г. Томск |
Дело N 07АП-1267/09 |
" 17 " февраля 2009 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой,
судей: Л.И.Ждановой , В.А. Журавлевой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области
на определение о прекращении производства по делу Арбитражного суда Новосибирской области от 16 декабря 2008 года по делу N А45-19695/2008-46/500 (судья Чернова О.В.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Сибкран Маркет", Телков Владимир Александрович
о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области (далее - ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской области, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску о признании недействительным решения от 24.04.2008 г. N 1389А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Сибкран Маркет".
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 16 декабря 2008 года производство по делу N А45-19695/2008-46/500 прекращено.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской области обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение от 16.12.2008 года в связи с существенными нарушениями судом норм процессуального права, поскольку отсутствуют предусмотренные статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ основания для прекращения производства по делу и разрешить вопрос по существу. Кроме того, Инспекция считает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что налоговые органы не вправе предъявлять друг к другу иски, вытекающие из осуществления возложенных на них законом функций и указанные иски не могут быть предметом рассмотрения арбитражными судами.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по г.Новосибирску, ООО "Сибкран Маркет", Телков В.А.отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие в соответствии со статьей 123, частями 1,3,5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает определение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 декабря 2008 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно договору купли-продажи доли в уставном капитале от 04.04.2008 г., Дитятев И.Н. и Мичук К.Н. продали доли в уставном капитале ООО "Сибкран Маркет" Телкову Владимиру Александровичу.
Как единственный участник ООО "Сибкран Маркет" Телков В.А. принял решение от 22.04.2008 г. об утверждении изменений в Устав Общества и назначении его директором.
Решением участника ООО "Сибкран Маркет" изменен адрес местонахождения: г. Кемерово, ул. Волгоградская, 28а.
22.04.2008 г. Обществом представлены документы в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску, которая приняла решение N 1389А от 24.04.2008 г. о государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО "Сибкран Маркет" за государственным номером 2085473070153.
В связи со сменой адреса юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску дело передано в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кемерово.
ИФНС России по г. Кемерово проведена проверка и установлено, что ООО "Сибкран Маркет" по вышеназванному адресу не находится, что подтверждается протоколом осмотра от 07.05.2008 г. и выпиской из Единого государственного реестра прав, в соответствии с которой запись о регистрации прав на указанный объект отсутствует.
Учитывая, что Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указано на достоверность сведений, содержащихся в учредительных документах и в заявлении о государственной регистрации юридического лица, инспекция посчитала, что данные о местонахождении Общества не отвечают признакам достоверности и нарушают положение указанного выше законодательного акта.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску от 24.04.2008 года N 1389А.
Арбитражный суд, считая, что налоговые органы не вправе предъявлять друг к другу требования, вытекающие из осуществления возложенных на них законом функций, прекратил производство по делу.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 198, пункта 1 статьи 27 АПК РФ и пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", статей 14 и 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации" пришел к выводу о том, что признание недействительной государственной регистрации юридического лица в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице нормами действующего законодательства не предусмотрено, в связи с чем, заявленное требование не подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Указанный вывод арбитражного суда суд апелляционной инстанции находит ошибочным в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 31 Налогового кодекса РФ устанавливает права налоговых органов, однако круг этих прав не ограничен данной статьей.
В силу пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговый орган вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Отсутствие нормы, аналогичной положениям абз. 3 пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", в части первой Налогового кодекса Российской Федерации не лишает налоговые органы прав, предоставленных упомянутым Законом, регламентирующим их деятельность как государственных органов, поскольку указанный Закон не признан утратившим силу в связи с вступлением в действие Налогового кодекса Российской Федерации и является действующим.
Согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 5 статьи 29 Кодекса арбитражный суд рассматривает другие дела, кроме перечисленных в данной статье, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В статье 33 АПК РФ о специальной подведомственности дел арбитражным судам предусмотрено рассмотрение дел арбитражными судами по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 Постановления N 11 от 09.12.2002 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дал разъяснение о том, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела по спорам о создании ликвидации, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и других), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Таким образом, исходя из вышеназванных правовых норм в их совокупности, следует, что налоговый орган обладает правом обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, в том числе, об оспаривании внесения в государственные реестры сведений о создании юридического лица. Указанное заявление подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку спор касается создания (регистрации) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, деятельность которой связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, является необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.
Согласно статьи 4 Закона N 129-ФЗ ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006).
В соответствии с пунктами а) статей 12, 14, 17 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица (статья 12), или при регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица (статья 14), или при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 17), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей за предоставление недостоверных сведений.
Из вышеперечисленных норм следует, что необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006.
Таким образом, действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но и проведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, в том числе, в соответствии с подпунктом в) пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Иное толкование вышеназванных норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в ЕГРЮЛ, - федеральном информационном ресурсе, любых, в том числе, надуманных сведений (например, адресов с реально несуществующими названиями населенных пунктов, улиц и т.д.), в связи с чем, теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абзаца 1 пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Кроме того, наличие недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, каким-либо образом вступающих в отношения с таким хозяйствующим субъектом; создает возможность создания различного рода схем ухода от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды.
Следовательно, одним из оснований для признания недействительной государственной регистрации изменений является доказанная недостоверность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ на основании заявления юридического лица; другим основанием может быть представление в регистрирующий орган неполного пакета документов, предусмотренных соответствующей главой Закона N 129-ФЗ.
При этом, у заявителя отсутствует возможность исключить ООО "Сибкран Маркет" из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", так как применить нормы указанной статьи налоговый орган может только после 04.06.2009 года, в связи с регистраций юридического лица 04.06.2008 года.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для прекращения производства по делу в порядке пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в связи с чем, определение подлежит отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу заявленных требований.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 декабря 2008 года по делу N А45-19695/2008- 46/500 отменить и направить вопрос о рассмотрении заявленных требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Новосибирску от 24.04.2008 года N 1389А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью "Сибкран Маркет" в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
М.Х.Музыкантова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-19695/2008-46/500
Истец: ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской обл.
Ответчик: МИФНС N13 по г. Новосибирску
Третье лицо: Телков Владимир Александрович, ООО "Сибкран Маркет"
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1267/09