г. Томск |
Дело N 07АП-363/09 |
"12" февраля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Ждановой Л.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ждановой Л.И.
при участии в заседании: Шрамова Д.М., доверенность от 09.10.2008 г.; Поповой О.В., доверенность от 09.10.2008 г.; Дмитриева К.И., доверенность от 03.09.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сибирский химический комбинат"
на решение арбитражного суда Томской области от 27.11.2008г.
по делу N А67-4665/08 (судья Мухамеджанова Л.А.)
по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Томской области
к открытому акционерному обществу "Сибирский химический комбинат"
о взыскании задолженности по плате за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников за 1 квартал 2008 года в размере 9031855,79 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Томской области обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Открытому акционерному обществу "Сибирский химический комбинат" (далее ОАО "СХК", общество) о взыскании задолженности по плате за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников за 1 квартал 2008 года в размере 9031855,79 руб.
Решением арбитражного суда Томской области от 27.11.2008г. требования Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Томской области удовлетворены, с ОАО "СХК" взыскана задолженность по плате за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников за 1 квартал 2008 года в размере 9031855,79 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Томской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по следующим основаниям.
- несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права: п 1.3 инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, в соответствии с которым плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнения в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов на установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный превышающий коэффициент; п. 11 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с которым в столбце 9 формы указывается размер фактического выброса данного загрязняющего вещества за отчетный период сверх установленного лимита; пункты 6, 7 данного порядка указывают, что величины предельно допустимого выброса и временно согласованных выбросов указываются в соответствии с Разрешением; в столбцах 4 и 5 расчетной формы указаны прочерки, т.е. отсутствуют значения ПДВ и ВСВ, соответственно выполнить математические расчеты и произвести вычисления в соответствии с п. 1.3 "Инструктивно-методических указаний_" и п. 11 "Порядка заполнения и представления формы расчета платы_" не представляется возможным;
- недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела: действующий порядок выдачи разрешений на выбросы не содержит никаких сведений о том, чем должен руководствоваться природопользователь в период переоформления (продления) разрешения, т.к. разрешение на выбросы выдается на срок не более года; отсутствие вины ОАО "СХК" в том, что оно осуществляло выбросы вредных веществ без разрешения, подтверждается решением Арбитражного суда Томской области от 19.05.2008г. по делу N А67-76 4/08; предметом рассмотрения по делу А67-608/08 являлся 3 квартал 2007 г., а не 1 квартал 2008 г., при этом основания отсутствия разрешения на выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников отличались в 3 квартале 2007 года от оснований отсутствия разрешения в 1 квартале 2008 г.
Более подробно доводы ОАО "СХК" изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представители заявителя возражали против доводов жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 27.11.2008г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что Управлением Ростехнадзора по Томской области на основании сведений о фактических выбросах за 1 квартал 2008 года, представленных ФГУП "СХК" (преобразовано в ОАО "СХК") в расчете платы, в соответствии с действующим законодательством был проведен расчет платы за выбросы, согласно которому плата за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников ФДУП "СХК" за 1 квартал 2008 г. составила 9408216,17 руб.
Общий размер платы ФГУП "СХК" за 1 квартал 2008 г. (с учетом доначисления Управления) составил 10781535,46 руб. С учетом того, что ФГУП "СХК" внесена плата за 1 квартал 2008 года в размере 1749679,67 руб., размер задолженности составил 9031855,79 руб.
ФГУП "СХК" было направлено требование N 2341/н от 23.06.2008г. об уплате задолженности по плате за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников за 1 квартал 2008 года в размере 9031855,79 руб., где было предложено в добровольном порядке погасить задолженность, однако организацией указанное требование не было исполнено.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
В силу положений ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с п. 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка: путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, в силу ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как правильно установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Томской области от 10 апреля 2008 года по делу N А67-608/08, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 августа 2008 года установлены следующие обстоятельства:
Ответчик имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в связи с чем, 12.03.2007 Ростехнадзором было выдано разрешение N 4533 на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками со сроком действия с 26.02.2007 до 01.07.2007, из которого следует, что норматив выбросов золы углей установлен с применением коэффициента оседания F=l на основании справочных материалов "Инженерно-экономический справочник. Том 1 А.С. Тимонин. Калуга, 2003 г. (примечание 1 к разрешению); в срок до 01.07.2007 ФГУП "СХК" необходимо представить протоколы замеров дисперсного состава золы углей; при установлении коэффициента оседания золы углей более 1. провести корректировку плана мероприятий по снижению выбросов и проекта нормативов ПДВ (примечание 5 к разрешению).
