ответственности за неуплату страховых взносов в виде штрафа в размере 975,00 руб., доначислении страховых взносов в размере 4874,64 руб. и пени в размере 28,18 руб. является законным.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан верный вывод о необоснованности заявленных требований.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Читинской области от 31 октября 2008 года по делу N А78-5028/2008 С2-28/235, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Читинской области от 31 октября 2008 года по делу N А78-5028/2008 С2-28/235 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5028/08
Заявитель: ЧПИИ "Забайкалжелдорпроет", ОАО "Росжелдорпроект"
Ответчик: ГУ Читинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3940/08