Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 сентября 2006 г. N КА-А40/8352-06
(извлечение)
Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Калужской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фирма Интеринвест-А" (далее - общество) 20112 руб. 24 коп. налога и пени.
Определением от 24.04.06 названный арбитражный суд возвратил заявление без рассмотрения применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), т.к. сумма заявленного требования составляет менее размера, установленного ч. 7 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 29.06.06 оставил это определение без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные. При этом сослалась на ошибочность вывода судов двух инстанций о не подведомственности суду заявленного по делу требования, поскольку к взысканию заявлены не штрафные санкции, а задолженность по земельному налогу и пени.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебное заседание представители сторон не явились. Общество уведомлено телеграммой по известному суду адресу, являющемуся адресом местонахождения юридического лица. Инспекция уведомлена о рассмотрении кассационной жалобы телефонограммой.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит подлежащими отмене обжалованные по делу судебные акты.
Возвращая без рассмотрения заявленное инспекцией требование о взыскании с общества 20112 руб. 24 коп. задолженности по земельному налогу и пени, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Федеральным законом от 04.11.05 N 137-Ф3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", ч. 7 ст. 114 НК РФ налоговая санкция взыскивается в судебном порядке в случае, если сумма санкции, налагаемой на налогоплательщика -юридическое лицо, превышает пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. Также указал на недоказанность факта оспаривания налогоплательщиком решения инспекции о взыскании с общества денежных средств.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения определение суда первой инстанции о возврате поданного инспекцией заявления, также отметил, что заявление подано в суд 18.04.06, т.е. после вступления в силу вышеупомянутого Федерального закона, в связи с чем на основании абз. 1 п. 1, п. 3, 6 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.06 N 105 оно правомерно возвращено без рассмотрения.
Вывод судов первой и апелляционной инстанции является ошибочным.
Статьей 114 НК РФ определен порядок взыскания налоговой санкции.
Между тем, предметом взыскания по данному делу является задолженность по земельному налогу со сроками платежа по состоянию на 15.04.05 и 15.07.05 и пени.
В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 45 НК РФ (в редакции Федерального закона N 137-Ф3) взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
В п. 1 ст. 46 НК РФ (в редакции Федерального закона N 137-Ф3) предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
В силу п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств (п. 3 ст. 46 НК РФ).
В п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в том случае, когда налоговый орган пропустил срок на бесспорное списание сумм недоимки и пеней, установленный пунктом 3 статьи 46 Кодекса, и обратился с соответствующим иском в суд, данный иск подлежит рассмотрению по существу.
Таким образом, действующим законодательством не исключено право налогового органа при определенных условиях обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и пени.
При обращении в суд налоговая инспекция указала, что на момент обращения в суд не могла реализовать право на бесспорное взыскание налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на банковских счетах, так как истек срок исполнения требования об уплате налога и по этой причине не могло быть вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств.
Доводы инспекции не были предметом проверки и оценки суда.
В связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене как незаконные, а дело - направлению на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
определение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.06 по делу N А40-24186/06-20-106, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.06 N 09АП-7106/2006-АК по тому же делу отменить.
Дело передать на рассмотрение по существу в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 сентября 2006 г. N КА-А40/8352-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании