г. Пермь |
|
14 ноября 2008 г. |
Дело N А71-9667/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Нилоговой Т.С., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом): Брагина Н.В. - представитель по доверенности от 28.08.2008г., предъявлен паспорт;
от ответчиков (ОАО "Ижавиа", Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике): извещены надлежащим образом, представители не явились;
от третьего лица (Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики): Ким С.В. - представитель по доверенности от 28.12.2007г., Сипко П.А.-представитель по доверенности от 26.12.2007г., предъявлены удостоверения;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 февраля 2008 года
по делу N А71-9667/2006,
принятое судьей Г.А. Абуязидовой
по заявлению Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
к 1. Открытому акционерному обществу "Ижавиа", 2. Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике
третье лицо: Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики
о признании недействительным решения о государственной регистрации и о возложении обязанности по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц,
установил:
В арбитражный суд Удмуртской Республики обратилась Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ - т.1 л.д.103) о признании недействительным решения от 10.06.2004г. N 327 о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации ОАО "Ижавиа", созданного в результате преобразования ГП "Ижавиа", возложении на Межрайонную ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике обязанности по восстановлению в ЕГРЮЛ записи о существовании ГП "Ижавиа".
Решением арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.02.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008г. решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4.08.2008г. судебный акт апелляционной инстанции отменен как принятый с нарушением норм процессуального законодательства, дело направлено на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Определением от 19.08.2008г. дело принято к производству судом апелляционной инстанции и назначено к рассмотрению на 15.09.2008г. Определениями от 15.09.2008г., 15.10.2008г. рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции откладывалось по ходатайствам сторон - заявителя, ответчика (ОАО "Ижавиа"), третьего лица в связи с принятием мер по досудебному урегулированию спора для заключения мирового соглашения.
Рассмотрение дела в судебном заседании 15.09.2008г. было начало судом в составе председательствующего Осиповой С.П., судей Нилоговой Т.С., Мещеряковой Т.И. 2.10.2008г. исполняющим обязанности председателя Семнадцатого арбитражного апелляционного суда Карповой Т.Е. на основании докладной записки была произведена замена судьи Осиповой С.П. в связи с нахождением ее в отпуске в день, на который было назначено рассмотрение дела, на судью Риб Л. Х.
В судебном заседании 15.10.2008г. дело рассматривалось судебной коллегией в составе председательствующего судьи Риб Л.Х., судей Нилоговой Т.С., Мещеряковой Т.И.
В заседании суда апелляционной инстанции 11.11.2008г. дело рассматривалось судебной коллегией в том же составе, председательствующий судья Риб Л.Х., судьи Нилогова Т.С., Мещерякова Т.И.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 12.11.2008г. в 17 час. 45 мин., присутствующие в судебном заседании представители сторон извещены об объявлении перерыва, о чем имеются подписи в протоколе судебного заседания, явка представителей сторон в судебное заседание после перерыва не признана обязательной. После окончания перерыва судебное разбирательство продолжено 12.11.2008г. в 17 час. 45 мин тем же составом суда, в судебное заседание явился представитель третьего лица.
Позиция заявителя апелляционной жалобы, изложенная помимо жалобы в письменных пояснениях от 8.05.2008г. (т.3 л.д.73,74) сводится к тому, что для регистрации предприятия в налоговый орган были представлены принятые Правительством Удмуртской Республики постановление от 26.01.2004г. N 6 и распоряжение от 17.05.2004г. N 464-р о приватизации Государственного предприятия "Ижавиа", признанные в последующем недействительными судебными актами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя жалобы, следует квалифицировать как непредставление определенного Федеральным законом N 129-ФЗ от 8.08.2001г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ от 8.08.2001г.) перечня документов, необходимых для государственной регистрации предприятия. В части пропуска срока, предусмотренного ст.198 АПК РФ для обжалования решения регистрирующего органа, заявитель апелляционной жалобы пояснил, что о регистрации вновь образованного предприятия ему было известно, однако не известны дата и номер решения о регистрации ОАО "Ижавиа", данная информация стала известна из отзыва регистрирующего органа, представленного в предварительное судебное заседание 31.0.2008г., поэтому срок для обжалования решения не пропущен.
Ответчиками (ОАО "Ижавиа", Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике (далее - регистрирующий орган, Инспекция) представлены письменные отзывы с возражениями на доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта ответчики не усматривают. Позиция, изложенная в отзывах на жалобу, сводится к тому, что регистрирующим органом при принятии решения не были нарушены положения Федерального закона N 129-ФЗ от 8.08.2001г., оснований для отказа в регистрации не имелось, поскольку все необходимые для регистрации документы были представлены; оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности; заявление с требованием о признании недействительным ненормативного акта подано заинтересованным лицом в арбитражный суд с нарушением предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срока для обжалования.
