г. Чита |
Дело N А19-16424/08-20 |
06 марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2009 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борголовой Г.В.,
судей Лешуковой Т.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хлебас Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области года от 17 декабря 2008 по делу N А19-16424/08
по заявлению открытого акционерного общества "Иркутский релейный завод"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска
о признании недействительным требования налогового органа,
(судья Гурьянов О.П.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя по делу: представитель не явился,
от налоговой инспекции: представитель не явился,
установил:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Иркутский релейный завод" (далее - общество) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным требования по состоянию на 13.08.2008 N 100338 об уплате налога, сбора, пени, штрафа к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее - инспекция).
Решением суда первой инстанции от 17 декабря 2008 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Четвёртый арбитражный апелляционный суд об отмене решения суда первой инстанции.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не дана оценка доводам налогового органа о наличии в оспариваемом требовании всех обязательных реквизитов, что свидетельствуют полном его соответствии требованиям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Просит отменить решение суда.
В суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу от общества, в котором указано о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. Просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, ходатайствовали о рассмотрении её в отсутствие представителей.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 18.07.2008г. правительством Российской Федерации было принято Постановление N 540 "О реструктуризации задолженности открытого акционерного общества "Иркутский релейный завод" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам перед государственными внебюджетными фондами" (далее - Постановление, л.д.35-37). В соответствии с п.1 Постановления реструктуризации подлежит, в частности, задолженность, исчисленная по данным учета налоговых органов в части задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами (далее - вторая часть задолженности) - по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности.
На основании данного Постановления налоговым органом было принято Решение от 01.09.2008 N 19-01 "О реструктуризации задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам перед государственными внебюджетными фондами". На основании этого решения были составлены расшифровка реструктуризированной задолженности (л.д.29-30), график погашения задолженности (л.д.48).
Инспекцией в адрес общества было направлено требование N 100338 без даты составления (далее - требование) по состоянию на 13.08.2008 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (л.д.23). Указанным требованием налогоплательщику предложено уплатить в срок до 29.08.2008 сумму пени по состоянию на 13.08.2008 в размере 67444,98 рублей за несвоевременную уплату взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а так же средства прочие начисления в размере 5990671,26 руб., срок уплаты которых наступил 01.01.2002г. (л.д.8). Основанием взимания пени указана ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также указано, что процентная ставка пени рассчитана, исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России (14.07.2008г.) 11% годовых. Требование было направлено налогоплательщику 18.08.08г., и получено им 25.08.08г. (л.д.24).
Не согласившись с требованием инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования общества, исходил из того что, сумма недоимки в размере 5990671,26 руб., на которую начислены пени по спорному требованию от 13.08.2008г., включена в суммы, подлежащие реструктуризации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.07.2008г. N 540 , следовательно, пени должны уплачиваться в общем порядке в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 75 НК РФ, то есть после полного погашения суммы реструктурированной задолженности, что согласно графику будет произведено обществом в 2010 году. Оспариваемое требование налогового органа не содержит указаний на налоговый период, в котором образовалась недоимка, период начисления пени. Неисполнение налоговой инспекцией положений, установленных статьей 69 НК РФ, нарушает права налогоплательщика, предусмотренные статьей 21 указанного Кодекса, так как создает условия, когда налогоплательщик, исходя из содержания требования, не имеет возможности четко проверить правильность начисления пеней, а также судить об истечении срока уплаты недоимки.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под реструктуризацией долга в целях данного Кодекса понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита и не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.
В соответствии с ч. 12 ст. 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в 2008 году мероприятия по реструктуризации задолженности стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что в 2008 году проведение реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам перед государственными внебюджетными фондами осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2005 г. N 646-40.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2005 N 646-40 "О порядке проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса, исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций, по налогам и сборам, а так же начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами" установлено, что решение о реструктуризации задолженности организации принимает Правительство Российской Федерации, и с даты принятия решения в отношении организации, прекращается начисление пеней на реструктурированную задолженность и применение мер по принудительному взысканию указанной задолженности.
Иркутский релейный завод включен в Перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации N 22р от 09.01.2004г.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 540 "О реструктуризации задолженности открытого акционерного общества "Иркутский релейный завод" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам перед государственными внебюджетными фондами" от 18.07.2008 задолженность завода, исчисленная по данным учета налоговых органов в части задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами по состоянию на дату принятия решения, была реструктуризирована.
Исходя из приведенных положений нормативных и ненормативных правовых актов, суд апелляционной инстанции делает вывод, что решением о реструктуризации задолженности, с даты принятия которого прекращается начисление пеней на реструктуризированную задолженность и прекращается применение мер по принудительному взысканию этой задолженности, является Постановление Правительства Российской Федерации N 540 "О реструктуризации задолженности открытого акционерного общества "Иркутский релейный завод" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам перед государственными внебюджетными фондами" от 18.07.2008, принятое Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий. Следовательно, начисление пеней на имеющуюся задолженность должно быть прекращено с 18.07.2008.
Сумма недоимки по оспариваемому требованию включена в суммы задолженности, подлежащие реструктуризации (л.д.29). В соответствии с п. 1 и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 N 540 все пени по задолженности (вторая часть задолженности) подлежат уплате в 2010 году после полной уплаты первой части задолженности. Таким образом, действия налогового органа по взысканию пени по задолженности являются незаконными и необоснованными.
В соответствии с ч.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В соответствии с п. 5 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Кроме того, правила, предусмотренные ст.69 НК РФ, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (ч.8 ст.69 НК РФ).
В спорном требовании не указан период, за который начислены недоимка и соответственно пени. Доказательства направления заводу расчета пени, из которого усматривался бы период начисления пени, в материалах дела нет (в уведомлении о вручении указано только само требование - л.д.24). Расчет пени, имеющийся в материалах дела (л.д.25), создан 28.11. 2008, то есть после обращения общества в суд.
Из оспариваемого требования не ясно за кокой период образовалась недоимка, на которую начислены пени 67444,98 рублей.
Поскольку, инспекцией не представлено доказательств правомерности направления налогоплательщику требования N 100338 по состоянию на 13.08.2008, которым обществу было предложено уплатить 67444,98 руб. - пени за несвоевременную уплату взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал его недействительным.
Судебные расходы распределены правильно.
Таким образом, все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены и проверены в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, и по мнению суда апелляционной инстанции не влияют на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены решения суда первой инстанции нет.
Руководствуясь частью 1 статьи 268, статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 декабря 2008 года по делу N А19-16424/08-20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий судья |
Г.В. Борголова |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16424/08
Заявитель: ОАО "Иркутский релейный завод"
Ответчик: ИФНС по Октябрьскому административному округу г. Иркутска
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-419/09