г. Пермь
06 октября 2008 г. |
Дело N А50-2355/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2008 года;.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.
судей: Савельевой Н.М., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.
при участии:
от истца ОАО "Пермэнергосбыт" - Денисова Е.П., паспорт 5704 264497, доверенность от 27.12.2007г., Селиванова А.Н., удостоверение N 0141, доверенность от 27.12.2007г.
от ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц:
1) Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - Калашникова Л.Ф., удостоверение N 118, доверенность от 09.01.2008г.;
2) Министерства финансов Пермского края - Катаева Ю.Г., паспорт 5704 369740, доверенность от 28.01.2008г.;
3) Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю не явился, извещен надлежащим образом;
4) Министерства социального развития Пермского края не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца ОАО "Пермэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06.08.2008 года
по делу N А50-2355/2008
принятое судьей Дружининой Л.В.
по иску ОАО "Пермэнергосбыт"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
третьи лица:
1)Управление Федерального казначейства по Пермскому краю;
2)Министерство финансов Пермского края;
3)Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю;
4)Министерство социального развития Пермского края.
о взыскании 67.114,77 руб.
установил:
ОАО "Пермская энергосбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Министерства социального развития Пермского края убытков в размере 67.114,77 руб., возникших в связи с оказанием услуг по предоставлению электрической энергии в размере 50% отдельным категориям граждан.
Определением суда от 09.06.2008г. ответчик заменен на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.08.2008г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, при этом заявитель жалобы указывает, что денежные средства, выделяемые из бюджета в связи с предоставлением льгот по оплате за электроэнергию отдельным категориям граждан, в 2005 году включались в налоговую базу по НДС, соответствующие налоговые вычеты налоговым органом не предоставлены. Представители заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Ответчик и третьи лица - Управление Федерального казначейства по Пермскому краю; Министерство социального развития Пермского края письменные отзывы на апелляционную жалобу не направили.
В судебном заседании представитель третьего лица УФК по Пермскому краю против доводов апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
От третьего лица - УФНС России по Пермскому краю представлен письменный отзыв, в котором указано, что денежные средства, выделяемые из бюджета в связи с предоставлением льгот по оплате за электроэнергию отдельным категориям граждан в 2005 году включались в налоговую базу по НДС, следовательно, они должны выделяться из бюджета с учетом сумм НДС, кроме того, третье лицо в отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу, представленном Министерством финансов Пермского края, третье лицо просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая при этом, что суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот, согласно законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС, поэтому возмещение расходов в связи с предоставлением данных льгот за счет средств федерального бюджета должно осуществляться без НДС. В судебном заседании представитель Минфина Пермского края доводы отзыва поддержала.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с условиями договора N 120-136/2005 от 28.03.2005 года, ОАО "Пермская энергосбытовая компания" выставила в адрес Министерства социального развития Пермского края счета-фактуры на возмещение расходов, возникших в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в 2005 году на общую сумму 439.974,58 руб., в том числе НДС в сумме 67.114,77 руб.
Ответчик произвел оплату только в размере 372.859,81 руб., НДС в размере 67.114,77 руб. не оплачен.
Считая, что отказ ответчика от возмещения уплаченной суммы НДС в бюджет является необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия противоправного бездействия ответчика, повлекшего возникновение у истца убытков, связанных с не возмещением уплаченного в федеральный бюджет НДС с суммы предоставленных в соответствии с ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" льгот.
Судами установлено, что между ОАО "Пермэнерго" и Департаментом социального развития Пермской области заключен договор о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за пользование электрической энергией отдельным категориям граждан N 120-136/2005 от 28.03.2005 года, согласно условиям которого Обществу возмещаются расходы за предоставление 50% скидки по оплате за пользование электроэнергией отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за счет средств Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций (л.д. 21-24).
В связи с государственной регистрацией ОАО "Пермская энергосбытовая компания", являющегося правопреемником в отношении части прав и обязанностей ОАО "Пермэнерго", созданного в результате реорганизации ОАО "Перэнерго" в форме выделения, в указанный договор внесены изменения, оформленные соглашением N 192 от 08.09.2005 года (л.д. 25-26), которым произведена замена стороны по договору, на основании выписки из протокола внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Пермэнерго" N 17, выписки из разделительного баланса ОАО "Пермэнерго", справки ОАО "Пермэнерго" N 143-15-1901 от 21.11.2006 года.
В 2005 году Обществом, в связи с исполнением названного договора, в адрес Министерства социального развития Пермской области выставлены счета-фактуры N 611/11/0664 от 18.11.2005 года на сумму 26.359,83 руб., N 611/12/0671 от 15.12.2005 года на сумму 60.656,34 руб., N 611/12/0672 от 15.12.2005 года на сумму 122.828,99 руб., N 611/12/0676 от 15.12.2005 года на сумму 163.014,65 руб., а также N 000011/015 от 30.11.2006 года на сумму 5.524.988,90 руб., N 000006/021 от 30.06.2007 года на сумму 653.931,88 (допредъявление ранее непредъявленных сумм возмещения расходов за предоставление мер социальной поддержки по оплате электроэнергии в 2005 году) (л.д. 35, 40, 46, 51).
При этом Обществом составлялись расчеты сумм, подтвержденных Министерством; сторонами договора составлялись акты сверок (л.д. 36, 37, 41, 42, 47, 48, 52, 53).
Министерством произведена оплата в общей сумме 372.859,81 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Между тем, Министерство не произвело оплату выставленных счет-фактур N 000011/015, N 000006/021 на общую сумму НДС в размере 6.178.920,78 руб., в том числе по Закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в размере 67.114,77 руб.
Суд апелляционной инстанции считает отказ ответчика правомерным в силу следующего.
Как указано выше, Обществом оказывались услуги населению по предоставлению электрической энергии, в том числе, отдельным категориям граждан по льготным ценам.
При исчислении обязательств по НДС в 2005 году истец включал в налоговую базу стоимость оказанных услуг по фактическим ценам, то есть в размере 100%.
НДС в указанном размере в 2005 году Обществом уплачен в полном объеме.
По мнению Общества, отказ Министерства возместить, уплаченный им НДС в размере 67.114,77 руб. по услугам, оказанным в соответствии с ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", повлек причинение истцу убытков, следовательно, спорная сумма подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ возмещение потерпевшей стороной причиненных убытков является универсальной мерой гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия (в том числе ненадлежащее исполнение принятого на себя обязательства).
По правилам ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По общему правилу убытки подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих возникновение убытков у лица, право которого нарушено, причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика, а также размера убытков.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу положений п. 2 ст. 154 НК РФ, в редакции, действующий в спорный период, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153-158 Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Поскольку денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при применении установленных федеральным законом льгот для отдельных категорий граждан, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), они не учитываются при исчислении налоговой базы по НДС в порядке, определенном п.п. 2 п. 1 ст. 162 названного Кодекса.
Следовательно, НДС подлежит уплате только с сумм, фактически полученных (подлежащих получению) от потребителя.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по действующему (в том числе ранее) законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС. Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной защиты, с НДС федеральными законами не предусмотрено. Отсутствует такое условие и в договоре о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за пользование электроэнергией отдельным категориям граждан.
Соответственно, возмещение сумм по льготам подлежат компенсации из федерального бюджета без включения НДС.
На основании вышеизложенного доводы апелляционной жалобы во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются, как основанные на неверном толковании норм права.
Поскольку общество ошибочно включило в налоговую базу по НДС за 2005 г. стоимость оказанных услуг в полном объеме, оно должно откорректировать обязательства за указанный период, подав уточненную налоговую декларацию, исключив из налогооблагаемой базы полученные из бюджета субсидии, с последующим возвратом или зачетом излишне уплаченного налога. Доказательств разрешения возникшего спора в установленном Налоговым кодексом РФ порядке заявителем не представлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции является законным, отмене не подлежит.
Иных влекущих отмену судебного акта доводов, которые бы не были предметом исследования суда 1 инстанции, заявителем по делу не приведено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06.10.2008г. по делу N А50-2355/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Пермэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2355/2008-Г28
Истец: ОАО "Пермэнергосбыт"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Управление федеральной налоговой службы по Пермскому краю, Управление Федерального казначейства по Пермскому краю, Министерство финансов Пермского края, Министерство социального развития Пермского края
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7098/08