Третье лицо (Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики) в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает позицию ответчиков по делу, указывает на отсутствие законных оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации, а также на то, что оспариваемым решением интересы заявителя в сфере экономической деятельности не нарушены, в момент принятия решения о реорганизации ГП "Ижавиа", согласно его учредительных документов, являлось собственностью Удмуртской Республики, принятие арбитражным судом решения об удовлетворении заявленных требований повлечет за собой неблагоприятные последствия для широкого круга лиц, в том числе для государства.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители сторон, участвующих в деле, поддержали доводы, приведенные ими соответственно в апелляционной жалобе и отзывах на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебно акта, руководствуясь при этом следующим.
Как видно из материалов дела, 07.06.2004г. в регистрирующий орган представлено заявление о государственной регистрации ОАО "Ижавиа", создаваемого путем реорганизации в форме преобразования Государственного авиапредприятия "Ижавиа" (форма N Р12001- т.2 л.д.88-91).
К заявлению был приложен пакет документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, в том числе: устав ОАО "Ижавиа", распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 17.05.2004г. N 464-р "Об условиях приватизации государственного авиапредприятия "Ижавиа", распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 19.05.2004г. N 346П/03-рп "О мерах по выполнению распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 17 мая 2004 года N 464-р "Об условиях приватизации государственного авиапредприятия "Ижавиа", передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного авиапредприятия "Ижавиа" от 19.05.2004г., документы, подтверждающие уведомление в письменной форме кредиторов реорганизуемого юридического лица о предстоящей реорганизации (т. 1, л.д. 9, 122-123, 126, 127, 129; т. 2, л.д. 88, 100, 102, 104).
На основании представленных для государственной регистрации документов, 10.06.2004г. регистрирующим органом принято решение N 327 о регистрации созданного путем реорганизации в форме преобразования ОАО "Ижавиа" и выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Одновременно 10.06.2008г. Инспекцией было принято решение N 328 о регистрации прекращения деятельности государственного предприятия "Ижавиа" (т. 2 л.д. 25, 26). В Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие записи о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования и прекращения деятельности юридического лица (т.2 л.д. 57, т. 3 л.д. 67).
Не согласившись с действиями регистрирующего органа по государственной регистрации предприятия, Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения о государственной регистрации создания юридического лица - ОАО "Ижавиа" и о возложении на регистрирующий орган обязанности по восстановлению в ЕГРЮЛ записи о существовании ГП "Ижавиа".
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения о государственной регистрации Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Основанием для отказа в удовлетворении требований также послужил факт пропуска заявителем срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, для подачи заявления в суд.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к следующим выводам.
Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, представляющем в настоящем споре интересы Российской Федерации, заявлены требования об оспаривании решения государственного органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, и возложении на последнего обязанности по восстановлению записи в Едином государственном реестре юридических лиц. Заявленные требования вытекают из публично-правовых отношений и подлежат рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ.
Заявленный спор имеет свой предмет доказывания, который определяется из объема прав и обязанностей по доказыванию обстоятельств, возложенных на заявителя и заинтересованных лиц, а также из обязанностей суда по установлению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрению дела.
В силу положений ч.1 ст.198, ч.2 ст.201 АПК РФ основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконными) являются несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта) и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия. При этом, согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, в предмет доказывания по рассматриваемому делу входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности либо нарушение публичных интересов. По общему правилу в соответствии со ст. 198 АПК РФ при рассмотрении спора подлежит исследованию вопрос о соблюдении заявителем процессуального срока на обращение в арбитражный суд.
При рассмотрении настоящего спора арбитражному суду необходимо исследовать обстоятельства, связанные с представлением в регистрирующий орган пакета документов для регистрации нового юридического лица - ОАО "Ижавиа", созданного в результате реорганизации в форме преобразования ГП "Ижавиа", а также наличие нарушенных прав и законных интересов участников спора в сфере экономической деятельности.
В соответствии с положениями ст.14 Федерального закона N 129-ФЗ от 8.08.2001г. (в редакции, действующей на момент представления документов) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения) в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); в) решение о реорганизации юридического лица; д) передаточный акт или разделительный баланс; е) документ об уплате государственной пошлины.
Необходимо отметить, что в силу ст. ст. 9, 23 Федерального закона 129-ФЗ от 8.08.2001г. регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме предусмотренных законом, а отказ в регистрации возможен лишь в случае непредставления определенных законом необходимых документов.
В качестве решения о проведении реорганизации для регистрации ОАО "Ижавиа" были представлены распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 17.05.2004г. N 464-р "Об условиях приватизации государственного авиапредприятия "Ижавиа"; распоряжение Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 19.05.2004г. N 346П/03-рп "О мерах по выполнению распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 17 мая 2004 года N 464-р "Об условиях приватизации государственного авиапредприятия "Ижавиа".
Согласно уставу ГП "Ижавиа", также представленному в пакете документов для регистрации вновь созданного предприятия, учредителем государственного предприятия является Государственный комитет Удмуртской Республики по управлению госимуществом, предприятие относится к собственности Удмуртской Республики (п.1.4 Устава, т.2 л.д.77-84).