В декабре 2007 года Ростехнадзором в адрес ФГУП "СХК" взамен вышеуказанного разрешения N 4533 от 12.03.2007 было направлено разрешение N 4567, устраняющее технические ошибки в величине выбросов по некоторым веществам (срок действия с 26.02.2007 до 01.07.2007), содержащее примечания 1 и 5 аналогичного содержания.
25.06.2007 ФГУП "СХК" обратилось в Ростехнадзор за продлением срока действия разрешения на выброс N 4533 с приложением протокола определения дисперсного состава золы углей, сжигаемых в котельной ТЭЦ ФГУП "СХК", подготовленного лабораторией электронной микроскопии ТГАСУ, и расчета коэффициента оседания золы углей, выбрасываемой в атмосферу ТЭЦ, согласно которым коэффициент оседания золы углей равен 1 и поэтому корректировка плана мероприятий по снижению выбросов и проекта нормативов ПДВ не требуется.
Письмом от 28.06.2007 N 1213/н Ростехнадзор отказал ФГУП "СХК" в продлении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух со ссылкой на ненадлежащее оформление протокола определения диспансерного состава золы углей, сжигаемых в котельной ТЭЦ ФГУП "СХК" (отсутствует номер протокола, не указан номер свидетельства аккредитации лаборатории, проводившей измерения, не указан способ отбора проб и т.д. (ГОСТ Р 51000.3-96); кроме того, представленные материалы не соответствуют п.5 и п.5.1 приказа Ростехнадзора от 20.02.2007 N 87 в части комплексности представленной на рассмотрение документации.
В этом же письме Ростехнадзор указал, что для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ необходимо: представить протокол определения диспансерного состава золы углей, сжигаемых на ТЭЦ ФГУП "СХК", оформленный в соответствии с установленными требованиями; представить документы, подтверждающие область аккредитации лаборатории электронной микроскопии ТГАСУ; представить документы в соответствии с пунктом 5 приказа Ростехнадзора от 20.02.2007 N 87.
Письмом от 25.07.2007 N 8/1969 Ростехнадзор проинформировал ФГУП "СХК" о том, что в связи с непредставлением документов, подтверждающих область аккредитации лаборатории электронной микроскопии ТГАСУ, основания для продления срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ отсутствуют; следовательно, в настоящий момент ФГУП "СХК" отсутствует указанное разрешение и с 01.07.2007 весь объем выбросов загрязняющих веществ является сверхлимитным, плата за негативное воздействие на атмосферный воздух будет исчисляться с повышающим коэффициентом 25, что ориентировочно составляет 6,5 млн.руб. в квартал.
20.08.2007 ФГУП "СХК" представило откорректированный (с применением коэффициента F=2) проект нормативов ПДВ и заявление на выдачу разрешения на выброс загрязняющих веществ, которые письмом Ростехнадзора от 05.09.2007 N 8/2234 на основании п.7 Инструкции об организации работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы (приказ Ростехнадзора от 20.02.2007 N 87) были направлены в Федеральную службу Ростехнадзора. В связи с проводящейся ответчиком работой по устранению замечаний и доработке проекта нормативов ПДВ, оформленное в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками ФГУП "СХК" отсутствует до настоящего времени, то есть на дату принятия решения арбитражным судом по делу N А67-608/08- 10.04.2008.
Судом первой инстанции также верно установлено, что срок действия выданного ФГУП "СХК" разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками N 4533 от 12.03.2007 истек 01.07.2007. Документально оформленное разрешение на период после 01.07.2007 у ответчика отсутствовало как в 3 -квартале 2007 года, так и в настоящее время (то есть на дату принятия решения арбитражным судом по делу N А67-608/08 - 10.04.2008).