Действительно, в дальнейшем решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2005г. N 1982/05 признаны недействительными постановление Правительства Удмуртской Республики от 26.01.2004г. N 6 в части включения в раздел 2 указанного прогнозного плана государственного предприятия "Ижавиа" и принятое во исполнение названного постановления распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 17.05.2004г. N 464-р. Признание судом указанных актов незаконными влечет их недействительность с момента принятия государственным органом, каких либо правовых последствий такие акты не несут.
Вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.06.2007г. и постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2007г. по делу N А71-9666/2006 признана недействительной ничтожной сделка приватизации государственного авиапредприятия "Ижавиа", оформленная передаточным актом между Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики и ОАО "Ижавиа".
Последствием принятия такого судебного акта Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации является признание неполным (недостаточным) пакета документов, представленных для регистрации, что является основанием для отказа в государственной регистрации предприятия.
Вместе с тем на момент представления документов для регистрации ОАО "Ижавиа" законность вышеназванных ненормативных актов органов государственной власти Удмуртской Республики не вызывала сомнений, их содержание соответствовало положениям устава реорганизуемого государственного предприятия. Принимая во внимание изложенное и учитывая, что в силу положений Федерального закона N 129-ФЗ от 8.08.2001г. регистрирующий орган не наделен правом на проведение правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, перечень оснований для отказа в регистрации ограничен является закрытым, у регистрирующего органа по представленным документам не было оснований для принятия иного решения, кроме решения о регистрации созданного в результате реорганизации предприятия ОАО "Ижавиа", что и послужило основанием для принятия решения N 327 от 10.06.2004г.
По вопросу о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов в судебном заседании представитель заявителя пояснил, что в результате принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации ОАО "Ижавиа" и внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ГП "Ижавиа" были нарушены имущественные права Российской Федерации как собственника имущества государственного предприятия, поскольку в результате проведенной приватизации имущество предприятия выбыло из федеральной собственности. Обращение с требованиями, заявленными в рамках настоящего дела, заявитель рассматривает как способ защиты, направленный на восстановление нарушенных имущественных прав.
Однако, как отмечено выше, сделка приватизации государственного предприятия "Ижавиа" признана недействительной, о чем вынесены судебные акты по делу N А71-9666/2006, рассмотренному Арбитражным судом Удмуртской Республики (решение от 18.06.2007г., постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2007г.).
Согласно ч.2 ст.168 ГК РФ признание сделки недействительной влечет обязанность для сторон возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Признание сделки приватизации государственного предприятия недействительной влечет возникновение права у надлежащего собственника имущества заявлять материальные требования о возврате неправомерно отчужденного имущества. В свою очередь требования о признании недействительным решения регистрирующего органа и восстановление записи в Едином государственном реестре юридических лиц непосредственно не направлены на восстановление нарушенных имущественных прав собственника имущества.
К такому же выводу пришел и суд первой инстанции, и апелляционная инстанция считает данный вывод обоснованным.
В части требований о возложении на регистрирующий орган обязанности по восстановлению в ЕГРЮЛ записи о существовании ГП "Ижавиа" суд отмечает, что внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ГП "Ижавиа" было произведено на основании решения N 328 от 10.06.2004г. (т.2 л.д.26), не оспоренному заявителем.
Само по себе внесение в ЕГРЮЛ записи является лишь техническим исполнением решения органа, на которого возложены функции по государственной регистрации, и наличие принятого в установленном порядке и действующего решения исключает возможность внесения в ЕГРЮЛ каких-либо изменений, аннулирующих данное решение.
Правильными являются и вводы суда первой инстанции относительно пропуска заявителем срока подачи заявления в арбитражный суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно указанной норме заявление о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Утверждая, что в данном случае срок для обращения в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения от 10.06.2004г. не пропущен, заявитель указывает, что до января 2007 года ему не были известны реквизиты (дата и номер решения о регистрации ОАО "Ижавиа").
Между тем ненормативные акты, в соответствии с которыми была проведена приватизация предприятия, признаны недействительными в 2005 году, заявитель по делу инициировал спор, рассмотренный Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в ноябре 2005 года. В материалы настоящего дела представлено письмо от 31.07.2006 года, подписанное заместителем начальника Управления правового обеспечения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, в котором территориальному управлению предлагается выполнить ранее переданное поручение по обращению в суд в защиту имущественных интересов государства. Сведения о субъектах предпринимательской деятельности, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются общедоступными и получение необходимой информации не вызывает затруднений. Доказательств того, что государственный орган, уполномоченный представлять интересы Российской Федерации по настоящему делу, не мог получить каких-либо сведений из ЕГРЮЛ в материалах дела отсутствуют. Учитывая, что с настоящими требованиями заявитель обратился в суд 22.12.2006г., предусмотренный арбитражным процессуальным законодательством для обращения по данной категории споров срок им пропущен.
Каких либо обстоятельств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока для обращения в арбитражный суд, заявителем не приведено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 февраля 2008 года по делу N А71-9667/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице федерального агентства по управлению федеральным имуществом - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Т.С. Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9667/2006-Г10
Истец: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике
Ответчик: ОАО "Ижавиа", Межрайонная ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2402/08