Решением Арбитражного суда Томской области от 22.05.2008г. по делу N А67-764/08, вступившим в законную силу, установлено, что в период с 02.07.2007г. по 24.04.2008г., то есть и в 1 квартале 2008 года, комбинат осуществлял выбросы без разрешения.
При этом в материалах дела не имеется доказательств различия оснований отсутствия разрешения на выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в 3 квартале 2007 года от оснований отсутствия разрешения в 1 квартале 2008 г.
Кроме того, из материалов дела следует, что в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007г. N 204 ФГУП "СХК" был представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2008 года (исх. N 26/608 от 15.04.2008 г.).
Согласно представленным расчетам размер платы ФГУП "СХК" за 1 квартал 2008 года составил 1749679,67 руб., в том числе: за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников - 376360,38 руб.; за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников - 4302,43 руб.; за сбросы загрязняющих веществ - 400425,35 руб.; за размещение отходов - 968591,51 руб.
Плата в размере 1749679,67 руб. была внесена ФГУП "СХК" в бюджеты всех уровней в установленные сроки.
Управлением Ростехнадзора по Томской области в соответствии с возложенными на него функциями администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду была проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы.
В результате проверки расчетов платы Управлением Ростехнадзора было установлено, что размер платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников определен как за выбросы, не превышающие установленные предельно допустимые нормативы выбросов. При этом ФГУП "СХК" не имеет разрешения на выброс загрязняющих веществ от стационарных источников с 01.07.2007г.
В соответствии с п. 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. N 632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Согласно РД 19-02-2007 "Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух" (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007г. N 626) по результатам проведенной документальной проверки, при наличии оснований, плательщику должна быть доначислена сумма недоимки по плате и выставлено требование об ее уплате.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Управлением Ростехнадзора по Томской области на основании сведений о фактических выбросах за 1 квартал 2008 года, представленных ФГУП "СХК" в расчете платы, в соответствии с действующим законодательством был проведен расчет платы за выбросы, согласно которому плата за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников ФГУП "СХК" за 1 квартал 2008 года составляет 9408216,17 руб.
Расчет платы за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников за 1 квартал 2008 года был проведен Управлением Ростехнадзора по Томской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28.08.1992 N 632; "Инструктивно- методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утвержденными Минприроды РФ от 26.01.1993.
При расчете платежей были применены нормативы платы, коэффициенты, установленные Постановлением Правительства РФ "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными, передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" от 12.06.2003г. N 344; ст. 3 Федерального закона РФ от 24.07.2007г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов".
Расчет произведен в соответствии с Приложением 1 "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды": согласно п. 1.3. плата за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ установлены в Приложении N 1 Постановления Правительства РФ "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" от 12.06.2003 N344.
В соответствии с Приложением N 2 Постановления Правительства РФ "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" от 12.06.2003 N 344 коэффициент экологической ситуации составляет 1,2. Применен дополнительный коэффициент 1,2 (выброс ЗВ осуществляется в атмосферу городов).
Коэффициент инфляции на 2008 год установлен ст. 3 Федерального закона РФ от 24.07.2007г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов", согласно которому нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,48, а нормативы, установленные в 2005 году, - с коэффициентом 1,21.
Таким образом, размер платы за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников за 1 квартал 2008 года составляет 9408216,17 руб.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о правомерности требований Управления Ростехнадзора по Томской области, так как они предъявлены в соответствии с действующим законодательством и подтверждены совокупностью имеющихся в деле доказательств.
ФГУП "СХК" в результате своей хозяйственной деятельности в 1 квартале 2008 года оказывало негативное воздействие на окружающую среду и обязано уплатить предъявленную сумму 9031855,79 руб. задолженности по плате за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 110, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Томской области от 27.11.2008 года по делу N А67-4665/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4665/08
Истец: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской обл.
Ответчик: ОАО "Сибирский химический комбинат"
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-363/09